1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца.
3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
8. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
9. И многие из народов, и колен, и языков, и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.
10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.
14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.
В конце предыдущей главы ангел повелел Иоанну съесть книгу. Это даст ему возможность «опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» (10:11). В начале этой главы Иоанн получает трость и повеление измерить «храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем» (11^1). «Съедание книги» (ее исследование) и последующее «измерение храма» — взаимодополняющие действия.
Книга пророка Даниила многократно говорит о поругании храма, о поставлении в нем «мерзости запустения» и, наконец, об очищении, или восстановлении, святилища в конце 2300 вечеров и утр (Дан. 8:13-14; 9:26).
Все эти пророчества о храме становятся понятными только после того, как книга «распечатана». Раскрытие тайны древней книги происходит в период шестой трубы (10:6-7).
- «Измерять»
нужно не земной храм, разрушенный в Иерусалиме в 70 г. римским полководцем Титом, а храм небесный и совершающееся в нем служение искупления. Напомним, что ветхозаветный храм служил прообразом храма небесного. Значение и порядок служения Христа в небесном святилище определяются через сопоставление с ветхозаветной скинией.
- «Внешний двор храма»
исключен и не нуждается в измерении. Эти слова относятся к буквальному Иерусалиму, который больше не имеет отношения к спасению. От Иерусалимского храма ничего не осталось, а внешний двор его, как верно замечено в пророчестве, был отдан языческим народам. Что же касается «святого города», то теперь под «святым городом» следует понимать Церковь Божью на земле. Именно ее язычники попирали сорок два месяца.
- «Сорок два месяца»,
или «время, времена и полвремени», или «тысяча двести шестьдесят дней» — это пророческий период, охватывающий средневековье с 538 по 1798 годы.
Далее говорится о двух свидетелях. Они «суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (11:3, 4). Книга Захарии помогает нам соотнести эти символы со Словом Божьим, через которое действует Дух Святой (Зах. 4:3-6,14).
Два свидетеля Божьих на земле — это Ветхий и Новый Заветы. 1260 дней (лет) они пророчествовали, «будучи облечены во вретище», т. е. находясь под запретом официальной католической Церкви или же в условиях строжайшей цензуры.
Несмотря ни на что они выполняли свою роль. Суды Божьи посещали человечество в эпоху средневековья, как об этом говорится в стихах 5 и 6. По окончании 1260 дней (лет) из бездны вышел зверь, который, сразившись с ними, убил их (11:7). Действительно, по окончании пророческого периода разразилась Французская революция, идеологи которой совершенно отвергли веру в Бога и объявили войну Библии и христианской вере.
В 1793 году в Париже была запрещена вера в Бога и провозглашен «культ разума». Около двух тысяч церквей было закрыто. В столице и во всей Франции устраивались торжества и шествия в честь «богини разума». Это безумие длилось три с половиной года1.
Это первое в истории Европы проявление воинствующего атеизма эхом отозвалось в XX веке в Советском Союзе, Китае и других странах коммунистической ориентации. Подобно тому, как в древнем Египте фараон заявил: «Я Господа не знаю» (Исх. 5:8), так в Содоме и Египте наших дней (в атеистических сообществах) проявился дух древних фараонов. Следствием атеизма во многих странах стал культ личности вождей.
Эпоха атеизма во Франции и других странах Европы началась и окончилась революционными потрясениями и гибелью людей. Слава Богу, что там, где господствовал атеизм, наступило возрождение Слова Божьего и христианской веры. Так было во Франции в тридцатые годы XIX века, а совсем недавно в России и в Восточной Европе.
Атеизм оказался бессильным и не смог уничтожить Слово Божье. Многие же «воздали славу Богу небесному» (11: 13).
- Стих 14 говорит: «Второе горе прошло».
Следовательно, трубный звук шестого ангела включает эпоху атеизма в Европе. Наступает перерыв, время благодати, но оно коротко, ибо «идет скоро третье горе».
15. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков.
16. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
17. Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился.
18. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
Третья пророческая линия, как и предыдущая, завершается апогеем Божьей славы в последние дни. Заканчивается время благодати.
Во время трубного звука седьмого ангела на земле одно за другим стремительно произойдут последние события:
- будет проявлена ярость язычников,
- земля узнает гнев Божий (излитие семи язв из Откр. 16);
- произойдет суд над мертвыми,
- пророки, святые и все, боящиеся Господа, будут преображены «в мгновение ока» и в тот
час получат награду.
Таким образом, здесь лишь намечены последние события, которые будут подробно описаны в главах 15-21.
Последний текст 11-й главы начинает четвертую пророческую линию (11:19—14:20) :
19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град.
Четвертая пророческая линия начинается, как и три предыдущие, картиной небесного храма. На небе открывается храм. Свет Божественной славы льется из Святого святых, от ковчега завета Божьего. Вопрос верности этому завету станет основным в главах 12-14.
Во Святом святых земного святилища находился ковчег завета, а в нем — закон Бога Небесного (Десять Заповедей). Ковчег был престолом Божьим, над его крышкой открывалась непостижимая святость и слава Творца. Святое святых открывалось для первосвященника только один раз в году — в судный день, когда он входил туда для очищения святилища от людских грехов.
Иисус Христос вошел в небесное святилище сразу после вознесения на небо. Он ходатайствует за людей на протяжении всех веков. Но и небесное святилище нуждается в очищении (Евр. 9:23). Очищение Христом небесного святилища совпадает с началом суда на небе (Дан. 7:9,13; Откр.14:6).
Суд на небе и очищение небесного святилища начинаются, согласно Дан. 8:14, по истечении 2300 пророческих дней (лет), т. е. в 1844 году.
Чтобы мы могли увидеть суть великой борьбы между Христом и сатаной, нам в главах 12-14 Книги Откровение предлагается историческая панорама.