6. Журналистика как система СМИ, традиционные и но

Олеся Блокдва
6.           Журналистика как система СМИ, традиционные и новые типологические особенности. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом. СМИ представляют собой систему по форме организации и по функциям, которые они выполняют в общественном пространстве. Системность – это тот принцип, опираясь на который и производят основной анализ деятельности журналистских средств и форм воздействия на аудиторию. Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ. Функционирование обеспечивают информационные агентства и пресс-службы, производственно-технические службы и средства связи, транспорта и доставки, книготорговля, учебно-научные центры. К системе примыкает система устных форм м.и. (митинги), работа кинопроката, выставки, плакаты. В условиях становления информационного рынка в системе СМИ начинает играть большую роль службы ПР, рекламные, электронные СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации: печатная пресса,аудиовизуальные,информационные . Говоря об истории журналистики, мы назвали пять видов средств массовой информации: газета, журнал, радио, телевидение и интернет-сайт. Между тем ученые еще спорят, можно ли относить интернет-сайты к средствам массовой информации. Дело в том, что в российском законодательстве, в частности в Федеральном законе «О средствах массовой информации», отсутствует определение понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), что позволяет не регистрировать в обязательном порядке интернет-сайты в качестве СМИ. К названным выше пяти видам средств массовой информации нужно добавить информационные агентства Как уже упоминалось, одним из типоформирующих признаков газеты является периодичность выхода. Газеты также классифицируются по административно-территориальному уровню: федеральные, региональные (республиканские, краевые и областные), местные (муниципальные, ранее их называли городскими и районными) и корпоративные (в советское время их называли многотиражными); по целевому назначению: универсальные, отраслевые и специализированные; по времени выхода: утренние и вечерние; по уровню контента (содержания): качественные, массовые и так называемые «желтые» (бульварные, изначально предназначавшиеся для розничной продажи на улицах). Существуют и другие типоформирующие признаки газет (к примеру, возраст аудитории, национально-языковые особенности и т.д.), но они не являются основными при характеристике типологии газет. Считается, что радио должно прежде всего информировать о событиях, телевидение эти события показывать, а газеты и журналы – анализировать. Типология электронных СМИ не такая широкая, как у СМИ печатных: теле– и радиопрограммы дифференцируются по административно-территориальному признаку: федеральные, региональные и местные; по целевому назначению: универсальные и специализированные; а также по диапазонам распространения: телепрограммы – метровые и дециметровые каналы, а также кабельные сети, радиопрограммы – длинные волны, средние, короткие и ультракороткие, которые еще называют FM-волны, а также проводное радиовещание. В системе электронных СМИ также происходит смешение типологических характеристик. Так, многие федеральные телеканалы и радиостанции имеют местные «врезки».