5. Новые формы предприятий СМИ

Олеся Блокдва
5.           Новые формы предприятий СМИ
НОВЫЕ ИКТ И ЭКОНОМИКА ТРАДИЦИОННЫХ СМИ
КОНВЕРГЕНЦИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ, МЕДИАРЫНКОВ И СМИ
Важнейшая особенность природы СМИ, оказывающая серьезное влияние на медиаэкономику, – их зависимость от технологического прогресса в информационно-коммуникационной сфере. Последние десятилетия подтверждают, что традиционно восприимчивые к технологическому прогрессу и политическим изменениям медиасистемы сегодня отличаются особым динамизмом. В истории средств коммуникации и массовой информации скорость, с которой Интернет завоевал массовую аудиторию, беспрецедентна. Прошло 38 лет, прежде чем аудитория американского радио достигла 50 млн. человек. Телевидение прошло этот же путь за 14 лет. Интернету понадобилось только четыре года, чтобы число его пользователей в США составило 50 млн. человек.
Комплексные последствия прогресса информационно-коммуникационных технологий для сферы СМИ сегодня еще невозможно оценить однозначно. Очевидно, что развитие ИКТ означает технологическую эволюцию традиционных медиасистем. На примере превращения кабельных сетей в самостоятельный сектор медиаиндустрии мы уже видели, что рождение новой технологии распространения телесигнала привело к появлению новой формы телевизионного бизнеса, предлагающей зрителям новый продукт и новые услуги. Аналогичная цепочка выстраивается и при рассмотрении хода технологического прогресса в других секторах СМИ. Обобщенно ее можно представить следующим образом:
Технологические изменения СМИ ; структурные изменения в медиасекторе ; новые медиапродукты ; новые медиауслуги.
Пока еще не существует положительного ответа на вопрос, является ли технологический прогресс, технологическая эволюция одновременно и технологической революцией, ведущей к появлению новых экономических структур и новых практик СМИ. Опыт передовых медиарынков в США, странах Северной Европы, Японии не дает однозначного ответа на этот вопрос. Интернет-СМИ все еще не представляют собой принципиально нового явления – во всяком случае, ни с точки зрения финансирования, ни с точки зрения рыночных бизнес-моделей, о чем пойдет речь ниже. Переход к цифровым технологиям в создании, распространении и хранении информации сам по себе не приводит к появлению новых продуктов и услуг на медиарынке, хотя и означает развитие многочисленных дополнительных возможностей. Интеграция СМИ, стимулируемая внедрением цифровых технологий, приводит к принципиально новым результатам, следовательно, необходимо понимать, насколько пионерными являются последствия обоих процессов для СМИ.
Современные ИКТ создают единое технологическое и экономическое пространство, в котором взаимодействуют прежде разделенные коммуникационные услуги и информационные продукты. В основе происходящих изменений лежит процесс дигитализации – перевода всех форм информации в цифровой формат. Единая цифровая среда стимулирует конвергенцию технологий и отраслей экономики.
Важнейшим фактором преобразования современного общества и его экономической сферы становятся информационно-коммуникационные технологии. Как отмечает М. Кастеллс, «нужно рассматривать весь процесс революционного технологического обновления в общем социальном контексте, в котором происходит сам технологический прогресс и который в свою очередь его определяет»[1]. В современном обществе прогресс технологий приводит к росту инноваций, время между совершением открытия и его внедрением сокращается, в результате многие сферы находятся в процессе непрекращающихся трансформаций.
 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРНЕТА ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ СМИ

Изменяется ли экономика СМИ в эпоху сетевого общества, общества знаний, Интернета и мобильной беспроводной коммуникации? Сама постановка вопроса кажется нелепой, поскольку прогресс ИКТ ведет к радикальным изменениям в этой сфере. Однако при всей очевидности положительного ответа его нелегко обосновать. Технологический прогресс приносит много преобразований, но иногда тщательный анализ обнаруживает только их внешние проявления. Опыт существования традиционных газет в Интернете подтверждает известное правило: часто изменение старых форм не затрагивает сущности, и подчас нам не удается уловить сути происходящих трансформаций, хотя перемены нам кажутся радикальными. Рассмотрим же детально, каковы плюсы и минусы эволюции технологий и становления онлайновой журналистики для экономики печатных СМИ.
ПИШУЩАЯ МАШИНКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СМИ
Пишущая машинка, радикально облегчавшая журналистский труд в конце XIX в., стала незаметным символом технологического прогресса в работе редакции. Однако по существу возможность механически воспроизводить качественный текст стала первым шагом от персональных к социально более масштабным формам коммуникации. Важным элементом здесь было обезличивание текста, который до этого момента носил яркий отпечаток индивидуальности автора благодаря почерку. Еще одним важным изменением, которое принесли пишущие машинки, стала их лепта в процесс освобождения женщины в ходе индустриальной революции. Любопытно, что наиболее яркое впечатление о США у известного британского писателя Р. Киплинга осталось именно от машинисток – новой профессии, которой в большинстве своем занимались женщины. Typewriter maiden, барышня-машинистка, которая в городе живет своим трудом, не зависит от семьи или работает в семейной фирме, для издательского дела значила очень многое. Появление профессии машинистки позволило заполнить определенную сферу технологического (между типографией и рукописными формами) и социального пространства. Как ни поразительно, но следующим сближающим различные формы коммуникации устройством стал лишь современный компьютер.
Развитие современных ИКТ вносит в газетно-журнальный и издательский сектор много изменений, оказывающих влияние не только на скорость передачи содержания или форму его представления аудитории, но и в целом на экономику газетного производства. Компьютеры, создававшиеся как средство сложных математических расчетов, сегодня широко используются для работы с текстом во всех его формах, полностью вытеснив пишущие машинки.
Но не только конкретное производство отдельно взятой газеты может быть напрямую связано с компьютерами. Состояние газетного рынка практически всех развитых стран мира находится в прямой зависимости от уровня компьютеризации. Компьютеры присутствуют сейчас на каждой стадии производства газет, журналов, книг. Спутники, компьютеры, волоконная оптика, лазеры, новейшие краски и бумага стали важным элементом не только глобальных изменений, но и жизни отдельных журналистов, репортеров. Журналисты информационно богатых стран в течение нескольких последних десятилетий уже привыкли пересылать практически из любой точки земного шара свои материалы по компьютерной сети в виде файлов с фотографиями. Газеты без труда принимают эти материалы – и уже через два часа они могут быть напечатаны любой газетой, от национальной до местной. Эта практика широко используется в развитых странах Европы и США.