Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 3-6

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь моя, как осенний листочек.

 

Глава 3. «Переворот судьбы»
Часть 6. «Сердце к твоему приковано, околдовано»


Сердце моё приковано, околдовано...
Пришито тонкой нитью нескончаемой
Любви, где только ты и я влюблённые,
Бьёмся мы, словно рыбой об лёд зимой...

В страстной любви, то  вспыхиваем
То охлаждаемся, то натягивается нить,
Возвращается - сильно бьёт, ударяясь
По телу, потом,  пятном оставляя шрам.

Зачем Любовь качает над волнами?
Штормит - плачем о  нашей жизни,
Затишье на море - в лазури наступает,
Так и в семье, то война, то  Любовь!
http://www.proza.ru/2011/01/11/1133


   
    Жизнь – это волна страсти, то нахлынет, то отходит, царапая за-
пястье. Так и у нас, не получилось сделать, как хотели – Лиличка
уже обручена. Она заканчивает школу на отлично, я покупаю всем
билеты, и Эдику тоже, так как он изъявил желание тоже вместе с
ней поступать в институт. Каждый день они были вместе. Однажды
вечером Лили сказала мне: «Мама, я тебя очень прошу, не покупай
приданое, как у Марины. Ты лучше Эдика одень красиво». Я согла-
силась – она была права. Позвонила по всем знакомым. В то время
много было в продаже товара, завезённого из-за границы. И мне ска-
зала Алиса, мать Баграта, что в Тбилиси сейчас гостит её двоюрод-
ная сестра из Бейрута, столицы и крупнейшего города Ливана, и что
может нас отвезти к ней. Вечером я заехала за Эдуардом, и вместе с
Алисой поехали отовариваться. Нам там крупно повезло – на его раз-
мер было очень много костюмов и обуви из последней моды... Всё
было очень дорого, но зато великолепно подошло. Что значит одежда
– он полностью поменялся. Мы набрали полных два чемодана, начи-
ная с носков и ремня, кончая красивой кожанкой, дорогой итальян-
ской курткой. Она мне так понравилась, что купила уже и всем своим
мужчинам, разного цвета, четыре штуки. Только за куртки отдала,
поверьте, большие деньги на то время, а ещё набитые два чемодана
импортной одежды – обошлось в круглую копеечку.
    Я и не думала дочке не давать приданое. Просто я хотела, чтобы
он одевался, не отличаясь от нашей среды. Даже успела до отъезда
сделать ему коронки и восстановить потерянные зубы. Я никогда не
считала, что он зять – просто стал одним из членов нашей семьи.
Дочкиных мужей больше считала сыновьями, хотя старший зять все-
го лишь на двенадцать лет был младше меня. У меня не только не
уменьшались заботы, а наоборот, увеличивались. Ведь я заметила,
что Эдуард из бедной семьи. И все расходы взяла на себя. Купила и
ему билет в Харьков.
      Прилетели в Харьков. В маленькой квартирке Роберта помести-
лись все. В тесноте, да не в обиде. Дети пошли сдавать документы. Я
же ожидала дома. Хлопотала по дому, готовила обед. Приехал Ашот,
привёз продукты, давно я с ним не разговаривала по телефону. Он
не звонил, как я поняла, поставил новый барабан нового асфальт-
ного завода в Двуречанском районе в селе Новоукраинка. Говорит:
«Очень хороший договор, и всё, что заработаем, для дочки. Сделаем
Лиличке такое же приданое, как у Марины». Меня это обрадовало
– наконец стал думать о семье и детях. До экзамена оставался це-
лый месяц. Они записались в подготовительную группу. За Лили я
совсем не переживала, но за Эдуарда очень, ведь он давно окончил
школу. Ашот упросил меня поехать с ним в деревню: «Что ты будешь
здесь мешать молодым?» Наверное, был прав, тем более – было тес-
новато. Вечером мы уехали, оставляя детей. Я уверена в Лили – она
хорошая хозяйка и справится, накормит наших мальчиков. Роберт ра-
ботал, они были днём одни. Как мать я всё же боялась за свою дочь.
Но, вспоминая свои молодые годы, подумала: что будет, то и будет,
ведь они любили друг друга.
   Через неделю мы приехали проведать, привезли с колхоза продук-
ты. Я заметила, что они очень сблизились. Как мать я уже боялась,
что они сорвут мне экзамены, кроме этого, есть обычаи, которые не
законом писанные в армянской семье. Мы посоветовались и решили
сыграть маленькую свадьбу в Харькове до экзаменов. Ведь они уже
не могли друг без друга. Свадьбу сыграли в это же воскресенье. Она
надела свадебное платье, купленное мной в Ереване на выпускной
вечер, которое так ни разу не надела. Гости были харьковские, пото-
му что из Тбилиси уже не успевали приехать. Решили тоже отметить
в кругу семьи и обвенчаться в церкви в Тбилиси. Свадьба удалась!
Неважно, что была маленькая. Вечером их устроили в гостиницу,
там же, где справляли свадьбу. Они оба хорошо были одеты. Танцы,
веселье, и через неделю сдали и оба поступили в институт. Я удиви-
лась, как хорошо Эдик написал сочинение по литературе, на четыре.
Оказалось, что у старшего брата жена русская из-под Краснодара.
И она в тбилисской школе работала педагогом старших классов по
русскому языку, и все годы помогала ему писать изложения и сочи-
нения. В целом вся его семья читающая. Мать – медсестра, родная
сестра – работник отдела кадров, постоянно имели в руках книгу. Я
сказала, что в этом повезло.
     Оба студенты. И мы все возвращаемся в Тбилиси, чтобы спра-
вить свадьбу там тоже. Свадьба тбилисская прошла великолепно, с
музыкой, танцами... Мы узнали, что у отца Эдуарда в Америке умер
брат, и там он может получить небольшое наследство, и он через
несколько дней вылетает в США. Правда, он там был несколько раз,
и, как рассказывал, его брат посылал машину «Волга» в подарок. В
то время по городу их ездило всего несколько штук, но они продали
и жили на эти деньги почти всю жизнь, ведь доход отца был таким
мизерным для семьи, где было трое детей и мать, которая никогда не
работала. Их обвенчали там же, где и Марину и Баграта, в Армян-
ской церкви. Ашот и Роберт приехали на несколько дней, только на
свадьбу. Денег, которые Ашот привёз, хватило, и мы даже купили
Лиличке почти такое же приданое, как и Марине.
    На второй же месяц мы узнали, что Лили ждёт ребёнка. Мы все
были рады. Это прибавление в семью, особенно первенца, внука, мы
ожидали в мае 1990 года. Отец Эдуарда возвратился обратно. Он рас-
сказывал, что без знания английского языка очень трудно справить-
ся, и что дом, который остался после брата, и ещё кое-что он продал
с помощью адвоката и соседа, который говорил по-армянски. Расхо-
ды адвоката, многие разные пошлины – обобрали его, и возвратился
он всего с семью тысячами долларов, которые разделил среди своей
семьи.
       Я не могла видеть, как моя дочь Лили в это тревожное время,
когда так сильно в городе орудовал криминал и националистический
настрой грузин, постоянно ездит в автобусе, тем более – она бере-
менна. В сентябре их вызвали на установочную сессию, они уехали
в Харьков, а когда закончили, поехали к отцу в село Новоукраинку. В
то время у Ашота было в распоряжении два завода, и он на одном по-
ставил руководить Баграта, а на другом, где был сам, помогать оста-
вил Эдуарда. Я не хотела моим дочкам такой судьбы, как моя. Ког-
да они почувствуют вкус денег, то и большая власть окажется в их
руках. И тем более, видя мужчин, практически не пьющих, каждая
вторая лезла им на шею уже там. Но это была ещё не главная при-
чина. Я практически осталась одна. Правда, в доме была маленькая
собачка, которая оказывала мне небольшую терапию, но всё равно я
уже страдала бессонницей. Ашот мне обещал, что он последний год
там работает и, как родится внук, обещает, что больше ни разу не
поедет один никуда.
     Возвратились они прямо на нашу серебряную свадьбу. Мы реши-
ли её делать в ноябре на мой День рождения. Звонок в дверь, Ашот
стоит на костылях. Оказывается, после того, как они рассчитались и
уже собирались уезжать, он упал прямо у калитки хозяйки, поскольз-
нувшись, в грязь, падая на ногу своим весом. Поставили гипс, и так
Эдик его привёз. У меня всё было готово к свадьбе, и поэтому её мы
не переставляли. И он прыгал, как маленький ребёнок, на костылях...
Давно так не веселились, собралась вся родня, отгуляли... Двадцать
пять лет, и это не мало, сколько разного было на нашем пути... И
взлёты, и падения, но он здесь сегодня, и, как я поняла, он просто
любит меня и не хотел себя там обременять второй семьёй, как это
сделали почти что все, кто там работал.
      В воскресенье Ашот с Эдуардом поехали на базар машин за го-
родом и выбрали Эдику машину. Правда, двухгодичную, но хорошо
сохранённую, белого цвета. Во всяком случае, я уже не боялась, что
их могут обидеть в транспорте. В городе уже творился беспредел,
переходящий всякие рамки писаных и неписаных законов. Изначаль-
но он был только на националистической основе, а затем полностью
охватил город Тбилиси криминал, посягательство на людей, которых
грабили, убивали, насиловали. Появились оборотни в погонах, ко-
торые держали всё в своих руках. Они заходили по ночам в семью
и под большими пытками в присутствии детей выманивали, забирая
всё, что было накоплено годами. Вспоминала, как моя сотрудница
рассказывала про семью своего брата: к нему ночью ворвались бан-
диты и горячим утюгом жгли ему пятки для того, чтобы он отдал
всё, что было. Я же уже боялась и за семью Лили – все знали, что
отец Эдика приехал из Америки и привёз доллары. Могли войти до-
мой, ворваться, а там Лили ещё беременная. Страх постоянный. И
я предложила Эдуарду работу в тубдиспансере. Там освободилась
должность старшего экономиста, но, так как он был студентом Эко-
номического факультета, его приняли, пришлось за него попросить
в Управлении. Также я имела частные подработки в других компа-
ниях, хозрасчётных, и я ему отдала одну из них. Правда, под моим
началом, помогала первое время. А Лили устроила в дорожную по-
ликлинику экономистом и думала, что этого достаточно для жизни,
тем более – им ничего не надо покупать, всё было. Но инфляция и
цены росли баснословно.
   Когда мы собирались у нас дома, после работы или в выходные
дни, уже стали разговаривать, как бы покинуть эту республику Гру-
зию, в которой мы никто... и никогда не будем иметь здесь граждан-
ство, наслушавшись новостей по радио и телевидению. Пока ещё
мы все целы, а под страхом жить невозможно. Решали куда-нибудь
уехать как можно быстрее. И все однозначно решили – только в Аме-
рику, в США, там живут разные национальности, потому что у нас
семья национальная. Я уже слышала неоднократно по телевизору в
новостях передачи из Москвы, что война национализма переброси-
лась и в Россию, там нападают на черноволосых и смуглых, а у меня
уже вся семья почти тёмная с армянскими фамилиями.
    А после того, как раздавили демонстрантов и баррикады на глав-
ной улице Тбилиси, проспекте Руставели, нам уже страшно было хо-
дить по улице. Я уже на базар боялась ходить сама. Даже маленькие
дети – и то кричали, тыкая в меня пальцем: «Русская идёт», – а сколь-
ко случаев: убивали жён военнослужащих и детей прямо у подъезда.
Весь день грузинская полиция избивала участников многотысячной
демонстрации оппозиции. Был нерабочий день, и я поехала к сестре.
Она была удивлена, как я могла выйти из дома в такой день. Бежа-
ли, уезжали все, поредела и моя бухгалтерия. Рита, после того, как
перевели письменность на грузинский язык, рассчиталась и уехала
в Краснодар. Она успела перевезти в товарном вагоне всю свою ме-
бель. Так же успела и Фаина, она так же не окончила школу в Тби-
лиси и не знала письменность. Выехала под Ростов в Белую Калит-
ву, полностью перевезла свою мебель и всё, до ниточки, успела! А
многим не удалось, потому что уже не давали товарные вагоны на
погрузку беженцам. И они стали распродавать за бесценок.
1990 год – большие перемены в Союзе, в политике, инфляция.
Тревожное время и в моей семье.

~*~
Серебряная свадьба -  серебряное платье,
Кусочек счастья в полвека, подарил тебе.
Красиво прожитое время - в Любви, в согласии,
Наверно, иначе бы сейчас не поздравляли....

Красивых дней тебе желаем, набраться
Терпения на полвека в Любви, в согласии
прожить, как жили наши предки в Любви.
Обилие встречать и на серебряную свадьбу

Всем деточкам, вручать - заветные слова Любви,
Которых надо выполнять, среди зимы не растерять,
Собрать до кучи и своим детям в подарок дать,
Как надо жизнь любить, дорожить, сохраняя очаг....
http://www.proza.ru/2011/01/11/1142

~*~
Я рисую тебя такую, о которой мечтал...
Высокой, стройной и красивой,
Как ангела, сошедшего с небес,
В такой знаменательный день!

Ведь сегодня - двадцать пять лет...
Как мы вместе, и ты ничуть не изменилась,
Ты с каждым годом всё цветёшь,
И любоваться тобой мне под силу....

Спасибо за то, что ты есть!
Спасибо за жизнь, что ты мне подарила!
Спасибо за семью и детей,
Где чувствую я твою силу любви...
http://www.proza.ru/2012/10/16/1499

 
Продолжение романа            http://www.proza.ru/2013/04/01/2353
Начало главы №3                http://www.proza.ru/2013/03/12/1652
Начало романа                http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 

©  Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213033101652
http://www.proza.ru/2013/03/31/1652