III. Быть или казаться, чтобы быть?

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман

ЧАСТЬ II
ДУХОВНЫЕ ЛЮДИ. ДУХОВНАЯ СТРАНА




III
Быть или казаться, чтобы быть?

     «Когда один великий испанский ученый был уведен прямо с кафедры, провел три года в застенках инквизиции и затем вышел на волю, он начал свою лекцию словами: “Мы говорили вчера…”.
     Итак, мы говорили вчера, что любовь многообразна и способна к проявлению на всех уровнях социальной жизни, а сегодня мы говорим это еще увереннее и громче. Она может стать парой невыраженной индивидуальности, забытому всеми безвестному гению, вне всякого сомнения предприимчивому успешнику и великолепному удачнику, слегка коснувшейся разврата порочности, алчности, требовательности, упрямству, которое обязательно будет использовать человеческие слабости.
     Что же позволит обрести или лишиться ее? Ответ поразительно прост: то, что ты есть или то, чем ты кажешься.
     «Каждый новый ребенок, рождающийся на этой земле, быстро-быстро пропадает под давлением общества. Подвергаясь постоянному унижению, он вынужден заучивать его законы. Ребенок растет, привыкая к такой жизни. Он лишен своих собственных мыслей, и пытается вырваться из этой ловушки. Он дает себе клятву, что никто больше не будет влиять на его желания.
     Все, что он чувствует, все, что знает, скрывает в себе. Никто не видел, никто не знает и не хочет знать, что может произойти. Не свободен, не был собой, вот почему он прозвал себя непрощенным.
     Они посвящают свои жизни тому, чтобы хоть как-то отличаться от него, а этот несчастный юноша пытается понравиться им всем. Он хочет вырваться из этого лабиринта, но в лабиринте нет выхода. Время монотонно убивает его. Он устал, и никому нет до него дела. Он уже старик и готовится умереть в раскаянии» («Unforgiven». Слова James Hetfield, Lars Ulrich, and Kirk Hammett Metallica. Перевод Ю. Домрачева).
     Эти строки наглядно демонстрируют неудачную попытку борьбы человека со стремлением общества связать его ролевым выбором, борьбы против желания общества подмять под себя его интеллектуальные и иные способности.
     Человек, попадая в общественную систему, становится ее винтиком, подстраиваясь к ней. А как же иначе? «Мы общаемся из “шкурного” интереса». Общество всегда от нас чего-то хочет, от нас все чего-то хотят. Если мы не даем требуемое, мы не интересны, общество нас изолирует от себя, отторгает. «Я потерял волю к жизни: просто нечего больше давать…». Для того чтобы удовлетворять потребностям общества, общество заставляет человека подстроиться под него.
     Вспоминается «добродушная американская улыбка» взрослого человека, сотрудника охранного персонала медицинского центра, «веселого рубахи-парня»: при общении с девушкой-референтом его щеки «работали» таким образом, что уголки рта смещались кверху, а уголки глаз – книзу. Мало того, щеки поднимались вверх, приоткрывая рот и показывая белизну зубов, с тем чтобы обеспечить максимальный эффект при общении. Характерно, что после окончания разговора, когда он вышел за стеклянную дверь и пропал из поля зрения секретаря, его улыбку сняло одним махом. Скажите, что иное излучает его мимика, как не заученный закон современного принципа общения? Ведь после общения с приятной молодой девушкой так быстро улыбка не слетает. Если немного поострить – смешно конечно, но быть может, он так внутренне отреагировал на ее последние слова, смысл которых дошел до него чуть позже в результате заторможенной реакции мозга, и они показались ему несколько обидными? Исключено. Скорее то, что он погрузился в обывательские будни исполнения своих служебных обязанностей в данный момент в данном месте.
     Итак, для того чтобы жить, нужно уметь подстроиться под жизнь. Вот это и есть та маска, которую мы надеваем на себя для того, чтобы казаться вежливыми и прослыть коммуникабельными людьми. Что ж, того требует внешняя жизнь. На самом деле человек рождается один и умирает один, и рано или поздно чувствует это. Он пытается уйти от себя, своей сути, для того чтобы внешне быть презентабельным и полезным. Таким образом, кризис, конфликт неизбежен. И чтобы выйти из него с пользой для себя, человек должен осознать свою духовность, развивать ее и гордиться ею. Тогда это проявится во вне, и человек будет тем, кем он есть, а именно – индивидом, личностью принятой и полезной.
     Однако в реальности все далеко не так. Это видно, например, из высказывания Чехова о том, что должно быть в человеке: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… но не всегда так». «Ореол политики, богатства, власти – излюбленные кумиры большинства людей, и они неустанно стремятся к их овладению» в большей или меньшей степени, с различной степенью успешности.
     «Молодая красавица, выигравшая конкурс красоты, очарованная теми материальными достоинствами обеспеченного мужчины, который клялся бросить весь мир к ее ногам, и выгодами, которые ей сулит беззаботная жизнь – она “покупается” на изысканный алмаз поверхностной мишуры, стремясь к полупраздной жизни, как мотылек к свету. Она живет в роскошном особняке, посещает публичные заведения, недоступные многим людям. В глазах своего мужчины она лишь вешалка для его роскоши, вывеска для его честолюбия, одна из утех его удовлетворенного тщеславия. Но каждый из них преследовал свою цель, и оба приняли правила игры». Мужчина кажется ей всевластным, а на самом деле является всего лишь фальшивым авторитетом преступного мира, номером «шесть», не пользующимся влиянием, ибо там фавориты меняются очень быстро. Когда его пребывание на земле прекращают его соратники, правоохранительные органы через некоторое время находят и молодую девушку. Наполеон сказал правду: ничто в этом мире не дается даром, за все надо платить. «Общество не знает снисходительности. Его члены по своей совокупности завистливее, чем каждый из них в отдельности. Сидя в партере, вор рукоплещет торжеству невинности. Общество отказывается утолить страдания, которые причиняет; оно награждает ловкий обман, но не тайную преданность. Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Средства к действию сливаются с его результатами: никогда не удастся разграничить душу и плотские чувства, дух и материю. Золото – вот духовная сущность всего нынешнего общества».
     Приведенный пример драматичен. Но ведь он из жизни. Есть бесчисленное множество примеров самого разнообразного характера, в том числе со счастливым исходом, когда люди живут себе в полном здравии и достатке, выработав собственную мораль и следуя ей, не залезая в глубины жизненной абстракции. Так или иначе, но каждый в итоге стремится занять определенную нишу в жизни; кто не способен сделать это собственными усилиями, делает это при помощи других, используя их в своих интересах. «Торжествует борьба эгоизмов, стремление к личной выгоде, которые выливаются в жажду роскоши и наслаждений, в ожесточенную погоню за деньгами. Денежный расчет лежит в основе жизненных перипетий, определяет характеры и судьбы людей, их поступки и взаимоотношения. Корысть проникает во все сферы жизни, ломает патриархальные отношения, коверкает души и судьбы, ставя превыше всего бессердечный чистоган. Переплетение личных интересов зачастую игнорирует потребности общества».
     Так все же – быть или казаться? Казаться – значит за внешним лоском скрывать внутреннюю пустоту. Это актерский дар. «Естественно предположить, что ничего нет внутри у людей, вечно выставляющих все наружу. Но если вспомнить, как мало актеров и актрис давала каждая эпоха и как много из их среды выходило драматических писателей и увлекательных женщин, то можно отвергнуть это мнение, основанное на том упреке по адресу лицедеев, будто в театральном изображении страстей они утрачивают все личные чувства. В действительности на это расходуется только силы ума, памяти и воображения. Великие артисты – это существа, которые, как выразился Наполеон, по желанию прерывают связь между чувствами и мышлением. Мольер и Тальма на склоне лет умели любить сильнее, чем заурядные люди».
     Жизнь – театр, и все мы в ней – актеры. Для того чтобы понять смысл этого выражения, которое часто, перефразируя Шекспира, говорят люди, нужно прожить и прочувствовать разные стороны жизни. Можно понять тогда, было ли что-нибудь существенное в нашей жизни или нет, удовлетворила ли нас она. Многие, оборачиваясь назад, понимают тогда, сколько ненужных оплошностей было совершено из-за проклятой глупой гордости, гордыни, высокомерия, пессимизма, отчаяния, сколько светлых чувств пришлось лишиться надолго… навсегда, а потом с напускной веселостью выдают другим свое существование за счастье, а наедине с собой – с миной мудреца на лице и печальным смирением ожидают конца. Однако «молодость часто невинна. В молодости преодолеваются потоки невзгод, утверждая реалистичное представление о жизни; в более позднем возрасте праведная мораль и иллюзии уходят в сторону, уступая место получению удовольствия от жизни, вкушению всех ее прелестей». Думается, Ницше сказал правду о человеческой сущности. Во всяком случае, его высказывание очень вероятно.
     Возможно, кто не умеет играть, тот не будет жить. Выступает неудовлетворенность и злоба, которые тщательно скрываются, и находятся еще силы для того, чтобы смеяться и имитировать полезность жизни. Виноваты только сами, и с этим ничего не поделаешь. Попробуйте-ка теперь докопайтесь до правды. «Правда не выражает себя со всей полнотой, она не все выставляет напоказ: она желает, чтобы угадали ее тайную суть, сокровенную глубину». Только угадать ее может лишь желающий. Искренность – залог успешного общения. Другое дело, что иному может не понравиться навязчивое чье-то стремление заглянуть в душу другому. Человек не обязан раскрывать ее перед кем-то. «Влезший» в душу другого против его воли либо из праздного любопытства или для пополнения багажа знаний, «для опыта», преследуется своей совестью или упреками другого. Рядом становится нестерпимо тесно.
     Однако «есть люди, которым, подобно всем людям высокой души, внутренний мир заменяет показную роскошь, а высшее блаженство они видят в уединении и труде. Они часто не пытаются казаться лучше, чем есть. Пусть при этом они нуждаются, но и у них есть свои преимущества перед остальными. Вы никогда не задумывались, какое чувство может сравниться силой со страстью, которую завтра задушит смерть или нужда? Вот уж где по-настоящему искренне ограждают себя от крайности: ханжества, морализма, пресыщения». А общество требует определенной морали. «В определенном возрасте еще краснеешь, когда тебе вменяют в вину верность, над которой женщины смеются, чтобы скрыть, как они ей завидуют. Поборники нравственности с короткой памятью относительно собственной непогрешимости не прощают божеству ни единой мелкой черты, ни одной ошибки».
     Что же легче и лучше – быть или казаться? В качестве примера можно сравнить двух людей.
     «Один читал статьи, написанные другим. Они показались ему слишком эффектными, слишком скороспелыми, слишком поверхностными, слишком риторическими, им не хватало мудрости. По мнению первого, второй был фельетонистом, пишущим на злобу дня.
     Несмотря на свое умение быть успешным в обществе, на одном светском приеме второй в присутствии первого на секунду потерялся. Он вдруг ощутил свою беспомощность. Его подавило сознание, что этот человек неизмеримо больше его, что он меркнет перед ним. На мгновение им овладело такое чувство, будто все погибло и случилась непредвиденная катастрофа.
     Он всегда считал, что главное не быть, а казаться. Этому убеждению его жизнь была подчинена и внешне и внутренне. Важно не то, что ты думаешь, а то, что ты говоришь. Важно не то, сколько у тебя денег, а то, сколько ты можешь выложить на людях. Важны не те идеалы, которые у тебя в груди, а те, которые ты исповедуешь публично. Это было его кредо. И вот перед ним человек, который не лезет вон из кожи, не отличается остроумием, говорит очень мало. И все-таки своим присутствием этот простой, любезный и почтенный человек добивается большего, чем он самыми блистательными фейерверками остроумия. Для чего, собственно, было нужно ему всю свою жизнь, не щадя себя, играть утомительную роль человека, надменно улыбающегося даже в самом отчаянном положении и отметающего любую беду веселой шуткой? Но это отчаянное чувство было мгновенным, оно не успело облечься в слова, и на лице его, подавленного сознанием своей внутренней пустоты, сохранялась все та же вежливая улыбка».
     Вот пример другого характера. Каких жизненных выгод позволяет добиться надетая маска! Классика всегда современна. Вдумайтесь в это описание: в нем есть все, нужно лишь разобраться.
     «Его душевная пошлость, бесстыдство его рукопожатий, которыми он обменивается со всеми порочными людьми, всеми бедствиями, всеми предательствами, всеми убеждениями, сообщили ему неприкосновенность, словно конституционному монарху. Какой-нибудь грешок, соверши его человек, уважаемый за свои высокие достоинства, вызвал бы всеобщее негодование; ему он сходит с рук; не слишком честный поступок ему почти не ставится в вину: извиняя его, каждый сам себя извиняет. Даже те, кто склонны его презирать, протягивают ему руку, боясь, что он может понадобиться им. У него столько друзей, что ему хотелось бы иметь врагов. Кажущееся добродушие, которое прельщает новичков, но прекрасно уживается с предательством, которое все себе позволяет и все оправдывает, громко кричит, получив оскорбление, и прощает его, – один из отличительных признаков этих людей. Это “панибратство” разъедает самые прекрасные души: оно покрывает ржавчиной их гордость, убивает жизненное начало великих произведений и освящает умственную низость. Требуя от всех такой же дряблой совести, иные люди заранее подготавливают прощение своим изменам и ренегатству. Вот так наиболее просвещенные люди становятся наименее почтенными. Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает запас сведений, которых нахватался накануне. У него нет ни времени, ни терпения писать; он не наблюдает, но он слушает. Он мастер “по части страстей”, как гласит словечко литературного жаргона, потому что в страсти все правдиво, между тем как назначение гения – находить среди случайностей правды то, что должно казаться вероятным каждому. Вместо того чтобы будить идеи, его герои – это возвеличенные индивидуальности, возбуждающие только беглую симпатию; они не связаны с великими вопросами жизни и, значит, не представляют собою ничего; но он поддерживает интерес живостью мысли, удачными находками… Он непревзойденный мастер ловить на лету идеи, проносящиеся над столицей или столицей пущенные в ход. Своею плодовитостью он обязан не себе, а эпохе: он живет обстоятельствами и, чтобы подчинить их себе, преувеличивает их значение. Наконец – он неискренен, его фраза лжива. В нем что-то есть от фокусника. Он пишет, не вылезая из женской постели, это чувствуется. Он являет собой образ современной, так называемой, творческой молодежи, ее поддельного великолепия и ее подлинного убожества; для нее характерны его легковесные красоты и его глубокие падения, его кипучая жизнь, полная нежданных превратностей судьбы и негаданных триумфов. Это поистине дитя нашего пожираемого завистью века, в котором тысячи соперников, под прикрытием политической системы, всеми своими обманутыми надеждами выкармливают себе на потребу гидру анархии, стремясь нажиться любыми способами; домогаются богатства без труда, славы без таланта, успеха без усилий, а по вине своих пороков кончают тем, что после всех попыток бунта, после всех схваток с жизнью существуют на подачки казны» или покровителей, по благоусмотрению властей, которые сами создали строй, при котором честность не найдет применения своим способностям. «Когда столько молодых честолюбцев, пустившихся из глубинки в путь на покорение столицы, назначают тем самым себе общее место встречи, то происходят состязания жаждущих успеха, несказанные несчастья, ожесточенные битвы. В этом страшном бою победа достается самому неистовому или самому ловкому эгоизму».
     Итак, «пример внушает зависть, его оправдывают, ему следуют».
     Как охарактеризует умный, мудрый человек того, чьи амбиции не соответствуют его знаниям? – «Фокусник, один из тех вулканов, что успокаиваются от пригоршни золотого песка. Если он даже и даровитый человек, то у него нет ни терпения, ни постоянства… Он хочет блистать в обществе, заняв место, в котором ему не удержаться. Так не поступают подлинные таланты, люди труда и чести: они мужественно идут своею дорогой, мирятся со своей нищетою и не прикрывают ее мишурой».
     Говорят, «умные жены видят в твердости мужского характера залог своего счастья». Правда, многие порой предпочитают быть поверхностными, чтобы не прилагать усилий для создания этого счастья, и вследствие чего становятся обманутыми.
     Некоторые люди считают иллюзии необходимым атрибутом жизни. «Кто освобождается от иллюзий, тот продолжает существовать, но не жить», – так сказал Марк Твен, и «он честно старался сохранить свои». Кто-то пишет об их утрате и принимает это как должное, заключая, что «человек большую часть своей жизни проводит в том, что выкорчевывает из сердца все то, что пустило там ростки еще в юности». Операцию сию они именуют обретением жизненного опыта.
     Надеемся, что каждый для себя разобрался с вопросом, что лучше для него: быть или казаться. Но что же из этого все-таки выгоднее? Что необходимее – терпеть лишения или быть жадным к жизни и ловить каждый ее момент, преодолевать трудности или идти проторенными дорожками? На первый взгляд, несомненно, второе. Но у каждого свой неповторимый путь. Нужна ли здесь какая-либо степень серьезности? Вероятно. Хотя есть мнение, что «серьезный человек – на самом деле мальчишка: он склоняется над жизнью, как ученик над партой: он старается что-то перенять, возмущаясь снисходительностью учителя к плохим ученикам, которые знают, что жизнь иногда тяжела, часто легка и никогда не серьезна». (Кристиан Бобен. «L’eloignement du monde» («Отдаление от мира»). Перевод Т. Щербиной). Один политик XVIII века сказал однажды: «Нужно уметь превращаться то в бога, то в свинью, но всегда оставаться очаровательным».
     Каждый решает сам: жить ему по-настоящему или проживать жизнь в ожидании смерти, приняв ложные цели и ложное бытие за свои собственные; любить искренне, испытывая настоящую близость, или лживо, скрывая от других свои мысли, либо утопая в удовольствиях, которыми никогда не насытишься. Итог может быть неприглядным. Сценарий трудно изменить, но можно. Но какова эта настоящая жизнь, многим так никогда и не узнать.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/30/2188

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/29/2012