3. Особенности функционирования СМИ в современных

Олеся Блокдва
3.           Особенности функционирования СМИ в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
Многие исследователи без колебаний связывают понятия «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК) с понятием «глобализации». Средства массовой информации являются составной частью средств массовой коммуникации. Хотя понятие «глобализация» стало одним из символов изменений, происходящих в современном мире, дать ему четкое определение трудно. Понятие «глобальное» в современном контексте заменило традиционные понятия интернационального, мирового и планетарного средства массовой коммуникации.
Глобальное коммуникативное пространство тесно связано с развитием в мире философии, социологии, культурологии и технических наук. Характер и последствия «информационного взрыва» вызывают противоречивые мнения. Одни считают, что благодаря информации новое столетие может стать временем удивительных прозрений и замечательных побед. Другие видят опасность информационного тоталитаризма.
В настоящее время в науке существуют два подхода в определении глобализации СМИ. Сторонники первого подхода утверждают, что глобализация – явление не новое. В разных формах она проявляла себя на разных этапах истории человечества. Согласно другой позиции, глобализация означает втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новых коммуникационных и информационных технологий. Вторая точка зрения представляется более обоснованной, так как она предполагает переход от традиционной формы экономического, политического, технологического общества, сформированного на началах национального единства и вековых культурных традиций, к глобальномуМегасоциуму.
Глобализация в настоящее время рассматривается как процесс и как цель, ведущая человечество к объединению в единое целое и к осознанию своей общей судьбы.
В области экономики глобализация связывается, прежде всего, с идеей свободного мирового рынка, глобальной массовой культурой и мировым информационным сообществом.
Для исследователей СМИ многие проявления глобализации лежат на поверхности. Однотипная реклама в журналах разных стран и на разных языках, одинаковые телешоу, идущие хотя и на разных языках, но показывающие одинаково оформленные студии и похожих ведущих, мгновенный доступ к новостям из любой точки Земного шара, те же самые новости на разных телеканалах, музыка и кино, общие во всех странах.
Явления различного порядка, но одинаковой природы заставляют осмысливать проявления глобализации в СМИ, воспринимая масс-медиа и как сферу, явно подверженную воздействию этих процессов, и как «агентов глобализации», и как основные движущие силы глобализации, т.е. принимать, что глобализация общественной и культурной жизни становится возможной в условиях наиболее развитых медиасистем.
Глобализация – многомерный процесс, происходящий одновременно на нескольких уровнях. Это глобализация и рынка, и производства, и финансов, и, конечно, коммуникаций. Глобализация существенным образом сказалась на развитии СМИ. Понятие «информация» в данном контексте используется в самом широком смысле и включает в себя как сведения о рынках, потребителях, налоговых системах, так и символы, образы, понятия, единые для всего человечества. Общедоступность этой символической среды в географическом и понятийном смысле и есть глобализация в сфере СМИ и массовой культуры.
В условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий происходят существенные перемены в традиционных СМИ – в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, естественно, в содержании. Особенно легко коммуникативное воздействие осуществляется в Интернете.
С появлением глобальной сети возникли принципиально новые СМИ – электронные газеты, которые имеют ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что эта газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована.
Современные СМИ не являются теперь массовыми в традиционном смысле слова, когда подразумевается, что ограниченное число сообщений посылается однородной массовой аудитории. По причине множественности сообщений и источников склонность аудитории к самостоятельному выбору программ повышается. Аудитория, на которую нацелена программа, стремится выбирать «нужные, точечные» сообщения, углубляя свою сегментацию и обогащая индивидуальные отношения между отправителем и получателем информации.
Новые технологии заставляют журналистов овладевать навыками, которые ранее использовались другими работниками. Радио- и тележурналисты могут произвольно манипулировать словами, образами и звуками в своих репортажах. В печатной прессе открывается цифровое манипулирование фотографиями.
Размещено на Allbest.ru

Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.
Во-первых, типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий. Так, если мы скажем, что газета отличается от журнала по объему, то должны будем увидеть взаимосвязь этой характеристики с рядом других признаков (периодичность, размер публикаций, художественное оформление и др.).
Во-вторых, типология СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных) и внутренних (журналистских) причин и факторов. К примеру, создание в 1970-е годы крупных производственных объединений на базе отдельных предприятий вызвало к жизни многостраничные еженедельники фирм, пришедшие на смену тоненьким фабрично-заводским газетам.
В-третьих, движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий.
Наконец, еще одно предварительное замечание. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее — то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т.п.
Параметры типологизации:
Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно-территориальным устройством государства. Подчеркнем, что за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория
транснациональные (или наднационального).
общенациональные СМИ (для нашей страны — общероссийские, федеральные).
региональные СМИ и периодика, рассчитанная на более крупную, исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями.
Под местной прессой в последние годы стали понимать главным образом издания, выходящие в районах и городах областного (республиканского) подчинения.
В России получила распространение и муниципальная пресса — сравнительно новые у нас газеты городских районов, волостей и малых населенных пунктов (в пределах полномочий муниципальной власти). В то же время продолжают выходить газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.
В условиях конкуренции симпатии аудитории заметно перераспределяются в пользу региональных СМИ, что в большей степени характерно для печати и в меньшей — для телевидения. Это связано и с более полным учетом их редакциями запросов населения, и с относительно невысокой ценой «домашних» изданий.
Учредители. На этом фоне как небольшая группа воспринимаются партийные издания.
Со своей стороны определенные интересы в печати и на телевидении отстаивают и конкурирующие между собой группировки бизнесменов. Поэтому описание прессы «по учредителю» полезно дополнять характеристикой групп влияния, связанных с редакцией через спонсорство, личные взаимоотношения, совместную предпринимательскую и политическую деятельность. Впрочем, сложилась уже своеобразная типология крупнейших групп влияния и реальных собственников, фактически распоряжающихся большинством российских СМИ: промышленно-финансовые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.), пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Березовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.), администрация (в осо­бенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов).
Возможны варианты: частное и коллективное учредительство, их разновидности.
После регистрации СМИ возникают правовые отношения между его учредителем, издателем и редакцией. Эти отношения регулируются законом о СМИ. Их содержание и форму конкретизируют Устав редакции и договорные д…, которые разрабатывают субъекты-участники этих отношений.
Аудитория. В самом широком плане существует деление на СМИ для всех и обо всем и специализированные.
В литературе прежних лет употреблялось наименование «общественно-политическая пресса». Сейчас же применительно к нашей прессе стоит употребить термин «универсальная газета» или издания общего профиля, предназначенные любой аудитории, без сегментирования, то есть разделения ее по какому-нибудь признаку.
Под давлением условий существования редакции сами уточняют свою ориентацию, выбирая адекватные и привлекательные для публики определения. Так, в конце 90-х годов наиболее массовые по тиражу газеты («АиФ», «Комсомольская правда», «Труд») обозначили тематику публикаций как универсальную, политическими себя назвали только «Коммерсант-Daily», «Новые Известия» и «Правда».
Специализированная периодика рассчитана на определенную аудиторию, что придает ей устойчивость на рынке, хотя в большинстве случаев и не сулит грандиозного всеобщего спроса. Роль ориентиров в этом случае играют социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование, уровень доходов, профессия, вероисповедание и др.). Однако специализация берет в расчет и более детальное сегментирование рынка. Так, узко на­правленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам (для автомобилистов-любителей - «5 колесо», для спортивных болельщиков — «Советский спорт», для поклонников и служителей сцены — «Театральная газета» и т.д.).
Качественная и массовая пресса.
Оценивая в целом ситуацию в российской журналистике, зарубежные и отечественные эксперты отмечают, что она оказалась слабо подготовленной к делению периодики на качественную и популярную. Чрезмерной политизацией и «желтизной» страдают не только новые органы печати, но и ведущие всероссийские газеты, имевшие прежде репутацию солидных. Впрочем, в последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполненные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ.
Издательские характеристики. Имеется в виду весь комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формальные атрибуты. Различают ежедневные издания, недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные, а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике.
Формат обозначается стандартными параметрами. В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостна модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2, A3 и А4
Вертикальная и горизонтальная структура СМИ.распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций). Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее горизонтальным разделением.
Учредитель, главный редактор, журналист и т.д.