Земля круглая

Юрий Басин
       Так иногда говорят, если неожиданно встречают знакомого человека где-то совсем в другой точке планеты. У меня так было несколько раз. Правда, всегда находилось простое объяснение этого на первый взгляд странного явления.
        В первом классе (ещё до войны, в Севастополе ) одна моя одноклассница запомнилась мне тем, что пела на школьном концерте песенку про тенистую полянку и ручеёк. Через шесть лет, после войны, в пионерском лагере около грузинского города Поти я снова её увидел, и снова на самодеятельном концерте! Она опять пела песенку, только другую - что-то уже про любовь, про милого дружка. Она конечно подросла и повзрослела, но я сразу её узнал. Однако подойти к ней и напомнить, что мы когда-то учились в Севастополе в одном классе, я постеснялся. Конечно, встреча была неожиданной, но ничего загадочного в ней не было. В начале войны много севастопольских предприятий было эвакуировано в Поти, и многие севастопольцы после войны ещё жили там.
        В Поти же нашими соседями была армянская семья, где был парнишка года на три младше меня. Через несколько лет я встретил его в военно-морском училище в Баку. Но и тут ничего странного не было: мы оба попали в это училище, потому что оно было ближайшим к нашему тогдашнему месту жительства.
        Во время учёбы в училище я проходил летнюю практику в Севастополе на эсминце "Бессменном". Нашу группу курсантов возили на один день в порядке экскурсии на крейсер "Дзержинский", чтобы показать новую тогда технику и организацию боевого информационного поста (БИП). Крейсер стоял в Севастопольской бухте, работы по монтажу и отладке БИП на нём вели гражданские специалисты из какого-то московского НИИ. Один из них подробно рассказал нам об устройстве и работе БИП. Через несколько лет, когда я уже работал в Сухумском Физико-техническом институте, он пришёл к нам заведующим лабораторией! И в этом тоже не было ничего удивительного, потому что он был родом из Сухуми, и вернулся жить на родину.
        Я писал также о Гене Абрамове, с которым мы вместе учились в училище, только на разных курсах и разных факультетах, и как мы потом встретились в Сухуми.
        Была ещё одна совсем удивительная встреча. Когда я учился заочно на радиотехническом факультете Томского Политехнического института, я каждый год ездил в Томск на летнюю экзаменационную сессию. После четвёртого курса перед каким-то очередным зачётом нужно было выполнить лабораторную работу по сборке простенького звукового генератора. Макет генератора был уже практически собран на панели, нужно было только правильно соединить проводками узловые точки схемы. Пустяк для радиолюбителя. Когда генератор заработал, и в контрольном динамичке раздался нужный писк, я сделал то, что на моём месте обязательно сделал бы любой радиолюбитель-коротковолновик - взяв поудобнее в руку кончик провода, стал выпиливать "морзянкой" общий вызов "CQ CQ de UF6UA" ("Всем, всем", и мой тогдашний радиолюбительский позывной). Вдруг откуда-то из противоположного угла большого лабораторного помещения среди разноголосого писка до меня доносится "UF6UA de UA9KHB". Это меня кто-то вызывает позывным коллективной радиостанции института! Мы провели таким способом полноценную "радиосвязь", после чего я ему передаю "Встань", и сам поднимаюсь. Встаёт длинный лохматый очкарик с широкой улыбкой на лице. Мы познакомились, и как это обычно происходит между радиолюбителями, поговорили на интересные темы. Он действительно оказался одним из операторов институтской радиолюбительской "коллективки". После этого мы с ним расстались, а год спустя выхожу я из своей комнаты в нашей лаборатории, и вижу - по коридору идёт этот лохматый с бумажкой в руках и читает на дверях таблички с номерами комнат. Я ему: "Здравствуй, как ты сюда попал?" "Ищу такую-то лабораторию". "Так это же наша!!" Его распределили в наш институт, а отдел кадров направил его в нашу лабораторию. Правда, в наш институт он попал потому что был сухумец. А то, что отдел кадров направил его именно к нам - было действительно чудо!
        Вот такая круглая Земля!