Суррогат

Раиса Футорняк
Роза с ароматом освежителя воздуха.
Птица, привязанная верёвкой к карусели «Ветерок».
Пчела, творящая мед из тазика с сахарным сиропом.
Белка с париком вместо хвоста.
Река с асфальтированным дном.
Беременная женщина с силиконовым декольте.
Поцелуй через стерильный бинтик.

Пожалуй,  достаточно для увертюры. Будем считать, что предвкусие состоялось…  Занавес, господа! 

   Билеты были куплены за две недели до премьеры.
Моя дочь, студентка-первокурсница, жила в предвкушении…, продумывая свой гардероб. Внутренний позитивный настрой пирамидально устремлялся к вершине, знаковому событию, которое хотелось прочувствовать в исконно классическом варианте: в Днепропетровском Академическом Театре Оперы и Балета  ставили балет  «Лебединое озеро».
   Как часто мы смотрим балет? Посещаем театр? Полагаю, что большинство читателей ответит «не часто». Для моей дочки и ее однокурсников  это был первый балет в  жизни. Обучение в музыкальной школе сформировало у дочери четкое представление о музыке Петра Ильича Чайковского, поэтому спектакль виделся торжеством классического искусства.

   Итак, наступил долгожданный вечер! Молодые люди вошли в Храм Искусства. Фойе. Гардероб. Зеркала. Высокие своды. Негромкие разговоры, волнующее прикосновение к либретто… В лицах людей, заполнявших партер, амфитеатр, балконы, светилось ожидание встречи с прекрасным! Мягкий свет оттенял рельефные и бархатные поверхности зала,  люстры дворцовых форм притягивали взгляд и рождали ощущение связи со зрителями прошлых поколений XIX века. Таинственными фалдами ниспадал занавес, скрывая за тяжелым пологом сказочно притягивающее  действо…
Третий звонок пригласил последних гостей. Приглушенно уходил свет… Внутренний трепет источали завороженные взгляды зрителей.  Царственным жестом загадочность вошла в хоромы зала, приветствуя всех пронзительной тишиной…
   Пространство заполнили волшебные звуки увертюры П.И. Чайковского. 
Но что-то определенно было не так…
«Мама!, - рассказывала дочь после спектакля, - я не могла понять, почему мне неуютно, что мешает принять эту музыку? Почему не охватывает эйфория грандиозного начала?!»
Смятение девочки, вдруг, приобрело конкретную форму, - она осознала,
что оркестровая яма пред сценой пуста!
Пустота…
Играет запись…
Сказка не состоялась!

   Не нужно быть корифеем балетного искусства, чтобы понять неотъемлимость и теснейшую связь живого оркестра и балета!
Тонкая чувственная нить от дирижерской палочки  до каждого звука оркестра, каждого  движения, происходящего на сцене, соединяет и сплетает кружево единой композиции в шедевр!
Маэстро проживает весь спектакль общим дыханием музыки, танца и чувств зрителей.
Балерина всегда танцует свой танец заново: темп её движений, высота и длительность прыжка, энергия вращений, пластика выразительности, - все неповторимо индивидуально! Её живой танец поддерживается живой музыкой и живой паузой…, которую важно не нарушить, потому иначе  не поверит зритель! Пауза – великая составляющая реальности! Она завершает и рождает новое начало, она вмещает аплодисменты и чувства зрителей, она в каждом спектакле другая… Разве может фонограмма не разрушить своей шаблонностью этот удивительно тонкий мир?! Роль Маэстро – дирижера просто не заменима!
И как же пережить балет без оркестра?! Ни одна запись в мире, даже самого высочайшего качества не может повторить гармонию живого звука! Струны, клавиши, ударные, духовые партии – это  кровь, тепло и дыхание тела музыки. Не возможно  жизнь заменить суррогатом!
   
   Однако спектакль продолжался. Дежурно. Стандартно. Фальшиво.
Мог ли предположить подобное Петр Ильич?!
Моя дочь испытала глубокое разочарование.
Так наш мир заполняет пошлость.
Так рождается порнография.
Так растлеваются души.