Лунатизм в наследство

Фаина Нестерова
     Каждый что-то слышал, что-то читал о таком интересном и до конца не изученном явлении, как лунатизм.


 В переводе с латинского  это снохождение ,сноговорение.

 Так вот с этим интересным явлением  мне в течение жизни пришлось столкнуться вплотную  несколько раз.


    Когда я училась в пятом классе, к нам  приехала погостить на школьные каникулы моя кузина и ровесница. У нас были общие детские интересы, нам было очень весело. Неделя пролетела незаметно.


    Каникулы почему-то всегда очень быстро проходят. Оля засобиралась домой. За ней должны были приехать родители, поэтому мы  легли спать пораньше.


 Как всегда, устроились  рядышком на диване. Олино место было  у стенки.


 Набегавшись за день, мы моментально засыпали глубоким сном. Но тут вдруг меня разбудила Оля. Она перелезла через меня и направилась к выходу.


  Я  спрашиваю:
- Оля! Ты куда?
-Домой .


Я  ничего не понимаю,  говорю Оле, что на улице еще темно, все спят, но она продолжала уверенно шагать к двери. Я бужу маму.  Мама очень осторожно берет ее за руку и уговаривает лечь  обратно в постель.


 Оля уснула и до утра спала спокойно. Когда она уехала, мама объяснила мне, что с ней это часто случается, что таких людей называют лунатиками.


     Очередной тесный и продолжительный контакт с «махровым» лунатиком был у меня, когда я была студенткой.


  Мы с Раей жили вместе на квартире у ее тети. Ее тетя была актрисой и жила в здании драмтеатра, где целое крыло занимали квартиры артистов.


 Тетя не могла отказать племяннице в приюте, а та еще и за меня замолвила слово. Анна Григорьевна была очень доброй женщиной.

 Она сказала:
-Вторую кровать поставить негде. Хотите жить вместе, так спите на одной кровати.
Мы были рады.


 Так началась наша «веселая» жизнь.

 У меня каждый день, вернее каждую ночь ,был собственныи " бесплатный спектакль".


 Мы учились в разных вузах. У каждой из нас были свои друзья. С Раей мы были хорошие , близкие подруги. Доверяли друг другу свои девичьи  секреты.


Были скромными. С юношами дальше поцелуев дело не доходило. И ,казалось, мы знали друг про друга все, но каждую ночь я узнавала о каких-то новых деталях ее личной жизни.  Стоило ей заснуть, как  она начинала разговаривать.


 Мне было очень интересно. Я поддерживала разговор, задавала ей разные вопросы. Она отвечала на любой из них.

 Когда я, не выдержав, начинала смеяться, Рая тут же подхватывала смех. Благо, что хозяева спали далеко за  плотно закрытой дверью.


  Наши диалоги продолжались до тех пор, пока я не засыпала. Не исключен был и такой вариант, когда подруга спокойно спала, а я из озорства задавала ей какой-нибудь вопрос, и она без промедления отвечала.


 Так и казалось, что какие-то необычные антенны, встроенные в ее мозг,  готовы были   в любое время принять сигнал   и тут же отреагировать.



       Если Раиса мне что-то недоговаривала ( а я это чувствовала) , я не настаивала, чтобы она вдавалась в подробности. Я знала, что ночью она расскажет все.


 Удивительно, но человек в таком состоянии не может хитрить, лгать. Он скажет только правду!

     Каждое утро я начинала с того, что рассказывала подруге  о том, где она была вчера днем и вечером, с кем она была, о чем был разговор.


 Иногда она обижалась на меня , что я долго ее «пытаю», что она не высыпается. Но чаще мы с ней смеялись над нашими диалогами. Так весело мы прожили с ней целых два года!


     А теперь о нашем  генетическом лунатизме.  Этой «болезнью» страдали мои родственники трех поколений. Они не только разговаривали по ночам , но и ходили и совершали какие-то действия.

 
Мой старший брат учился в институте и жил в частном секторе на квартире у бабушки. Брату было 19 лет.


 Однажды он проснулся ночью у дверей института,  дергая ручку и пытаясь попасть в здание.  Брат был босиком, в трусах и майке.


 Время  позднее. Рядом  кинотеатр, закончился последний ночной сеанс. Люди шли из кино, а брат в таком виде возвращался домой.


 До дома нужно было идти метров 800. Дорога, которая сворачивала к частному сектору, была в то время покрыта шлаком, идти по ней босиком было просто невозможно, и брат шел рядом с дорогой по канаве, заросшей травой и крапивой.  Он недоумевал, как он шел сонный по шлаку и не проснулся, добираясь до института.



     В очередной раз бабушка, обнаружив, что его ночью нет дома, вышла во двор и обнаружила его, свернувшегося калачиком и мирно спящего , на крышке колодца.

 
Испугавшись, она тихо спросила:
-Леня, почему ты здесь спишь?


Осторожно помогла ему встать и увела домой. Бабушке было не привыкать. Частенько он засыпал не там, где надо.


     Таких прогулок было много, но заканчивались они благополучно.  Последний раз подобная
история произошла, когда он был в армии.


 Ему уже было  20 лет. Гулял  по запрещенной территории, где его и обнаружили.



   Никаких умственных и психических отклонений у брата не было. Всю жизнь проработал директором серьезного завода.


    Дочь брата Татьяна тоже была лунатиком. Училась исключительно на пятерки, закончила МВТУ.


 Когда она была студенткой, я приезжала к ней в Москву и тоже слушала ее  диалоги с подругой. Не каждую ночь, но очень часто она  разговаривала с Людмилой, своей однокурсницей.


 Они мирно беседовали, как будто и не спали. Интересно было то, что и подруга, разговаривая, не просыпалась.


 Иногда Татьяна была вынуждена раза два или три произнести имя Люды, чтобы  она подключилась к разговору, а потом все шло, как по маслу.




     Лунатиком  Татьяна была, скажем так, мирным, спокойным. Не путешествовала ни по квартире, ни по улице. А вот ребятки ее творили чудеса.


    После окончания вуза Татьяна вышла замуж и уехала в Германию. Я каждый год ездила к ней помогать ставить детей на ноги.


 Пока они были маленькие, никаких признаков лунатизма у них не было. Это явление начало проявляться, когда им исполнилось где-то по 13-14 лет.


 Старшим был Маркус. Он разговаривал по ночам и часто принимал душ. Приняв душ, спокойно ложился спать.


 Родители, слыша, что  в душевой опять льется вода, вставали и контролировали этот процесс.


      Наталья  младше Маркуса на три года. Она была  очень привязана ко мне. Когда я приезжала, она  сразу перебиралась в мою комнату и спала только со мной.


  Ей очень нравилось, когда я перед сном гладила ее длинные волосы. Минут десять продолжалась эта процедура, и Наталья засыпала.


 Но проходило минут 10-15, и  начинался разговор. Наталья четко понимала, что я нахожусь рядом с ней и  задавала мне вопросы, обращаясь ко мне по имени.


  Чего только она ни вытворяла! Однажды мы играли с ней в карты.  Как-то раз она пришла с пати (типа нашей дискотеки) и показала мне, как она там танцевала.


 Она смеялась и выделывала всякие  па. Не один раз она мне пела, рассказывала стихи.


 Однажды она меня звала в театр. Я пыталась ее убедить, что театр уже не работает, но она называла совсем другое время.


 Тогда я говорила, что я не взяла с собой вечернее платье, она тут же предлагала надеть мамино, и, развернувшись,  шла к двери, а мы с ней были на четвертом этаже, с которого идет винтовая лестница  на первый этаж. Я еле  уговорила ее вернуться.

 
    Наталья очень любила кота Штупси и все время ночью искала его руками на кровати. Не найдя его, она вставала  и шла через всю комнату именно в том направлении, где спал кот, брала его на
руки   и снова ложилась  спать. Поиски кота повторялись чуть ли не каждую ночь.


   Однажды , в очередной раз читая мне стихи, она перешла на какой-то тарабарский язык. Рассказала стихотворение, потом спела на этом же языке песню.


 Я спрашиваю:
- Наталья! На каком языке ты говоришь?
- На лунарском,-ответила она.


У меня всегда под рукой была бумага и ручка. Я часто записывала интересные моменты. Поэтому я тут же начала задавать ей вопросы.


- А как на этом языке будет «мама»? «папа»?
Так я записала где-то слов 10. Утром показала ей. Конечно, она ничего этого не помнит и слова эти услышала впервые от меня.


    Ни разу в этих ночных монологах Наталья не назвала меня другим именем, она всегда знала, что это именно я.

 Однажды, когда она обратилась ко мне по имени, я сказала, что меня зовут не так и назвала совсем другое имя. Она не удивилась и начала называть меня другим именем.


 Теперь она воспринимала меня как чужого человека  и начала рассказывать обо мне, как она меня любит, как я выгляжу, как я одеваюсь, какие у меня привычки и т.д.


     По утрам Наталья с удовольствием слушала очередные «новости»  о своих ночных сеансах.


    Такие  сеансы  бодрствования были  каждый день! И продолжались они минут 20 или 25. Потом разом все заканчивалось, и наступал спокойный сон до утра.


     Сегодня наши ребятки выросли. Они живут в Мюнхене и учатся  оба в университетах. Маркус на четвертом курсе, Наталья на первом. О лунатизме остались только воспоминания и улыбки.

     А вот какими будут их ребятки, покажет время.