Как посмотреть

Владимир Мацко
                – Дорогая, ты мой китель почистила?
                – Почистила, почистила.
                – А галифе почистила?
                – Почистила, дорогой, а как же?!
                – А сапоги почистила?
                – А там карманов нет...

                (Армейский Анекдот)

               

          В самом начале 80-х, для офицеров Советской Армии ввели тринадцатую зарплату, так называемое единовременное денежное вознаграждение, сокращённо – ЕДВ. Кто хорошо и добросовестно исполнял свои обязанности и в течение года не имел дисциплинарных взысканий, получал вознаграждение в размере ста процентов. За различные провинности могли лишить части этих денег, аж до 50-ти процентов, а за грубые и вовсе. Получать тринадцатую было вдвойне приятней, так как жили мы тогда не богато, все деньги с будущей зарплаты были заранее распланированы, а так можно было  купить что-то такое, на что их вечно не хватало. К тому же деньги выдавали за несколько дней до Нового Года, когда они особенно кстати. Моё добросовестное и ревностное отношение к службе всегда отмечалось этим стопроцентным ЕДВ. И думаю, что если бы меня хоть раз лишили его, хотя бы на 10 процентов, я бы воспринял это как личную трагедию.

          Однажды к нам в полк, по линии автослужбы, перевели из соседнего одного капитана. Мужиком он оказался лихим и частенько залетал по мелочи. Но как тыловик, оказался покладистым и не заносчивым. К тому же он хорошо играл в домино и любил это дело. На этой почве мы не то, что бы сдружились, но как-то сошлись. Что там случилось на его предыдущем месте службы, я не знал, но видать что-то случилось, так как перевели его к нам с понижением.

          Как-то, перед Новым Годом, я зашёл в секретное машбюро и на глаза мне попался приказ “О премировании военнослужащих”, то есть, по 13-й зарплате. Бегло просмотрев его, а неожиданностей там не было, я вдруг увидел фамилию вышеупомянутого товарища – выплатить капитану Алексашину ЕДВ в размере 50%. Я, конечно расстроился. На другой день, зайдя к нему в каптёрку, при разговоре с ним, я сожалением сказал, что так, мол, и так, приношу свои соболезнования. Откинувшись в кресле и заложив руки за голову, он удивлённо  вскинул брови:
          – А там точно моя фамилия? Точно?!! Ты ничего не перепутал?
          Я грустно покачал головой, а про себя подумал – бедненький, надо же, как расстроился. И дёрнул же меня чёрт сказать ему…

          – Вау!! 50 процентов ЕДВ!! Да я же ни разу в жизни его не получал! НИ-КОП-ПЕЙ-КИ! Ха-а-а!! Они думают, что они меня наказали на 50 процентов… Ха-а-а! Да они  меня ПООЩРИЛИ на 50 процентов!! Не-е-е, мне определённо нравится этот полк…  Надо же, никогда не получал, а тут такое!! Главное теперь жене не проболтаться!  ...Скажу, ну ты же понимаешь, как всегда. А денежки-то я на-айду-у-у, куда потратить… Класс!! Вау!!
 
          Он ещё долго радовался: закатывал глаза, щёлкал языком, причмокивал и потирал руки, в предвкушении неожиданно свалившегося счастья.

          Зная его развесёлый характер, я с грустью подумал, что наши командиры, возможно, гораздо дальновиднее, чем мы иногда считаем. Может быть действительно, и не стоит всем давать эту 13-ю зарплату, как бы хуже не вышло. Но вслух ничего говорить не стал…


                M.V.

          Иллюстрация из Интернета