Глядя на карту - 5

Братья Бирт
      

                Речь пойдёт о республике Литве. Этакая полоса земли шириной от 20 до 40 км, длиной примерно 400 км, окаймляющая Республику Литву с запада, юга и востока  – это подарочные земли от Советского Союза и его правопреемницы России.  Калининградская область могла бы граничить  с Белоруссией. Сейчас, проезжая по железной дороге  в Калининградскую область, мы едем по подаренным землям. Вот перечень этих договоров:
1. Вильнюсский край передан Литовской ССР из земель Белоруссии 10 октября 1939г. Есть такая фотография, где Сталин, Ворошилов, Молотов и др. стоят у стола, за которым министр иностранных дел Литвы Урбшис подписывает  договор о передаче Литве от Белоруссии города Вильно и Виленской области.
2. Земли от Белорусской ССР переданы Литовской ССР 1 августа 1940 года.
3. Югозападная часть (Вилковишский район) – в 1941 году СССР выплатил 35 миллионов немецких марок Германии за эту землю, включив её в состав Литовской ССР.
4. Мемельский край освобождён Красной Армией в 1945 году. Договор ратифицирован в мае 2003 года и закрепляет эту территорию за Литовской Республикой. Кроме того в этот подарок дополнительно была включена половина Куршской косы – это природный заповедник, «этакий подарочный бантик».
                На пункте №4 остановимся подробно потому, как этот подарок сделан Россией совсем недавно по сравнению с другими тремя, потерянными безвозвратно. Госдума РФ 26 сентября 1997 года обратилась к президенту Ельцину, предупреждая его, что «Подписание этого документа будет означать утрату Россией юридических прав на Мемельский (Клайпедский) край». Но всё, же между Российской Федерацией и республикой Литва был заключён пограничный договор, который вступил в силу спустя шесть лет. Это произошло в городе Москве 21 мая 2003 года, уже при президенте Путине. Госдума Российской Федерации   ратифицировала договор о российско-литовской границе. Особого публичного обсуждения этой проблемы не припоминается. Казалось бы надо провести референдум по такому важному вопросу...
                Дело в том, что Потсдамская конференция 02.08. 1945 года передала Советскому Союзу северную часть Восточной Пруссии с портами Кёнигсберг и Мемель (Клайпеда), а  в мае 1950 года  Клайпедский край (правобережье реки Неман) был введён в состав Литовской ССР.  Между РСФСР и Литовской ССР не  был составлен документ о передаче Мемельского края. Получается, что Российская Федерация не отказывалась от этой территории. Должно было быть согласие двух Верховных Советов обеих республик, но такого нет в наличии.   Думаю, такое могло получиться, видимо, только от прямого указания самого Сталина, "непререкаемого величайшего гения человечества", как назвал его один из сподвижников - Маленков.
                Судьба прибалтийских стран на протяжении многих лет складывалась от движения двух противоборствующих титанов – это Германской империи и Российской ( впоследствии СССР). Стоило одной  армии выйти из какой-либо прибалтийской страны, как местные аборигены сразу провозглашали свою независимость. И длилась эта самостоятельность до момента прихода  в их страну другой армии, которая тут же сбрасывала флаг «независимой страны» и вводила свои порядки. При поражении в Первой Мировой войне Мемельский край, согласно Версальскому договору,  был отторгнут от Германии и передан Литве, хотя большей частью жители этого края были немцы. Только четверть населения была литовской национальности. Кроме того жители этого края были в основном протестантами, а Литва была католическая. То есть с местным населением никто не считался.
                Мне довелось быть в такой ситуации, когда СССР распался, и я вдруг оказался в маленькой прибалтийской стране Эстонии, которая была агрессивно ко мне настроена. Скажу вам, что эта ситуация весьма неприятная, чувствуешь, что за тобой нет никакой защиты, потому, как не имеешь никакого статуса.    Жителям Мемельского края пришлось испытать это дважды. Второй раз уже после 1945 года. Надо здесь заметить, что второе воссоединение с Литвой принесло жителям этого края такие страдания,  после которых о местном население вообще можно было забыть раз и навсегда. Последовало чисто сталинское решение: депортация немцев в Германию и высылка многих литовцев  в Сибирь.
                Права Советского Союза на эту землю подтверждались в Московском договоре  между СССР и ФРГ в 1970 году, в  заключительном акте по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году и в Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии в 1990 году. Но это мог себе позволить Советский Союз, а не Россия. В наше время в мире имеются силы, с которыми необходимо считаться, вернее, спросить у них разрешение. Это Евросоюз и США, а поэтому кусок территории размером примерно 140км на 20км в настоящее время подарен всё той же Литве. А России из-за этого земельного надела не хочется портить отношения с Евросоюзом и США. И в «благодарность» за всё это 13 июня 2000 года Сейм Литовской  Республики принял закон «О возмещении причинённого оккупацией СССР ущерба».
                В одной из прибалтийских республик я прожил двадцать пять лет и поэтому могу судить о политической  ситуации в этих малых странах с 1975 года по 2000год.  Я жил в Эстонской ССР, а потом уже в Эстонской Республике и могу констатировать, что никакой оккупации там не было. Люди свободно говорили на своём родном языке, посещали свои католические, лютеранские и православные церкви, на всех руководящих постах всегда были местные жители. Никакого притеснения местных жителей россиянами не было и не могло быть!  Все крупные предприятия, например: телебашня, крупный морской порт и многие олимпийские объекты  были всесоюзными стройками! У местных жителей, конечно же, сохранилась негативная память о сталинских временах, когда их родственников выселяли в Сибирь. Но такая же участь выпала и на долю россиян.
                Казалось бы, Германия может поднять вопрос о возврате ей Мемельского края, если Росссия «добровольно» отказалась от этого. Однако она это не делает. Почему? Да видимо потому, что взять к себе несколько сот тысяч «перекатной голи» не очень-то и хочется. Вот так и застыла эта ситуация, уравновешенная разнонаправленными силами.
                Думая обо всём этом, почему-то вспомнил картину «Ленин на охоте». Осенний светлый день. Ленин сидит  под голой берёзой, обняв правой рукой охотничьё ружьё, и не думает ни в кого палить из своей двустволки. Охотничьих трофеев у его сапог мы не видим.  На голове у него шапка-ушанка, лицо у него умиротворённое, даже счастливое. Вождь просто отдыхает на природе...

Март 2013г.