Ищите белого деда... О настоящем знахаре

Владимир Родченков
                Ищите белого деда….
   
                Рассказ об Истинном деревенском знахаре. 

   Буквально вчера вечером посмотрел я по ТВ передачу о целительстве и целителях. В этой передаче принимал участие и знаменитый теле-целитель Алан Чумак. И всё бы ничего, не ответь он на вопрос ведущей,- «есть ли точный способ отличить настоящего целителя от проходимца?». Чумак, вначале слегка замявшись, сказал, что нет такого способа, но затем поправил себя, сказав,- «…хотя можно, - если вам дают полную гарантию исцеления – значит это не настоящий целитель…». 

   Мне повезло родиться и вырасти на славной Смоленской земле, в одной из старинных деревень. У нас, невзирая на коммунистическую идеологию того времени и старинные праздники соблюдали и отмечали их, и все традиции чтили! Был у нас в деревне и свой ДЕД, так на Руси называли знахарей или по-современному – целителей. Звали его Новиков Владимир, и известен он был на весь, ныне разваленный, СССР. 
Дед Володя, как мы ребятишки его называли, родился ещё задолго до революции, как и мой родной дед. Это был высокого роста, стройный блондин. Хоть и был он местным деревенским уроженцем, но каким образом он получил свой дар – мне не известно, и старики у нас на эту тему разговоры не вели. Он был светлый, не только волосами, но и своею душою человек, всегда открытый, готовый помочь, общительный и, как я его запомнил – всегда спокойный и уравновешенный, при том, в любых ситуациях – немножко весёлый.  Когда он умер – мне и десяти лет не было и, разумеется – серьёзных жизненных бесед со мною лично – он не вёл. Но когда у нас дома (или летом возле дома на скамейках), а точнее сказать у моего деда, который в деревне и во всей округе имел громадный авторитет, собирались на посиделки старики и старушки – то и это дед Володя нередко был в их числе. О каких только жизненных ситуациях и, порою невероятных историях, я не наслушался, внимательно прислушиваясь к разговорам и рассказам умудрённых жизненным опытом людей. 
Как-нибудь поведаю вам о многих из них….

   Этот знахарь, дед Володя, не только знал заранее о том, кто и с чем к нему на следующий день пожалует (то ли он это каким-то образом предчувствовал), но как показало время, предчувствовал и свою собственную смерть.  Мне очень хорошо врезался в память один случай, свидетелем коего мне посчастливилось быть на частых у нас дома посиделках.  Когда кто-то из местных завёл разговор на тему о ДЕДАХ и БАБКАХ (так у нас называли знахарей), дед Володя неожиданно оборвал его не полуслове. В доме воцарилась полная тишина, и то что он сказал – мне сильно врезалось в память и я дословно помню всё им сказанное до сих пор.
    – «Послушайте меня, дорогие мои земляки,- скоро, уже очень скоро меня не будет. Никогда ещё на Руси не обходились без нас – дедов и бабок. Много, чем только мог, и я помогал всем вам. Когда же меня не станет – вам, конечно же, придётся искать других знахарей. Те бабки, из других деревень, которых вы хорошо знаете – уже тоже на ладан дышат, они уйдут следом за мною. И вам придётся искать других…. Истинных знахарей, имеющих посвящение как я – очень и очень мало, но зато много тех, кто думает что он что-то может, а ещё больше откровенных проходимцев. Сейчас я скажу вам (а вы – как следует запомните) самый верный способ отличить знахаря от проходимца. Когда нужда заставит вас, и вы, придя к тому (кого вам кто-то посоветовал), войдя в его дом – поздоровайтесь и сядьте возле двери на лавку. Опустите глаза вниз и даже на него не смотрите. Если это сильный знахарь – он уже знает, кто ты и с какой проблемой к нему пришёл. Если знахарь слабый – он может у тебя спросить ТОЛЬКО твоё имя и год рождения,- тогда скажи ему своё имя и год когда ты родился. НО(!!!) если он ещё спросит,- с какой проблемой ты к нему пришёл…? – сразу же вставай и уходи навсегда из его дома, ибо это проходимец, которому ничего не дано…». Далее он ещё сказал, что знахарь не имеет права потребовать за свои услуги хоть какое-то вознаграждение. Но, любой человек имеет право по своей воле, его скромно отблагодарить, при условии, что знахарь не будет возражать против предложенной ему благодарности,- здесь настаивать нельзя, дабы не обидеть знахаря. К слову,- у нас в округе все очень хорошо знали, что дед Володя оказав помощь – почти… ничего не брал за свою работу. Этим исключением – был обычный краец (так у нас называли горбушку хлеба) посыпанный солью,- и ничего другого Истинный знахарь Новиков Владимир – никогда ни от кого не принял!!! Он сам, приехавшим к нему впервой новичкам (наотрез отказавшись от их денег и иных гостинцев) всегда говорил: «Уж если тебе не терпится меня поблагодарить – то отрежь от буханки хлеба краец, посыпь его солью и принеси мне, но ничего другого!».
Я точное число дней не припомню, но не прошло и месяца после тех посиделок, как, никогда ничем не болевшего деда Володю провожала в последний путь вся округа.
Но, на этом – рассказ мой не заканчивается,- суть впереди….

   В заключение своего повествования – я должен вам поведать один интересный случай, произошедший уже значительно позже смерти деда Володи. Была поздняя осень, и я уже учился в восьмилетней школе (классе не то в 6, не то в 7). Помню, что день тот был ненастным, моросил мелкий дождик, и я, придя из школы – увидел у нас дома незнакомых людей, женщину и молодого парня в форме – курсанта военного училища. Они, как оказалось, зашли в дом буквально передо мною и попросили у матери разрешения побыть у нас в доме, пока не придёт вечерний дизель-поезд на Смоленск.
Такое у нас в деревне было не редкость, а особенно когда был жив дед Володя. Люди ведь и из дальних деревень к нему приходили и приезжали, кто на велосипеде, кто на лошади, а кто и пешком. У некоторых – путь в одну сторону весь день занимал, и им приходилось у кого-то из наших деревенских заночевать перед обратной дорогой, и отказа в ночлеге – никогда не было. Помнится мне один случай. Летом, поздно вечером, мы уже почти спать собирались, как в  кто-то постучал. Я подумал, что это кто-то из моих соседских друзей и вышел в веранду открыть дверь.  Но на пороге стоял совсем незнакомый мужчина. - Здрасьте, - скала я ему,- здравствуй сынок, - ответил он, - позови хозяина. Я крикнул деда, и дед тут же вышел. Гость, поздоровавшись с дедом, сказал, что приезжал издалека к нашему знахарю, да вот ночь в пути застала, и спросил разрешения переночевать. - Заходи, добрый человек, всем места хватит,- ответил дед. Но мужик застеснялся и сказал деду, что он и на сеновале в сарае переночует, лишь бы дед ему какой ни будь старый плащ дал накрыться. Дед сказа, что бы гость не дурил и заходил в дом. Но гость замявшись – стал настаивать на сарае с сеном. Тут дед аж ногою топнул (именно поэтому я тот случай и запомнил хорошо) и даже прикрикнул на гостя,- да ты что, опозорить меня пришёл, хочешь чтобы деревня мне завтра в глаза плевала, за то что я человека в дом переночевать не пустил?!! – резко сказал дед, - заходи в дом, скидай сапоги и ложись на диван, сейчас хозяйка тебе молока нальёт, поужинаешь. Вот такие у нас были традиции….
   Но вернёмся к прежним гостям. Конечно же, мать радушно приняла этих двух странников. Мы все вместе сели пообедать, а уже после обеда – женщина поведала нам свою историю и причину, по которой она оказалась в нашей деревне. - Сами мы с Урала. Мой сын, указав на парня (я не припомню сейчас его имени) в детстве сильно заболел, у него разошлась желчь и врачи, выписав из больницы, отвели ему жизни не более двух недель. Это был у них с мужем единственный ребёнок, но горем охваченная мать не опустила руки, а стала искать способ спасти сына. Там же в больнице, ей старый врач сказал, - медицина сейчас в этом бессильна, но есть знахари, которые лечат эту болезнь, иди к ним – это твой последний шанс.
   Женщина, не теряя времени, кинулась к местной знахарке, но та бабка сразу сказала ей, что она в этом случае – помочь не сможет. Затем она ушла из дома в сарай, а когда вернулась – сказала, - поезжайте на Смоленщину и там ИЩИТЕ БЕЛОГО ДЕДА, если успеете, то только он и сможет вам помочь. Мать ребёнка спросила,- не легче ли найти иголку в стоге сена, нежели какого-то белого деда в незнакомой области? Но знахарка успокоила её, сказав, что ничего сложного в этом нет. Она сказала, что ей только что открылось, что в Смоленской области есть дед, а белый – потому что полный блондин. Вы поезжайте в Смоленск и чтобы найти его – идите в тамошний Успенский Собор. Там у нищих, которые будут возле Собора, спросите, - как вам найти белого деда знахаря – они вам и подскажут дорогу к нему. Женщина всё так и сделала. Не теряя драгоценного времени, они с мужем собрали умирающего ребёнка и срочно выехали в Смоленск. Приехав в город – они доехали на такси до Собора, на высокой лестнице к которому, сидели несколько нищих. Женщина подошла к ближайшему и вкратце рассказав суть дела, спросила, как ей найти белого деда? Тот нищий сказал,- знаем мы о нём, это вам в деревню Грудинино надо, там он и проживает. Далее он сказал, - возвращайтесь обратно на вокзал, и на Рославльском дизель-поезде вы до станции Грудинино как раз и доедите. Час и десять минут идёт этот поезд от Смоленска до моей родной деревни Грудинино. В тот же день они были у деда Володи. Как рассказала эта женщина,- Он уже ждал их прихода и ничего не спросив – сказал,- задержись вы на неделю – я бы вам ничем уже не помог. Он взял бутылку с непитой водой, которая у него всегда была наготове, и ушёл с нею в сарай. Когда вернулся – сказал, что это на семь дней (четырнадцать зорь) – будешь давать ему по глоточку каждою зорю и окроплять ему лицо. Ещё неделю мальчику будет плохо, но уже на восьмой день – он резко пойдёт на поправку. Всё, по словам женщины, тогда у её сына, так и случилось. Через неделю их сын действительно резко стал поправляться и уже скоро совсем выздоровел. Никаких лекарств, кроме этой заговорённой воды – больному мальчику не давали. Местные врачи, выписавшие этого ребёнка умирать – только охали и разводили руками….
   Тем самым ребёнком и был наш гость, курсант военного училища. Он не только выздоровел, но окончил школу с отличием и поступил в военное училище. Я, даже очень хорошо помню, что после обеда, пока они были у нас – он с лёгкостью решил моё домашнее задание по математике (в которой я сам, честно признаться – был не очень…). Этот факт весьма примечателен, и если тот курсант, а теперь наверняка уже офицер в отставке, прочитает и узнает себя… – я бы очень хотел с ним сейчас пообщаться. К сожалению, не помню я его имени и точного места жительства, помню только, что они откуда-то с Урала, но ему – будет вспомнить проще,- так что – ЖДУ ВЕСТОЧКИ…!
   Мать этого курсанта призналась нам, что все эти годы она каждый день с благодарностью вспоминает белого деда из нашей деревни, чудесным образом исцелившего их единственного сына. Она также сказала, что с годами – в ней всё больше росло внутреннее желание поехать снова на Смоленщину и низко поклонившись – поблагодарить этого великого знахаря. В конце концов, это чувство долга, уже лишила её покоя и она, собрав сына – приехала снова в нашу деревню. Дорогу к дому деда Володи она вспомнила сразу, вот только дом – оказался заколоченным. Соседи сказали им, что Володя уже очень давно умер, и похоронен на местном кладбище. Так что поклон низкий, ей с сыном, пришлось отвешивать сырой могиле. Посидев у могилки знахаря-чудотворца – они и зашли к нам в гости, подождать пока придёт обратный поезд. Только вот, тогда я над этим не задумывался и не спрашивал у них, а сейчас не могу в толк взять,- это был поздний сентябрь, и у курсантов военных училищ, по идее, должны были идти занятия…,- но приехали они каким-то образом именно осенью….  Хотя это, разумеется, не столь существенно, - коли в душе припечёт…– так и зимой пешком, да ещё босиком побежишь….

   Этот случай я подробно рассказал ещё и к тому, что теле-целитель Алан Чумак откровенно ввёл многих людей в заблуждение. Он на всю страну сказал, что Истинный целитель не может давать полную гарантию выздоровления. А вот дед Володя, как мне очень хорошо помнится, уверял в обратном. Он говорил, что нет универсальных знахарей. «Всё…– может только БОГ!» - он говорил. А каждый  из знахарей имеет свою, узкую специализацию (он, как никто другой, мог излечивать разошедшуюся желчь и ещё, не припомню точно что…)  другим – было дано другое…. По мелочам же – они все были мастера. И он так же говорил, что если случай серьёзный и не в его силах…- то сразу предупреждал, что бы не теряли времени и обращались к другому знахарю. И что самое необычное, он так же, как и та уральская бабка, сообщал по каким приметам и в какой местности искать того, кто точно поможет. Какая у этих знахарей между собою была связь – не знаю, но уж точно не почтовая. Но уж если болезнь была в его силах – он точно говорил, как лечить (а это почти всегда была бутылка с непитою водою и с наложенным на неё заговором) и через указанное им время – человек полностью выздоравливал. 
И ещё мне вспомнилось…- такая болезнь как рак – уже тогда была известна. Я запомнил, как на одних из посиделок именно о раке и зашла речь. Дед Володя там сказал, что любой рак знахарь может вылечить, но только при одном условии – если его не трогали ножом. «Если человек уже побыл под ножом хирурга (я точно вспомнил, именно так он и выразился), то никакой знахарь такому больному уже не поможет». Хотя он никогда не говорил, что нельзя людям обращаться к обычным врачам.
   А чего же стоит этот проходимец с телеэкрана…??!! – пусть каждый – сам себе ответит на это вопрос.
 
   Жаль мне..., очень жаль доверчивых, и особенно простодушных простых людей! Давно уже идя по жизненному пути, самой большой подлостью я считаю: «Обмануть того – кто тебе искренне поверил».

   Многое сейчас, в нашем больном бездушием, развратом и ложью обществе, перевёрнуто с ног на голову,- коли так всё и оставим – не видать нам прощения на Небесах….
 
                Владимир РОДЧЕНКОВ.
                30/03 – 2013 г.

Фото меё. Родной Смоленск. Успенский Кафедральный Собор