Как я возвращалась домой

Олеся Менделевич
 Летние каникулы в универе – вещь прикольная. Особенно, если это учебное заведение находится не в родных местах, а заграницей. Тогда отправляешься на отдых, с необычайно восторженным чувством в душе. Перед глазами возникают, всплывают из глубин памяти, милые, добрые, знакомые образы родственников, друзей. Всяческие маленькие тропинки и широкие тротуары, которые, к слову сказать, так изменились в Красноярске за последние два года...Сменив два самолета (рейс – Тель-Авив – Питер – Красноярск), я, наконец, нахожусь в том  месте, о которм мечтала долгие 1030 дней – Дивногорске. Бабушка, дедушка, подруги, друзья – все знакомое и родное. Походы, прогулки праздники – время не ждет. И вот уже белая Волга несет меня по ночному городу к аэропорту, из дверей коего, казалось, только вчера я выбежала навстречу деду.


Почти последняя выхожу за пределы, откуда обратной дороги уже нет. Все пути отрезаны кроме одного  - в небо, ввысь, к вершине.

 
В самолете ТУ –134 авиакомпании Пулково, отлетающем в Санкт-Петербург из Красноярска, народу не очень много, что позволяет вытянуться на всех трех мягких сиденьях, и мирно посапывать в течение четырех часов пятидесяти минут, прерываясь лишь на обед. Без пяти шесть (утром шестого сентября) мы должны приземлиться в аэропорту города Питера. Я уже перевела часы на московское время, окончательно проснулась, собрала всю свою ручную кладь, и с нетерпением стала ожидать, когда голос стюардессы объявит: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни безопасности, приведите спинки кресла в вертикальное положение. Наш самолет готов совершить посадку в аэропорту Пулково». (Если бы я только знала тогда, сколько раз еще придется мне услышать эту фразу!) Однако вместо этого, приятного слуху сообщения, которого, наверняка, все с нетерпением ждали, мы услышали: «Внимание! Уважаемые пассажиры, из-за плохих метеоусловий в Ленинграде, наш самолет произведет посадку в запасном аэропорту Пулково – Шереметьево города Москвы». Признаться, в первую минуту я не очень огорчилась: у меня в Москве с десяток знакомых, и это прекрасный шанс их всех увидеть. Но мои расчеты не оправдались. Шереметьево погрязло в дымовой завесе и жутком запахе, горящего где-то невдалеке, леса. Сквозь белую дымку сновали туда-сюда люди: москвичи, китайцы, эвенки, англичане, деловые люди в черных костюмах и галстуках, простые бабульки в черных юбках – и все это непрекращующимся потоком бродит по аэропорту. Встречающие и пребывающие, провожающие и отлетающие. Интересно, это движение останавливается хоть на минуту? Мы находились в аэропорту с 6.30 до 24.30 – и какой-то хоть видимости успокоения не наблюдалось даже одной секунды. Да уж, пятое сентября был очень тяжелый день для всех:  и пассажиров и работников аэропорта.
Перед тем, как отправить нас с борта самолета, капитан корабля предупредил, чтобы все внимательно прислушивались к объявлениям, и по прибытию  из Питера сменного экипажа, мы вновь отправимся в путь. Но час уходил за часом, и всякий раз объявляли задержки на пять рейсов, которые должны были следовать в северную столицу. Мой рейс из Питера в Тель-Авив давно уже вылетел и прибыл и я себе представляю, что думает папа, ждущий меня в аэропорту: самолет приземлился, я в списке пассажиров, но меня нет. А мама? А еще все остальные, кто меня ждет.


Представителей «Пулково» в этот день довели в самом прямом смысле «до ручки». Когда мы уезжали  - один из них был весь в поту, он тек с него чуть ли не ручьями, и целый день по аэропорту только и раздавалось:  «Представитель авиакомпании Пулково, вас просят подойти -  то туда, то сюда». И он бегал, не переставая, а вокруг целая толпа, и все чего-то требуют, просят, кричат, злятся. Как будто в плохих метеоусловиях виноваты работники авиакомпаний, а не погода и пожар, уносящий сотни гектаров леса. В 15:30 нас повели обедать и сообщили, что сразу по его окончанию мы улетаем, наконец-то, в Питер.
Все, вроде, оканчивается благополучно: мы уже рассаживаемся по местам, ожидая взлета. Стюардессы развозят прохладительные напитки…. но Ленинград... Ленинград опять не принимает! И все пассажиры вновь оказываются в аэропорту. После этого начаниется другая лихорадка: многие хотят сдать билеты и получить за это свои деньги. Но тут, снова ждет разочарование: деньги возвращаются именно в тех кассах, где вы брали билеты. А кто-то ведь покупал в Самаре, а кто-то в Дрездене, а я вот, в Израиле. Но в Москве ничем помочь не могут, только поставить штамп в ваш билет и, пожалуйста, забирайте деньги в течение года.


В 23:00 группу, у которой конечным пунктом в билете был Франкфурт, наконец-то, отправили из Шереметьево-2 другим рейсом, а парень, который тоже следовал в Тель-Авив, как и я – мы остались ждать решения нашей участи. Стояли в аэропорту, болтали, не отлучаясь ни на минуту, и вдруг слышим: «На рейс 572 объявляется посадка». И мы побежали. У пяти стоек идет регистрация на Ленинград, вот только нашего рейса почему-то нет... Спрашиваем – никто ничего не знает. Мимо проносится работник Пулково, я спрашиваю: «Где наш рейс?» - А он отвечает – «Улетел». Сначала я думала, что это шутка, но нет – самая настоящая правда.

- И что же нам делать? Как мы полетим?
- Никак! Свой полет прозевали, здесь и останетесь!
Дальше приходит второй пулковский представитель – Юра, и, именно он, отправил нас из
Шереметьево в Питер. Выписывал нам новые билеты, пмогал при регстрации, тоже носился от
одного к другму...А мы ждем...После более 15 часов, проведенных в аэропорту, сидя уже в мягком кресле аэролайнера, с трудом верила, что Москве конец, и было жуткое ощущение, что снова раздастся голос стюардессы, вещающий о плохих метеоусловиях...Обошлось...В Ленинграде тоже витает запах гари и пожара, но лично я, уже мало обращаю на это внимания - лишь бы добраться до подушки. Остаюсь сидеть и охранять сумки, а мой товарищ по несчастью или  по счастью, если так бывает – Вадим - отправляется выяснять, каким рейсом мы летим завтра (в Тель-Авив разумеется).
Через 15 минут возвращается и сообщает, что мы летим в... Прагу, и только оттуда в Тель-Авив...и мы отправляемся в гостиницу. Спать.
В 16.25 улетаем в столицу Чехии. До встречи Россия! Моя радость по поводу того, что я увижу хоть маленький кусочек Европы, перемешивается с опасением того, как же там общаться с чехами. (маленькое дополнение: перед вылетом из Питера мы отправляем багаж сразу в Израиль, нам обещали что все будет сделано).
В Праге собираюсь погулять. Одна, к сожалению, потому как у моего спутника есть только
загранпаспорт, а у меня есть израильский паспорт и израильское гражданство и возможность
выйти, куда мне хочется. В тот вечер я полностью осознала, как много значит: быть гражданином Израиля. Мне удалось выискать в сотнях французов и итальянцев единственного русского который помог поменять доллары на чешские кроны и сдать ручную кладь в камеру хранения, а затем я улетучиваюсь! Гулять по Праге. Только выхожу из дверей аэропорта и волнами накатывает счастье! Все  такое огромное, красивое, аккуратное, чистое. Теперь бы только дбраться до центра! Времени всего-то два часа.
Объясняю водителю автобуса, путая английский и русский, чего я хочу. Понимает. Выдает билет и говорит, что его надо щелкнуть в желтенькой машинке: сую раз, второй, третий.  А Он не проходит. Водитель, отвлекшийся на минуту, увидев, что я уже в десятый раз прощелкиваю билет, рассмеялся, и сказал, что он никуда не должен входить, надо только чуть-чуть просунуть билет в дырку - аппарат щелкнет и все.
Пражские автобусы внутренней отделкой от израильских не отличаются: такие же мягкие сиденья и чистота, только вот заходить можно во все двери, а не в первую, как в Израиле и сразу покупать билет. И, вообще, пока я ехала, то почему-то не заметила, что кто-то кроме меня и еще двух-трех человек приобретал билеты. Плохо смотрела что-ли. И еще перед каждой остановкой проигрывается музыка, и голос записанный на пленку  объявляет: Заставки (остановка, как вы, наверное, догадались) Жабински к примеру. Где-то около центра - конечная остановка. Водитель сказал, чтобы я пересела на другой автобус, и тогда уже буду в самом сердце Праги, но у меня мало времени. И я иду пешком, сама не знаю, куда. Просто иду. По маленьким аккуратненьким кирпичикам тротуара, сквозь которые кое-где пробивается зеленая травка. По двум сторонам от меня большие-пребольшие старинные темноватые дома с остроконечными вершинами (когда я шла обратно, на улице было уже темно и кое-где в этих окошках зажегся свет и странно было думать, что в домах 19-го века живут обычные современные чехи. В одном из переулков меня поразила женщина: небольшой щеткой чисто-начисто она выметала тротуар (как будто она не на
улице убиралась а в своей собственной квартире пол вычищала), затем  все собирала в совок, и уносила в мусорный бак. В центре, со всех сторон, к огромному стадиону синего цвета (сделанного наподобие острова отдыха), на котором большущими буквами написано:  SPORTAPRAHA, направлялись тысячи людей: спортсмены, журналисты, старики и дети. Вероятно, в Праге в тот день происходил грандиозный футбольный матч.
По всему моему маленькому путешествию в Праге меня сопровождал воздух. Он необычный.
Сначала я подумала, что мимо прошла какая-нибудь дама и оставила после себя тонкий и очень приятный аромат духов, но я ошиблась. Это была вовсе не дама, а Прага, в которой ветер при дуновении издает чуть сладкий, нежнейший аромат, который хочется вдыхать не прекращая.Много автомобилей, но их почти не слышно: они едут плавно и практически бесшумно, а когда хочешь перейти дорогу там, где нет светофора, а только зебра, можно даже не смотреть по сторонам: как бы ни неслась машина, она остановится перед пешеходом и даст ему пройти.
Уже надо возвращаться, а я все иду по улице, что не хочет меня отпустить. Она кажется немного узкой из-за высоты старинных построек, и все время по капельке углубляется вниз и вниз, а там, где-то вдалеке виднеются фасады зданий с позолоченными башнями, и они манят к себе все ближе и ближе...Но мое время истекает, и я бегу, несусь  обратно по тем же улицам и переулкам не переставая любоваться красотой и совершенством вокруг меня. Перед  отъездом в аэропорт покупаю открытки с видом Праги, и  первый раз не вижу ничего приукрашенного как это обычно бывает на открытках. Все как и есть: такая же безупречная красота.
Но в аэропорту ждет неприятность: мне нужно проходить регистрацию, а я совсем об этом не
думала: решила, что меня пропустят сразу, как только я покажу израильский паспорт. Жутко злая,встала в очередь, которая почти вся состояла из большой группы русско-израильских пенсионеров находившихся на отдыхе в Карловых Варах.
Но вот я уже на другой половине, и бегу искать Вадима. Нахожу. А потом пытаюсь дозвониться с телефона-автомата до дома, но ничего не выходит. Железная коробка сожрала кучу крон, но не добилась никаких результатов, и так и не вернула мне красивые чешские монетки, которые я хотела оставить на память.
Дальше – больше как говорится. У Вадима не оказалось посадочного талона. Странные люди! А как же он у него окажется, если их выдают по ту сторону, когда люди на самолет регистрируются?!Но и этот ворос тоже решается.
В Боинге чешских авиалиний, направляющемся в Тель-Авив, нас втречают улыбчивые чехи, не
знающие слова по русски, но мне все равно, что они ничего не понимают: скоро я буду дома.
Взлетаем. Сразу начинают развозить аперитив, а потом еду. Спустя 40 минут свет отключают и можно спать. Я долго боролась со сном, но затем склонила голову Вадиму на плечо и уснула...
В тель-авивском аэропорту Бен-Гурион я долго стояла и ждала когда появится наш багаж, в то время, как Вадима (как иностранца) пытали вопросами, зачем и к кому он прилетел в Израиль? Но багаж словно в воду канул. Оказалось что он остался в Праге! И сейчас мы ждем, когда он прилетит следующим рейсом!

                ХХХ

P.S: Каникулы закончились. Скоро снова предстоят учебные деньки. Но у меня в памяти навсегда останутся эти четыре рейса, каждый раз выписываемые новые билеты.Четыре ночи и дня почти без сна, сказочная Прага, и мой сосед по самолету.
Так что, уважаемые – летайте куда бы то ни было только авиакомпанией Пулково и тогда,как
знать! Вдруг, из-за плохих метеоусловий, вы приземлитесь на запасном аэропорту Пулково – Шарль де Голль во Франции! И находите себе хороших людей рядом,потому что они нас выручат в трудную минуту. Да и ведь вдовем всегда веселее!