Сегодня наш медиум вызвал дух выдающегося древнегреческого философа Платона (427– 347 до н.э.) и не без трепета приступил к беседе с мудрецом.
М. – Уважаемый Учитель, я так волнуюсь, что не знаю, с чего начать, а ведь первый вопрос задает тон беседе.
П.– Хорошее начало – половина дела.
М. – Вот именно. А потому задам самый простой вопрос: что побуждает человека заняться философией?
П.– Философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.
М. – За свою долгую и богатую событиями жизнь великого философа, досточтимый Учитель, Вы, конечно, размышляли о смысле жизни: он вообще есть или нет?
П.– Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.
М. – Вы подумайте! Ведь я давно для себя решил, что смысл жизни – в ее осмыслении. А поскольку хочется прожить как можно лучше, скажите, Вы постигли, на каких путях следует искать счастье?
П.– Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
М. – Да, так бывает. А бывает и по-другому. Разве люди, посвятившие себя помощи другим, борьбе за общую свободу, например, всегда обретают если не счастье, то хотя бы удовлетворение? Разве они не сталкиваются иногда с предательством, забвением заслуг, да и просто неуважением? Впрочем, у каждого своя судьба.
П.– В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.
М. – Это верно. Но ведь не все зависит от человека. Как говорится, на все воля Божья, разве нет?
П.– Бог в нас самих.
М. – Вы имеете в виду совесть? Ведь именно она позволяет человеку стать лучше.
П.– Никто не становится хорошим человеком случайно.
М. – Когда начинается формирование человека?
П.– Первые детские ощущения – это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.
М. – Чтобы стать достойным человеком, ребенку, кроме природных данных, необходимо и правильное воспитание.
П.– Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими.
М. – Это, наверно, очень непросто, если вокруг мы видим столько невежественных людей.
П.– Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.
М. – Конечно, хорошее образование дается немалым трудом, а оставаться круглым невеждой можно без всяких усилий.
П.– Круглое невежество – не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.
М. – Да, ведь такой всезнайка считает себя самым умным и эрудированным человеком, приобретает забавный апломб. Наш замечательный поэт Саша Черный описал это так:
Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче – ах злодей–
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.
А как Вы определяете человека, мягко говоря, недалекого?
П.– Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
М. – Чтобы не пополнить ряды подобных людей, следует не только читать, но и размышлять над прочитанным, т.е. учиться. Вы согласны?
П.– Книга – немой учитель.
М. – Этого, по-вашему, достаточно для образованного человека?
П.– Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
М. – Действительно, ведь самое ценное в жизни – крепкое здоровье.
П.– Гимнастика есть целительная часть медицины.
М. – Все это прекрасно, но она никого не спасает от возрастных изменений.
П.– Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
М. – Увы, это так. А есть ли у пожилого возраста свои преимущества?
П.– Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.
М. – Это обнадеживает. Впрочем, как говорит наш замечательный современник М.Жванецкий, «Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один». Что, по-вашему, отличает мудрого человека?
П.– Основа всякой мудрости есть терпение.
М. – Конечно, это необходимое для жизни качество, но иногда оно иссякает, особенно при столкновении с бесконечными мелкими житейскими проблемами или с туповатыми людьми, от которых, к несчастью, порой зависишь. С Вами такое случалось?
П.– Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
М. – Ну, Вы имели рабов. Они вас обслуживали беспрекословно. Это, наверное, очень
удобно – иметь рабов?
П.– Сколько рабов, столько врагов.
М. – Действительно. А в наше время внезапно разбогатевших людей деньги спасают от необходимости заниматься подобными вещами. Освобожденные от быта, они могут заниматься творчеством, спортом и прочими замечательными вещами.
П.– Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.
М. – Вы считаете, что богатство не достойно всяческих похвал? На Руси издревле народ богатых не жаловал, полагая, что «трудом праведным не построишь палат каменных». А сегодня, в 21 веке, наши либералы говорят, что такое отношение большинства населения порождается примитивной завистью. Они, кажется, не признают понятия социальной справедливости.
П.– Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.
М. – Боже мой, как Вы правы! Наши «элиты» и подвластные им СМИ объясняют нам, что
миллиардеры на самом деле милейшие люди, занимающиеся благотворительностью. Думаете, они правы?
П.– Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.
М. – Почему? Возможно, их постоянно мучит страх расстаться с неправедно нажитыми капиталами и снова впасть в бедность?
П.– Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.
М. – Это верно. Алчность некоторых людей безгранична. Но мы, к счастью, от них далеки.
Нам важно сохранять хорошие отношения с людьми своего круга, что тоже не всегда получается. Посоветуйте, как этого достичь?
П.– Чтобы при обрести расположение друзей и приятелей при житейских отношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.
М. – Друзья и приятели – ведь это разные люди. Бывает, что у человека приятелей много, а друзей вовсе нет. Как писал наш великий поэт,
Всегда так будет, как бывало;
Таков издревле белый свет:
Ученых много – умных мало,
Знакомых тьма – а друга нет!
С каждым ли приятелем возможна настоящая дружба?
П.– Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.
М. – Может ли сохраняться старая дружба между людьми, со временем занявшими в обществе разное положение: в карьере, деньгах, известности и т.п.?
П.– Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.
М. – Конечно, в детстве и юности неравенство мало ощутимо, а потом жизнь людей разъединяет. Но все-таки хочется надеяться, что есть в мире нечто постоянное: дружба и любовь, например.
П.– Надежды – сны бодрствующих.
М. – Разве плохо видеть прекрасные сны вместо неприглядной действительности?
П.– Быть обманываемым самим собою – хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
М. – Как этого избежать?
П.– Всеми силами души надо стремиться к истине.
М. – Всегда ли мы в состоянии понять, в чем истина?
П.– Речь истины проста.
М. – С этим невозможно не согласиться. Дорогой Учитель, благодарю за ясные слова, исполненные мудрости. Скажите нам, потомкам, на прощание, как пройти свой путь достойно и честно?
П.– Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
После этого высказывания дух великого философа нас покинул…