Что помню. Военные трофеи

Аделаида Дусина
   В квартире у нас были интересные вещи, которые, как мне объяснила мама, дедушка привез с войны, как военные трофеи. Самым главным трофеем была огромная кровать светлого дерева с пружинным матрасом. Она стояла в бабушкиной комнате и на ней до школы или даже до 4-го класса спала я с бабушкой. Кровать казалась мне гигантской, но на самом деле это была лишь половина от супружеского немецкого ложа, состоявшего из двух кроватей с раздельными матрасами. По спинке кровати это было видно, потому что она была не симметрична, а представляла собой как бы половинку от одной большой спинки. Кровать стояла в углу комнаты,  у двери, спиной к окну. Как гласила семейная легенда, вторую половинку кровати забрал дедушкин фронтовой друг Юра Титаренко. Эти Титаренки жили после войны в Питере, но очень дружили с нашей семьей. О них я расскажу в другом месте.

   Кровать бабушка каждое утро тщательно застилала огромным кружевным гипюровым покрывалом на розовом чехле. Это покрывало тоже было «трофеем». Было очень красиво. Днем лежать на кровати не полагалось. Однажды, обидевшись за что-то на бабушку, я маникюрными ножницами вырезала из этого гипюрового великолепия шмат, диаметром сантиметров 7. Специально резала по кругу, чтобы труднее было зашить. Попало мне сильно, дырку более или менее незаметно заштопали и покрывало украшало кровать до того времени, пока ее (кровать) не отдали каким-то любителям старины, возможно, Гришуниным. Вместо нее в комнате появились две тахты с выдвижными ящиками, которые были сделаны на заказ на мебельной фабрике, и сейчас заканчивают свой век в Боровске. А покрывало мама с бабушкой еще долго использовали  на разных ролях (занавесок, вставок, воротничков и т.п.), пока его последние кусочки не истлели где-то в кухонных тряпках.

   Большой столовый сервиз тоже принадлежал к «военным трофеям». Белый фарфор с тонким золотым ободком по краю. Помимо обычных глубоких, мелких и закусочных тарелок, блюд, соусников  и т.п., в этот набор входило около  десятка квадратных судков: от большого - литра на 3, до самого маленького -  грамм на 200. В буфете они стояли горкой, как матрешки, вставленные один в другой.  Этот сервиз использовался только в торжественных случаях, при этом судкам отводилась главная роль. Дед был заядлый рыбак, и фирменным блюдом в нашей семье считалось рыбное заливное, которое как раз и подавалось в этих судках. Значительная часть этого сервиза цела до сих пор, но уже не является парадной посудой, а используется на кухне каждый день.

   Еще были вещи, которые на самом деле не были «военными трофеями», но в моем детском сознании все равно как-то ассоциировались с рассказами о войне и первом послевоенном  времени. Во-первых, это бабушкин и мамин шелковые халаты. Те самые «с драконами и змеями», о которых пел Высоцкий. У бабушки халат был жемчужно-серый, а у мамы – черный. Это были китайские халаты, и рисунок на них из драконов и пагод был очень яркий и казался мне «шикарным». Сохранились фотографии, на которых мама с бабушкой в этих халатах держат меня на руках.

   Из той же «китайской» серии была гигантская хлопковая скатерть, с теми же пагодами на бледно розово-зеленом фоне. Эта скатерть составляла фон для трофейного сервиза на наших торжественных семейных застольях. Потом я во многих домах  видела подобную скатерть. Очевидно, это были те самые  китайские товары, которые появились тогда в качестве первого импорта в наших магазинах. Скатерть цела до сих пор, но используется редко, потому что сейчас у нас накрывают стол на десять человек от силы раз в год, на дедовский праздник встречи выпускников МВТУ им. Баумана.