VIа. Благодарность читателям

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман

ЧАСТЬ II
ДУХОВНЫЕ ЛЮДИ. ДУХОВНАЯ СТРАНА




VI
Психологические поглаживания виртуального общения.
Благодарность читателям

(продолжение главы)

«Стоит ли продолжать?..»

Рецензент
     Привет, Артур,
     Наконец-то ты начал публиковать свои произведения.
     Они, как никакие другие достойны этого. Мне они нравятся. Ты заслуживаешь того, чтобы тебя публиковали, издавали.
     Хочу процитировать тебе одну мудрость: «Определенные произведения могут иметь успех лишь в те периоды, когда господствует определенное видение мира. Произведения подхватываются потоком времени; но есть и такие, более масштабные, которые погибают, потому что движутся против этого потока» (Л. Фейхтвангер, «Дом Дездемоны, или Мощь и границы исторической художественной литературы»).
     Думаю, что твои произведения когда-нибудь войдут в школьную программу или программу вузов, может быть, значительно позже. Позже. Как всегда в жизни. Может быть после смерти. Но лучше бы в недалеком времени. Мир как никогда нуждается в Лермонтовых и Пушкиных, Артюрах Рембо. Поверь, я искренне рад тому, что ты их стал выводить на свет. Завистников или критиканов, лицемеров и лжецов не пугайся. В «Бесприданнице» один персонаж говорит: «Есть такие границы, за которые осуждение не проникает». Все, что делается от души, должно цениться очень дорого. А все твои произведения идут от души. Это впечатляет. Они глубоки и тонки. Так редко кто способен рассуждать и чувствовать. И душевные раны, боль, печаль, горечь, скорбь, мрак души, метания, противоречия мало кто выносит наружу. Мало кто достигает таких глубин познания человеческой души, чтобы потом выносить это на всеобщее обозрение. Выносить на обозрение свои раны, причем, говорить такими жесткими, порой жестокими словами. Все ведь хотят выглядеть хорошими, правильными, веселыми – часто за всеми этими чертами они скрывают свою пустоту и проблемы, желают ухватиться за другого для своего спасения. Поэтому некоторые произведения могут неосознанно отторгаться людьми, из-за боязни, потому что в них они могут увидеть свои неприглядные черты или свои внутренние метания и злобу.
     Мне приятно, что я оказался твоим первым рецензентом!
     Хоть многие стихи написаны тобой давно, я рад, что ты продолжаешь писать сейчас, набравшись мудрости, усмирив свои желания и эмоции. Жду твоих новых публикаций.
     Черт с ним, что «мир настолько продажен».
     Ты в силах повернуть судьбу и достигнуть богатства и славы.
     Некоторые достигают славы, будучи седыми. Впрочем, как многие.
     И, безусловно, тебе стоит продолжать.
     С уважением и признанием.
     Твой друг.
     Рад, что первый твой рецензент.

Артур
     Спасибо за такие теплые и откровенные слова! Заходи, читай. Выслушаю любое твое мнение.
     Действительно, жизнь такова, что творчество новых масштабных поэтов заглушает существующее в обществе засилье потребительства и поверхностных удовольствий, издание «на потребу» публике романов с вымышленным, нереальным сюжетом, который высосан автором из пальца, когда он сидел «на берегу Женевского озера» у себя дома, пошлых бестселлеров и детективов, пафосных учебников о том, как заработать много денег (мол, «Вы, что еще не заработали? Тогда мы идем к вам!» – Ведь известно, что все заработать их не смогут, даже если прочитают. Но хотят!), лживого гламурного чтива (романов известных лиц; помню такую рекламу: «Такая-то, такая-то – новая яркая звезда». Мол, просим любить и жаловать! Или помню фразу другой «светской львицы» – горе-писательницы: «Молодость – это товар, нужно ею умело воспользоваться»), «сказок» (то есть фэнтези) и тому подобное.
     Новым Лермонтовым или Шекспирам подчас не найти дорогу сквозь эту жирную пленку сливок алчности. Но так было всегда. И так будет.
     Мы сильны не тем, слышат нас или нет. Мы сильны тем, что мы есть. И наше наследие останется.
     Артур.

     «Есть женщины, которых называют божеством…»

Рецензент
     «Есть разные женщины,
     Но вы – та, что со шрамом
     На моем сердце».
     С уважением,
     Марина.

Артур
     Спасибо, это точно: женщин много. Предлагаю вам почитать интересную притчу о разновидностях женщин, называется она «Бедная девушка». Ее вы найдете в Интернет. Хотя вы и так женщина, и все это, наверное, знаете. Но все же… Спасибо за рецензию. Жаль, что шрамы остаются.
     С уважением,
     Артур.

     «Как муж пошел к проститутке»

Рецензент
     М-да…
     А мог бы родителей проведать.
     Надежда.

Артур
     М-нет, по сценарию не мог. Именно к ней, именно к ней.
     Вероятно, женщинам, хотелось бы, чтобы муж в таких случаях пошел к родителям. Муж мог бы пойти к ним, если бы получил соответствующие импульсы от жены. Чтобы он пошел проведать родителей, женщинам не нужно быть капризными и понимать вселенские законы, а согласно ним мужчина поступает именно так, как хочет женщина. Если жена говорит мужу: «Ты меня используешь для секса! Может тебе найти для этого проститутку?», то можете быть уверены, что муж найдет для этого проститутку. И не одну. И не один раз. Произведение направлено на то, чтобы показать женщинам их ошибки. После этого женщины могут стать понятливыми, а не витать в облаках из выстроенных ими иллюзий относительно жизни и собственных правил.
     Счастья вам,
     Артур.

Рецензент
     Ну почему же «по сценарию»? У вас «русским по белому» написано, что муж ставил в упрек жене то, что она недолюбливает его родителей. Вот пошел бы, и долюбил.

Артур
     Счастья вам.
     …
     Последнюю фразу в форме пожелания счастья Артур включил намеренно. Ему сначала хотелось вступить в полемику, «научить», показать правду. Но он вдруг понял, что на другом «конце провода» находится женщина, повидавшие виды, придерживающаяся собственной философии, которую ничем не разрушить. Он просто ответил: «Счастья вам».
     И что характерно? А характерно то, что это последнее пожелание было ею затем удалено. Вероятно, она почувствовала себя «оскорбленной».

     «Но есть другие люди, “Дети вселенной”
     (О чем жалеют перед смертью люди?)»

Рецензент
     Очень правильная идея. Но люди боятся сделать шаг, боятся получить не то, ради чего можно все бросить, поэтому не всем суждено стать счастливыми детьми вселенной.
     Анатолий.

Артур
     Что ж, люди хотят получить любовь. И в этом их главная ошибка в любви. Кстати, то, что они боятся сделать первый шаг – это тоже их ошибка. Но уже вторая, как мне кажется. Чтобы получить любовь, надо хотеть отдавать любовь. В этом случае есть шанс ее получить. Да, некоторые внешне показывают, что не хотят любви. И такое бывает. Значит, не хотят отдавать. Следовательно, и в ответ ничего не получат.
     Человек делает выбор, что ему делать: жить или умирать, любить или ненавидеть – каждый день, каждый отрезок времени своей жизни. Это можно увидеть, если наблюдать. Если люди захотят получить любовь, то они что-то захотят получить взамен, ждать этого, но не получая этого, их чувства будут гаснуть. И, в конце концов, чувства эти и у одного и у другого, стремясь к нулю, часто его и достигают.
     Это как костер: если топчешь его – заставляешь его тухнуть, если дуешь на него – он разгорается. Только давая любовь, можно разжигать ее пламя. Можно это пламя любви разжечь и в другом человеке.
     Если между ненавистью и любовью выбрать любовь, и выбрав любовь, сделать шаг вперед, то есть вероятность, если тот человек напротив также подготовлен, достичь любви. И в этом случае, продолжая работать над собой, можно стать именно такими детьми.
     А по поводу выбора, рекомендую, например, прочитать стихотворение «Убей иллюзии и отплывай на корабле к успеху!» Проблема выбора – это, кстати, тоже одна из серьезных проблем человека.
     Удачи!
     Артур.

Рецензент
     Стихи не совсем понял. Но ваш ответ – вполне.

     «О любви мужчины, которую он не покажет женщине никогда,
     ибо та посчитает его слабым»

Рецензент
     Отвергла, потому что любовь только со стороны мужчины и была.
     Спасибо, здорово написано.
     Анатолий.

Артур
     Вероятно, вы правы. Когда мы не верим собственному внутреннему голосу, который произносит те или иные слова, мы порой отвергаем эти слова, сомневаемся в них. Но раздающийся со стороны голос другого человека произносит такие слова, которые сказаны просто, но оказываются настолько точными, что поражают не только своей простотой, но и своей меткостью, созвучностью с внутренним голосом. Истина всегда проста. Думаю, что ваши слова именно такие. Но… женщины иногда такие загадочные. Даже от такой любви могут отказаться. И порой не сразу, а только по прошествии многого времени, поскольку любовь сильна, мужчина может осознать, что именно так и было по существу: он любил один. Он может осознать также и то, что такая любовь – это проблема не мужчины, который может так любить, а проблема женщины, которая не способна ответить и принять такую любовь. Особенно, если она делает это грубо. Человек, грубо отвергающий чувства другого, получит то же самое по отношению к себе, но в десять раз больнее. Но, думаю, что это никого не утешит. Есть мудрые люди, которые говорят, что в таком случае у этого мужчины любви будет в десять раз больше, а у этой женщины – в десять раз меньше или удар ей будет нанесен в десять раз больнее. Умение отвергать любовь – это искусство: наверно, отвергать ее нужно или сразу или позже, но в тот момент, когда чувства другого человека не начали разгораться все сильнее, и на тот период времени, чтобы подумать, нужны ли тебе эти чувства и этот человек: если не готов принимать любовь, то не следует позволять чувствам другого разгореться. Малейшее сомнение ведет к затяжке времени, затяжка времени – к разгоранию чувств, а разгоревшиеся, но отвергнутые чувства – к боли. Так что в любом случае отвергать любовь нужно тактично: меньше будет боли.
     Спасибо за точность.
     Артур.

     «Есть ли любовь на земле?»

Рецензент
     Привет! Мне конкретно интересно узнать, сколько Вам лет, для таких странных попыток ответить на самим собой поставленный вопрос? Вы на проблему смотрите, как марсианин, потому что проблемы не существует. Любовь на Земле есть!!! А как там на Марсе?
     С уважением,
     Степан.

Артур
     Попытки всегда кажутся странными. Только конкретные действия представляют интерес. Каждый волен задавать свои вопросы. Задавая вопросы, человек часто знает ответ и не нуждается в ремарках. Особенно странных. Особенно землян. Особенно столь уверенных. По поводу того, кто я – вы оказались почти правы, но, к сожалению, ошиблись. На расстояние многих световых лет.
     Это приятно. Что она есть. «А все остальное других не касается»,… как пишут некоторые (см. ниже).
     Успехов вам в творчестве!
     Артур.

     «Есть ли любовь на земле?»

Рецензент
     Каждая женщина хочет того, чего она хочет. А все остальное других не касается.
     Филипп.

Артур
     Отличное замечание!
     Собственно, каждый человек хочет того, что он хочет, например, есть, пить, спать, читать, писать на бумаге и так далее. И что именно он из этого хочет, касается только тех, кто это будет ему давать, обеспечивать (сотрудников ресторанов, отелей, библиотек, магазинов канцтоваров и тому подобное).
     Можно было бы ответить и так: «Каждая женщина хочет того, кого она хочет». И вы тоже были бы правы: все остальное тогда других уж точно не касается. Я имею в виду тех других, кого она не хочет. Часто бывает, что особенно она не хочет как раз защитников такого рода… Если я правильно вас понял… Но если неправильно, то это тоже можно объяснить.
     Что касается женщины, то она – прекрасна. Но только именно женщина, а не та, которая назвалась ею. Не каждая осмелится взять то, чего она хочет. И, вероятно, не каждой можно это дать. И отличить одну от другой можно. И даже нужно. Чтобы искренне желать дать той, которая искренне хочет, то, чего она хочет. И чтобы остальных это действительно никак не касалось. Ни мужчин, ни женщин. Ибо они – другие – будут норовить прикоснуться к этому и урвать кусок себе. А таким не с каждым захочешь поделиться. Это даже вредно. Для некоторых.
     Успехов в творчестве!
     Артур.

Рецензент
     Вы абсолютно правильно меня поняли.

     «Но есть другие люди, “Дети вселенной”
     (О чем жалеют перед смертью люди?)»

Рецензент
     Люди, конечно, жалеют о многом… Скажем – почему они не попробовали покорить Эльбрус, или написать книгу, или поступить в вуз, или выучить испанский, или… да много этих «или». Но согласен. Внутренние препятствия – мешают жить. Согласен. Правда, они же порой позволяют взглянуть на себя в глубокой старости.
     С уважением,
     Ильмир.

Артур
     Человек жалеет о многом, безусловно. Чужие ошибки часто никого не учат и учиться на своих ошибках стало модным – везде успеть, всего нахвататься. Но удовольствия не приносят счастья. Счастья не накопишь, копится лишь страдание. А сожаление приходит больше к мужчинам. Женщина же никогда не раскаивается. Как правило. Но могут быть и исключения. Что касается старости, здесь я могу только предполагать. А на себя можно посмотреть и в молодости. Внутрь себя заглядывать никогда не поздно.
     С признательностью,
     Артур.

     «Просто прими это!»

Рецензент
     Все верно! Единожды отказавшись, второй шанс может и не представиться!
     Лариса.

Артур
     Лариса, спасибо за понимание. Это слова, над которыми нужно было бы, вероятно, задуматься тем, кто хочет задуматься. И еще: у другого автора есть аналогичное мнение… Прочитали?
     Артур.

Рецензент
     Да, прочитала. Созвучные слова.

     «Почему люди пишут стихи?»

Рецензент
     А вот интересно, почему написана эта, в общем-то, полная отчаяния, статья? Вы только взгляните чуть со стороны – «почему вы пишете, почему вы хотите быть другими?» Ну, пишут. Ну, не умеют любить (и писать тоже не умеют – ни об этом, ни о чем…). Ну и что? Это Ваша попытка исправить мир?
     Конечно, можно попробовать, но человек так устроен – он склонен подражать кому-то: вожаку, кумиру, модели… Родителям, в первую очередь.
     Родители меня не «воспитывали». Они просто честно прожили свою жизнь. И я не пытаюсь «исправлять» других, хотя мне было бы приятно, если хотя бы сыновья держали хотя бы мою планку (к сожалению, мы слабже предков наших, но я стараюсь, по возможности, хоть в чем-то быть не хуже их; если не в стойкости, твердости, то хотя бы в отношении к работе, к окружающим).
     Только так можно исправить этот мир – в том числе и стихами. Не надо в них закатывать истерики типа «утоплюся!», но следует, наверное, рассказать о свом роде, о себе – кем были, что делали: дать ту самую планку, тот плинтус, ниже которого никак нельзя.
     Вот так у меня появился свой цикл рассказов об отце, маме, родне, старших знакомых…
     Не помнить о них? Не рассказывать об этом другим?
     Не вижу смысла.
     Евгений.

Артур
     Евгений, человек не устроен, чтобы подражать кому-то. Его этому обучают.
     С тем, чтобы честно прожить жизнь, согласен.
     Только сам человек способен изменить себя. Никто другой.
     Топиться не надо.
     И смысл статьи в другом. Рекомендую, если вам это интересно…
     Удачи в творчестве!

     «Бедняк и принцесса»

Рецензент
     Весьма поучительно.
     Александр.

Артур
     Да, Александр, действительно, поучительно. Вот только будут ли сделаны выводы? Задумаются ли принцессы, да и вообще все люди, о сущности любви?
     Артур.

     «Одни истекают кровью, другие проливают слезы»

Рецензент
     Удивляюсь, как у Вас и про половинки и в то же время «Мы должны найти друг друга!»
     Лариса.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/31/2157

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/31/2109