Поездка в Казахстан

Татьяна Чуноярочка
Помню в шестидесятых годах поехали в Казахстан с папой к родственникам в июне, осенью я должна пойти в первый класс.

Вагоны не то что сейчас мягкие, в те времена деревянные жесткие сидения. На столе стояла большая тарелка с сахаром, в бумажной упаковке по два кусочка. Тарелка наложена сахаром с горкой, приносили чай и берёшь сколько нужно. Никто не брал сверх меры и не прятал по карманам, народ бедный, но честный.

 Очень хотелось взять упаковочку и пососать сладость, кусочки были твердые, не быстро растворимые. Мне не разрешалось брать и я, как послушный ребёнок, без спроса не брала, а только поглядывала на него.

Чай заваривал проводник в большом чайнике,наливал в стаканы с подстаканниками,положишь кусочки в горячий чай и ждёшь, помешивая ложечкой когда растворится.

Незаметно проехали Сибирь, поезд проходил по Казахстану. Мне надоедало сидеть, ходила по вагону, качалась на поручнях, заглядывала в соседнее купе. На одной из остановок зашли новые пассажиры, семейная пара. Распаковали багаж и на стол поставили трех литровую банку, наполненную доверху сочной и красной черешней.

Эта банка привлекала моё внимание, часто заглядывала в соседнее купе и пристально смотрела на черешню. Попросила у папы черешню, но он мне объяснил, что просить неприлично. А я всё ходила и заглядывала на недоступную ягоду, соседи заметили мои пристальные взгляды и угостили меня. С каким удовольствием я ела сочные и сладкие ягодки,а до этого только консервированные в компоте.

Через некоторое время опять стала смотреть на оставшуюся черешню, соседи люди добрые, опять угостила меня, и так несколько раз пока не съела всё содержимое банки.

Проезжая по Казахстану видела вдалеке за облаками белели высокие и остроконечные вершины. Казалось, что скоро приедем к тем далёким горам, но они стояли на одном месте и никак не хотели приближаться.

Ночью вышли на маленькой станции, автобус шел утром на Аксуекс. Ночевали в небольшой гостинице, скорее домике. В комнатке стояли металлические кровати, заправленные чистым бельем. Головки кроватей украшали белые занавески, с выбитым по ним цветочками. Маленькие окна занавешены белыми шторками- задергушками.

Утром на автобусе поехали в посёлок, мимо мелькали пустынные степи со скудной растительностью. Иногда перекатывались перекати поле, стояла несносная жара.
Аксуекс- небольшой шахтерский посёлок, находившийся на открытом месте.Добывали урановую руду и дядя, мамин брат, работал на шахте инженерном.

Вдали виднелись горы, но не со снежными вершинами, а с округлыми, и не высокие. Перед горами протянулась взлётная полоса, на которой часто приземлялись и взлетали пассажирские самолёты.

У дяди были дети, немного старше меня Света, и младшие- Нина и маленький Славик. Мы быстро сдружились и целыми днями бегали и играли на улице.От непривычной жары у меня обгорели плечи и тётя Лида, дядина жена, смазывала сметаной.

Ночами в квартире стрекотал сверчок и не давал мне спать. Я всё хотела его найти днём и посмотреть, но он так хорошо прятался, что так и не увидела.

Сколько мы там прогостили и как назад возвращались, не осталось в моей памяти.


фото из интернета