И снова о Притчах I

Никита Ломоносов
Публикуется в сокращении.

I
Сложилось впечатление некоторой недосказанности очерка «О Библейских притчах». В связи с этим продолжим имеющиеся размышления.

Предварительно скажем, что изложенное в упомянутом очерке возможно принять за полезное ограничение поисков в туманной религиозной области. Вероятно избранный шаг позволит упростить дальнейшее продвижение в трудностях толкования Библейских притч и укажет примитивность многих субъективных гипотез. Лично мы нейтрально относимся к символизму Бога и Дьявола, поэтому в нас содержится меньшее количество желания утверждать точку зрения обоих.

Напомним, что мы пришли к такой гипотезе. Оказывается, изображаемое Священным Писанием противостояние за власть над человеческими душами «небесных сил» в виде Бога и Дьявола поверхносто понимается ошибочно и в сущности представляет собой серьезные отголоски внутренней жизни человека.

Нами упоминалось, что определение запутанных взаимосвязей действующих в разуме человека дуалистических влечений настойчиво указывает о реальной борьбе Добра со Злом в целом принимаемой человечеством за религиозность. Малоизученные глубины собственного внутреннего мира человека являются отражением многочисленных образных событий, о которых пытается поведать религия.

В первую очередь это относится к Библии. Естественно, это более касается излагаемых в ней притчах. Различной степени иерархии понятий ощущается символическое изображение собственных колизий души. Намеки на это чувствуются как в самом христианстве, так и во многих философских теориях. Складывается знакомое ощущение, что все мудро говорят об одном известном, до сих пор непознанном.

В этом плане нам представляется наиболее важным не конечная цель познания, а сам путь, которым следует наше мышление. Оно, как мы знаем, одновременно переживает три стадии, известных нам как анимизм, релиния и наука.

Теперь становится более ясной мысль о наиважнейшем элементе нашей жизни. Это наш собственный разум. Развитие разума означает понимание человеком своей сущности до самых скрытых элементов.

К таким элементам относится и религия, в частности ее основной образ – Бог.
Схожее понимание отображено также в Библии, в которой мы читаем:

«Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Обратившись к мыслям статьи «О Библейских притчах» можно сказать следующее. В виде «Я» представлено настоящее человечества, в котором действительно определяется путь в будущее. Иными словами, никто не придет к Отцу (будущее) как только через Меня (Иисус Христос, религия, настоящее).

Получается религия унизительно представляется переходным этапом к науке, то есть разуму. Согласимся, что это отвечает нашим представлениям.

В приведенном толковании кажется присутствует элемент наивности. Бесспорно, что только через настоящее, при изучении прошлого, можно достичь будущего.

Однако непроизвольное возвращение к одному объекту указывает на приближение истины в различных сторонах нашего подхода.

                Продолжение следует ...