Валерий Золотухин. земное явление стало небесным

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

Валерий Золотухин

земное Явление стало НЕБЕСНЫМ

21.06.1941 - 30.03.2013

Народный артист РСФСР (1987)


Сейчас узнал о его смерти. Слово «потрясён» не может отразить той горечи, которая есть в слезах. А они не слушались, когда я прочитал эти слова: «не стало».
КОГО не стало?!

КОГО!

Многие и при жизни о нём говорили, и сейчас в «инетовских некрологах» пишут: «не был поклонником его таланта, НО…».

Но………………………….. ?????????????????????
 
Но почему? А потому что он – Бумбараш (гайдаровский «Бумбараш» 1970), инспектор Серёжкин (можаевская трилогия В. Назарова и А. Разумовского: «Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля», «Предварительное расследование»), зажигательный бродяга и бытовой мыслитель Филька («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» А. Митты 1976), Коля Касаткин (нилинская «Единственная» И. Хейфица 1975), Бен Ганн («Остров сокровищ» В. Воробьёва 1982)…

«Неотмирасегошние» они все.

То есть ни один не похож на другого и на всех нас, но каждому веришь на все 200!!!!! Потому что в каждом есть то, чего не достаёт каждому, и мы над этим при жизни Валерия Сергеевича иронизировали. Есть, есть, увы, такая защитная «рефлексия» бронированного, упакованного  и сурьёзного эгоиста  перед русской звенящей «простодыростью» - то есть природной беззащитной искренностью.

А автор один – Он.

И голос! «Там среди пампасов» («12 стульев»  Л. Гайдая 1972), «Вдруг как в сказке скрипнула дверь» («Иван Васильевич меняет профессию» Л. Гайдая 1974), «Барыня-речка, сударыня речка» («Инженер Прончатов» В. Назарова 1972), «А наш роман и не роман, а так - одно название» («Берега» 1973)… Согласитесь, каждая песня не просто дешёвое слово «шлягер» (хотя уже на десятилетия!), и не просто украшение фильма, а великая роль!
Не зря, ох, не зря Золотухин был советским мейстерзингером, воплощал площадных песнопевцев, странствующих трубадуров, ярмарочных скоморохов (булгаковский  «Бег» Алова и Наумова 1970, тургеневская «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» В. Турова 1972, ладинская «Ярославна королева Франции» И. Масленникова 1979).

Это уже элемент смеховой карнавальной культуры, равного в коей у нас ему, пожалуй, и не было!
 
В 9-м классе прочитал его юмористическую, точнее, автобиографическую (что однородственно) повесть. При желании Валерий Золотухин  мог бы стать выдающимся юмористом.

Стал же ЗОЛОТУХИНЫМ!
Он один такой!

И нет для актёра, для человека высшей рекомендации в Вечность! Хотя он и при жизни отчего-то казался вечным… что ж…

земное Явление стало НЕБЕСНЫМ на века!


Из биографии
Родился 21 июня 1941 года в деревне Быстрый Исток, Алтайский край.
Судьба с самого начала была сурова и не благосклонна к Золотухину. С детства он мечтал стать актёром, он просто не представлял себе иной дороги в жизни. Однако было у Валерия почти непреодолимое "но" на пути к своей мечте.
В детстве ему пришлось перенести тяжёлую болезнь. Несколько лет лежал он прикованный к койке. До десятого класса ходил на костылях. И всё же верил, что станет актёром. Над ним посмеивались в школе и дома - уж куда, мол, тебе в актёры, если ходить нормально не можешь. Но он с фантастическим упорством, преодолевая и боль и собственные сомнения, делал все, чтобы оставить костыли. и уже в десятом классе, на школьном праздничном новогоднем вечере, буквально потряс всех, сплясав "Яблочко".

После школы, оставив алтайскую деревню Быстрый Исток, он впервые в жизни сел на поезд и поехал в Москву поступать в театральный институт. Никто - даже самые близкие люди - не верили в его успех. А он все же добился своего и поступил в институт.
С блеском закончил ГИТИС по отделению музыкальной комедии (1963).

У него был прекрасный голос, бесспорный талант комика. А он, опять удивив всех, пошел работать туда, где начинать ему было явно труднее, - в драматический театр. Играл в Театре Моссовета (1963-1964). Всё у него здесь получалось интересно, его работы горячо принимали зрители. Но однажды, побывав на спектакле в Театре на Таганке, он буквально заболел этим театром. И он ушёл туда. А некоторое время спустя стал одним из самых ярких и интересных его актёров.

Был художественным руководителем Молодежного Театра Алтая(МТА), г.Барнаул, "вел" курс молодых актеров в Алтайской Академии Искусств и Культуры. Автор нескольких книг. Член Союза писателей РФ.



Ушёл из жизни 30 марта 2013 года.
театральные работы
* М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" - Грушницкий;
* "Добрый человек из Сезуана" - Водонос;
* "Жизнь Галилея" - Маленький монах;
* "Послушайте!" - лирический Маяковский;
* Горький "Мать" - Андрей Находка
«Кино-театр. Ру»

Яркие роли в кино: Петя Трофимов  («Пакет» В. Назарова  1965), Женя Ксидиас («Интервенция» Г. Полоки 1968), князь Егорушка («Цветы запоздалые» А. Роома 1969), большевистский секретарь Горский («О друзьях-товарищах» В. Назарова 1970), Нестор Махно («Салют, Мария!» И. Хейфица 1970), старлей Васильев («О тех, кого помню и люблю» 1973), плут Лутоня  («Царевич Проша» Н. Кошеверовой 1974), дядя Саша («На всю оставшуюся жизнь» П. Фоменко 1975), Макарушка («Смешные люди» М. Швейцера 1977), Моцарт  («Маленькие трагедии» М. Швейцера 1979), "Михгав" («Наше призвание» и «Я — вожатый форпоста» Г. Полоки 1981-87), Киврин («Чародеи» 1982), Пантелей («Демидовы» Я. Лапшина 1983), «убийца» хулигана Мухин («Средь бела дня» 1983), Иван Андреевич и капитан Копейкин, почтмейстер («Мёртвые души» М. Швейцера 1084), Дмитрий Громцев («Человек с аккордеоном» 1985),  Хали-Гали («Участок» 2003), вампир и «мясник» («Ночной Дозор» и «Дневной дозор»), егерь в Завидово («Брежнев» 2005), Никанор Босой («Мастер и Маргарита» В. Бортко 2005), Феликс («Птицы небесные» 2005) и мн. др.


Кадр из фильма "Бумбараш"