Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012
Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества
роман
ЧАСТЬ II
ДУХОВНЫЕ ЛЮДИ. ДУХОВНАЯ СТРАНА
VI
Психологические поглаживания виртуального общения.
Благодарность читателям
Много своих произведений Артур разместил в свое время на литературном сайте в Интернет. Однако, поскольку он не стремился к виртуальному общению, рецензии ему писали мало, впрочем, как и он сам. Если бы чаще писал другим, то писали бы и ему. Но ему это было не нужно. Тем не менее, Артур всем, обратившим внимание на его творчество, был благодарен.
Итак…
«О “половинках” в любви и о своем месте в жизни»
Рецензент
А если эта искренность взаимная, «а не в ответ на чью-то любезность»?
Есть и другой взгляд на «половинки».
С уважением,
Антон.
Артур
Если искренность взаимная, это здорово!
Я придерживаюсь мнения, что люди сами вольны выбирать свою жизнь и спутников, а не надеяться на чудеса. На небесах ничего не решается. Если считать, что решается все на небесах, то это называется фатализмом. А это пассивная жизненная позиция. Психологи и психиатры считают, что чаще всего решения людей продиктованы наследственностью, родительским воспитанием в детстве и мыслями в голове человека. Да, можно ждать и искать эту «половинку», но можно и не найти. А можно встретить хорошего человека и создать с ним единение.
Посмотрев друг другу в глаза, люди могут пройти мимо, даже если у них есть сильное взаимное притяжение. Да, могут пройти. Об этом, в частности, мое произведение «Просто прими это!» и некоторые другие (например, также «О поэте и о его письме возлюбленной незнакомке»). И что же после этого, после того как прошли? Будут ли они считаться «половинками»?
А как на счет фильма «Безымянная звезда» с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской в главных ролях? Ведь то, что произошло между их героями в фильме была настоящая любовь! А зарождалась она, помните как? Никак. Уж точно не встретившись взглядами. Напротив, с ее упреками и его терпимостью к ним, но одержимостью в том, что касалось его увлечений, когда он показывал ей на небе, где находится звезда, которую он открыл.
Кроме того, неизвестно, что будет после десяти, двадцати или тридцати лет совместной жизни у людей, которые себя считают половинками. Любовь проверяется временем. Иногда сомневаешься, любовь ли это, и только расставшись, понимаешь, что это она и была. Была, но потеряна. В жизни не все так однозначно: посмотрел в глаза другому, ахнул, подумал: «Ну это точно он (она)!»; но стоит лишь обоим раскрыть рты, понимаешь, что-то не то… Это воздействие друг на друга природного мужского и женского магнетизма, влюбленность, но не любовь. О взаимном притяжении и любви немного написано в стихотворении «Надо уметь не влюбляться». Безусловно, нет ничего лучше истинной взаимной любви, светлых, искренних чувств, а тем более, если они рождаются так – из искры, молнии. Как говорилось в революционные годы: «Из искры возгорится пламя!» (Главное, чтобы это пламя не изжарило обоих, и все не закончилось так, как обычно гаснет костер). И очень важно эти чувства сохранять всю жизнь, быть терпимым друг к другу и умело «работать» с нападками завистников. И после передать эту любовь детям, рожденным в такой любви. Я за такой счастливый конец!
Вообще-то я не любитель писать рецензии, потому что мало читаю стихов на сайте. Поэтому спасибо вам. Я больше сам пишу, а читаю в основном другую литературу. Но всегда рад ответить честному и искреннему человеку на его замечание или мнение. Наверное, поэтому у меня такие развернутые ответы. Ха! Если уж пишу, то много!
Счастья вам,
Артур.
«Почему люди пишут стихи?»
Рецензент
Читал, читал, ваш полет мысли, но так и не понял, что вы хотели этим сказать… Хорошо ли писать стихи и надо ли это делать и вообще, не социально ли опасное это дело? По мне писать стихи, равно как и читать – сугубо личное дело. Как ты пишешь и как тебя читают, зависит от многих факторов. Главное – интерес в любых проявлениях… О человеке-роботе, о роботизации общества – не знаю. Даже думать о подобных вещах страшно. Но уверен на сто процентов, что искусство наоборот делает из нас людей развитых эстетически и преподносит новые горизонты познания и мысли.
Владимир.
Артур
Владимир,
Со всей признательностью к вам хотел бы все-таки кое-что заметить относительно вашей рецензии. И в частности, следующее.
Я думаю, то, что вы называете полетом мысли, скорее является эссе (а эссе, как вы знаете, это – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно). По-видимому, мое произведение этим критериям соответствует. Значит, можно сказать, что написать эссе мне удалось.
Если не поняли, о чем речь, может быть, стоит перечитать еще раз, даже не один. Но если все равно не поняли, то ничего не поделаешь. Значит, поймете позже. По-моему, автор «Капитанской дочки» не давал никаких комментариев в журналах, о чем он хотел сказать в повести. Но мы-то с вами из школьной программы знаем, что что-то все-таки хотел.
Во-вторых, в эссе нет упоминания о какой-либо социальной опасности стихов. Речь идет в частности о «масках», которые люди надевают при общении с другими; они строят иллюзии относительно других людей, разочаровываются в этих людях, разочаровываются в собственных иллюзиях, а затем, иногда случается, пишут стихи.
Вы верно подметили, что писать стихи или читать их – это сугубо личное дело. На это и указывается в первом абзаце эссе – это личная проблема каждого. Вообще жизнь человека – это лишь его личная проблема. Не знаю, будет ли вам это понятно?
В-третьих, если желаете, ради эксперимента, почитайте рецензии авторов и ответы (замечания) на них на этом сайте, и вы увидите общую их тенденцию: друг друга хвалят, особенно мужчины женщин, женщины при этом часто надевают маску загадочности, которую мужчины хотят сорвать. Это факт. Происходит обмен энергией. Получая такого рода «рецензии», люди получают психологические поглаживания, и «подпитавшись» немного, продолжают что-то писать снова. Глубокой профессиональной критики вы зачастую не увидите. Зрелые мысли в рецензиях часто отсутствуют. В основном в рецензиях отмечаются лишь отдельные слова или строчки в стихах. Наверное, это связано с тем, что иногда ничего, кроме какой-то строчки в стихах, отметить невозможно. Когда женщины хвалят женщин (или девушки девушек) – это часто напоминает ребячество и игры в куклы.
Насчет интереса в любых проявлениях к стихам вы правы. Эссе само по себе сочинение такого объема, который не позволяет показать глубину той или иной проблемы. Поэтому, читателю может быть что-то непонятно. Для понимания часто нужно находиться на одном уровне с тем, кто написал, или быть в таком состоянии, которое позволит понять написанное. Это ни коим образом не должно вызывать антагонизм между этими двоими (автором и читателем); просто так уж повелось в жизни, что иногда нужно быть, «поймать» состояние писателя, собеседника, мужчины, девушки. Нужно быть искренними. Тогда и жизнь и отношения будут искренними, а не игрой масок.
В-четвертых, о роботизации и запрограммированности людей довольно много написано в частности Эриком Берном, Эрихом Фроммом и многими другими авторами, поэтому вы сами можете познакомиться с литературой на эту тему. А думать и говорить об этом, я считаю, как раз нужно, так как страх лишь способствует рождению новых иллюзий. В эссе так и написано: «Может, мы все хотим остаться в иллюзиях?.. Поэтому и создаем этот мир».
В-пятых, не всякое искусство, как вы говорите, «делает из нас людей развитых эстетически и преподносит новые горизонты познания и мысли». Часто произведения лишь формально являются искусством, но по сути никакой значимости ни для кого не представляют.
И последнее, в качестве резюме или общего пояснения. Вообще, важны искренние человеческие отношения. Люди сами устали от лжи и своих игр. Но продолжают в них безудержно играть, купаться во лжи, не зная, быть может, как из этого выбраться. Неискренностью, лживостью, масками, которые люди надевают, попирается любовь, извращаются настоящие чувства и отношения, люди пренебрегают ими, надсмехаются над искренними чувствами, не умеют их распознать. С помощью своих масок и игр люди общаются лишь поверхностно. А это значит, что глубоких искренних отношений между ними не получится. Поэтому появляются стихи: иногда драматичные, иногда непонятные, иногда радостные, словно отражение взгляда из-под розовых очков их написавшего.
Просто, прочитайте.
Успехов вам!
Артур.
«Порою я, закрыв глаза, представлю пред собой…»
Рецензент
«Где моря запах, волон плеск» не очень удачная строка. Правильно – волны!
Андрей.
Артур
Андрей, в приведенном ниже стихотворении есть три «странных» слова: «полн», «широкошумные» и «дубровы». Удачны ли они?
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира.
Быть может всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и сомнений полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
А.С. Пушкин, «Поэт», 1827
Спасибо за ремарку. Но, может быть, слово «волон» в данном контексте лучше, чем «волны».
С уважением,
Артур.
Рецензент
Но Вы же не Пушкин, в то время можно было все, и великим поэтам прощается все!
Артур
Ха-ха! Отличное замечание!
Надо сказать, в наше время можно еще больше!
И вы точно заметили: я не Пушкин, и великим поэтам прощается все!
«Что будет, если я умру?»
Рецензент
Прекрасное стихотворение. С глубоким философским смыслом, и преподнесенное в изящной форме. Мне очень понравилось. Красиво, не запутано, легко читается и оставляет светлый след в душе.
С уважением,
Алина.
Артур
Спасибо, Алина. Ваш комментарий содержателен: это очень приятно – видеть глубину сказанных слов, произнесенных изнутри, неподдельно. Полезно оставлять светлый след в душе человека, ведь он так нуждается в любви!
Артур.
Рецензент
Благодарю и Вас. Мой комментарий и не может быть другим, ведь я – филолог. Любовь есть высшее благо во всех ее проявлениях. Как я писала в одном из стихотворений: amore vincit omnia. Счастья Вам!
«What is love?»
Рецензент
Последняя строка просто убийственна!!! Я плачу.
Анастасия.
Артур
Настя, хорошо бы улыбаясь, плакать после всего этого… от счастья… Правда?
Улыбок Вам и счастья безмерного!
Артур.
Рецензент
Да, конечно же! Плакать от счастья… М-м-м… Вот бы попробовать однажды!
Спасибо Вам за добрые пожелания!
С признательностью,
Анастасия.
«Бедняк и принцесса»
Рецензент
Бедняк и принцесса – это не сказка, а часто повторяющаяся история несчастной любви, которая была, есть и будет жить в наших сердцах. Спасибо.
С теплом,
Анатолий.
Артур
Анатолий, спасибо за высказанное мнение. Пусть это даже история, но написана она в стиле сказки, сказки для взрослых. В сказке всегда намек. В ней присутствует некая мудрость, которая, быть может, заставит задуматься людей о ценностях, о любви и своем истинном пути.
С признательностью,
Артур.
«Тебя никто не знал, тебя никто не ценил…»
Рецензент
Очень глубоко… понравилось…
С теплом,
Виолетта.
Артур
Большое вам спасибо, Виолетта, за отзыв.
Это точно, что глубоко. Это откровенно, разрушая иллюзии.
Артур.
«Девушка, которая спасет»
Рецензент
А знания – в Вас самом, поверьте…
Мария.
Артур
Согласен, что в принципе все находится в нас самих. Только следует больше прислушиваться к своей душе. Только вот, какие знания применительно к данному стихотворению вы имеете в виду? Знание того, кто та, которая так далека и так близка?
Спасибо вам за ремарку! Заходите.
P.S. У вас на страничке прочитал высказывание Жорж Санд («Сопротивляться любви – значит снабжать ее новым оружием») – оно в точку. Наверное, Ж. Санд сама это пережила, что высказала это. Не знаете?
С признательностью,
Артур.
Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/31/2126
Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/30/2213