Моя подружка Ирка

Жанна Арефьева
  Моя подружка Ирка жила на первом этаже в первой же  квартире.Комната у них была одна,а народу много- сама Ирка,её мама, папа и старенькая бабушка Таня.Ещё имелся  у них кот Пушок,но ничего интересного,связанного с ним я не помню, кроме вечно удивлявшей меня квадратной дыры в двери ,ведущей в санузел-это был его индивидуальный вход в туалет.
 Ирка была на год младше меня и играла я с ней всегда,сколько помнила себя.Была она маленькая, сбитая блондинистая девочка с вьющимися волосами,но стриженная "под горшок".Бантов я на ней никогда не видела.Играть с Иркой так,как играют обычные дети-качаться на качелях, ковыряться в песочнице,было невозможно.У девочки этой будто шило в попе находилось и очень ей мешало. Непременно начинала обзываться,драться,но получив отпор топала домой с диким рёвом-жаловаться!Других таких хулиганок вокруг меня не было.Янка-умница-разумница,которую родители с двух лет спокойно оставляли одну и она никогда ничего не творила,Наташа Бизяева правильная и строгая, Янкина Наташа-серьёзная и степенная,Лена Шевченко никогда вообще во дворе не гуляла и ,проучившись в параллельных классах десять лет,мы ни разу не сказали друг другу ни одного слова!Иногда приезжала к бабушке из Краснодара Харитонова Катя,с ней было интересно,но гостила она редко и недолго.
 А Ирка была такой же непоседливой и вездесущей,как я.Не знаю,кто из нас был лидером,но,если одной приходило в голову залезть в грязь или удрать за дом,то там же можно было отыскать и вторую.Кажется,мы с ней не дрались.Но обзывать меня ей хотелось регулярно.Слов обзывательных,кроме "дура" и "глупая" я не знала,а её излюбленным ругательством было"скотина",причём произносилось оно с чувством и удовольствием!Рявкнет на меня и,заметив,что я обиделась,начинала лебезить и подлизываться:"Ну чего ты?!Я же пошутила!Ну хочешь,обзови меня тоже!"Я ворчу,что обзываться нехорошо,что пойду и всё расскажу её маме."Ну обзови меня скотиной,Жан!"Я молчу,собираюсь уйти и начать играть с кем-нибудь другим.Ирка хватает меня за руку,тащит за погреб,чтобы нас не было видно от подъезда."Ну скажи,мне "скотина",давай обзываться друг на дружку".Я вяло отбрыкиваюсь,но она настойчива и приходится смириться с её напором.Когда в очередной раз Ирка,тыча в меня пальцем горланит:"Скотина!",я тоже выговариваю:"Скотина!"...И тут же раздаётся вой и рёв:"А-ааа!Я маме всё расскажу,ты на меня обозвалась!!!" И моя дорогая Ирка,всхлипывая и рыдая,направляется к подъезду,а я стою и думаю,что это повторяется каждый раз,зачем же я опять обозвала-то её!Потом она выходит с чем-нибудь в руках,например,с петушком на палочке:"Не подходи ко мне,мама не разрешает играть с тобой,раз ты обзываешься!А кто обзывается,тот сам так и называется!"
Я отворачиваюсь и играю одна,а Ирка опять лезет:"Жан,идём за дом?!"
-Тебе же нельзя со мной играть?Отстань!
  Ирка сопит,лезет ко мне,из носа у неё выглядывает зелёная капля,на которую она не обращает внимания.
-Отстань от меня,я с маленькими не играю!
-А я тебе петушок дам облизать!
  Петушки у нас дома были под строжайшим запретом,мама никогда не покупала их: "Посмотри, какие бабки их продают,неизвестно какими руками их делали и где,да и продают из-за пазухи!"Петушков в самом деле продавали сомнительного вида старушки,держа их за палочки в руках на Сенном рынке.При виде милиционеров,бабульки петухов засовывали кто за пазуху,кто под подол фартука,это я видела сама,но так хотелось,что гигиеническая брезгливость уходила на задний план.А у Ирки эти петушки появлялись каждый выходной,ведь по субботам и воскресеньям наши родители толпами устремлялись на Сенной и в Крытый рынки за продуктами и покупали там эти сомнительного качества гостинчики.Я была обделена,в отличие от многих сверстников,как,впрочем,обделена была и шариком на резинке,которые продавал шобольник,ездивший по дворам на подводе с впряжённой лошадкой.От подводы на несколько метров крепко несло старьём,полежавшей ветошью и мне запрещалось даже близко подходить.Так и не появилось в моей жизни замечательного прыгающего шарика!
Поэтому за леденец я соглашаюсь опять дружить с Иркой.
                * * *
  Было у меня зимнее пальто,пошитое бабушкой,тёмно-зелёное с болотным отливом, в искорках,а на остреньком капюшоне лисья опушка.Мой дед,мамин папа,был охотником и меха в доме,добытые дедом,тогда ещё были.Из пальто я,как это водится у маленьких детей,быстро выросла и бабушка его кому-то отдала.
 И вот играем мы с Иркой в сугробах с санками и лопатами,то ли роем,то ли строим.И вдруг по дороге идёт девочка...в моём пальто!Я в первый момент разеваю рот от растерянности.
  "Давай отнимем!"-предлагает подруга.
  Подходим вразвлочку,руки в варежках засунуты в карманы,взгляд наглый!
  -А ну,снимай моё пальто!
  -Да,да!Отдавай,это её пальто!
  У девчонки огромные распахнутые глазищи,которые вмиг наполняются слезами.И мы с Иркой с обеих сторон напираем:Эй ты,отдавай чужое пальто!"
  Мне вдруг становится неловко перед ней-она маленькая,худющая,смотрит на нас затравленно,несуразные губы кривятся,а вокруг никого,кто мог бы придти на выручку.
  -Ладно,пусть идёт!-разрешаю я перед удивлённым иркиным носом-Только через наш двор больше не ходи!
  Девчонка побежала,в руке хлещется болоньевая сумка,в которой лежит хлеб.Интересно,где же ей ходить,если дорога в булочную лежит через наш двор.
 Недавно мы шли с мамой и я,кивнув на девушку,идущую впереди,говорю:"Представляешь,она носила моё зелёное пальто с лисой,бабушка ей отдавала.И мы с Иркой пытались отобрать его обратно!"Мама не вспомнила моего пальто,но над историей посмеялась.Сейчас я думаю,что если бы это с меня кто-нибудь в том возрасте пытался так содрать на морозе одежду,я бы никогда больше эту вещь не надела.И не знаю,носила ли она то пальто после этого случая.
В другой раз,когда я была первоклашкой,тоже в зимнюю пору,мы с Иркой снова развлекались в сугробах.Наша семья уже не жила в том доме,мы ждали новую квартиру и жили на переселенческой в коммуналке на улице Бульварной,а здесь в соседнем общежитии временно жила моя бабуля.Я приходила к ней в гости после школы,когда она работала и не могла придти к нам.

  И вот вижу,что по той же дороге идёт девочка.Она учится со мной в школе,но классе в третьем.Вот я и говорю Ирке:"Ир,погляди на неё!Как ни зайду в школьный туалет,она обязательно там!Всё время в туалете сидит!"
-А давай спрячемся за сугробом и что-нибудь громко ей крикнем!
-Чего крикнем-то?
-Тувалетница!Она же в тувалете сидит!
  Иркино предложение принято.Мы приседаем за снежной стеной и оттуда громко орём:"Туалетница!",но у Ирки опять выходит"тувалетница",она всегда так говорит.
  Не уверена,что девочка поняла,что этот вопль предназначался для неё,но мы получили удовольствие от собственной глупости и долго ещё валялись в сугробах,две девицы с красными румяными физиономиями.
  Потом мы получили квартиру в новом доме,который выстроили на месте снесённого частного сектора прямо напротив нашего старого.Я уже училась в третьем классе.Мы переехали в декабре перед новым годом.
  Весной я,Ирка и какая-то её одноклассница ушли гулять по Северному посёлку.Вот это было одно из первых моих открытий!Овраги,с речками на дне(до сих пор мне непонятно,речки это были или канализация),множество переплетённых улиц,улочек, тупичков, заборы, деревья,сады!Ещё лежал снег,но уже пахло весной,кое-где жирно чернели на солнце проталины. Это был абсолютно новый для меня мир,какого до той поры я не видела и не знала!Будто он долго ждал,когда же Жанна его исследует!Из-под калиток лают собаки,из печных труб идёт дым.Мы мотались полдня и к моему удивлению не заплутались,а вышли обратно к дому целые и невредимые,никем не покусанные.
  На месте недавно снесённых домов лежали приготовленные для дальнейшего строительства бетонные плиты.Мы с Иркой играем в них,прыгаем сверху в снег,кувыркаемся.Рядом незнакомые мальчишки,тоже забавляются.
 И вдруг все вместе находим кутят.Маленькая трёхцветная собачонка ощенилась под этими плитами и дети её,уже чуть подросшие,сбившись в кучку,с испугом и удивлением таращатся на нас блестящими круглыми глазёнками.Мы тянем их из логова,кого за лапы,кого за шкирку.Все малыши пятнистые,разноцветные,упитанные,с сытыми розвенькими пузиками.Они боятся нас,скулят,вырываются из рук. Мы с Иркой решаем,что возьмём по щенку себе домой,но не прямо сейчас,а когда они ещё немного подрастут.
 Моё обещание было выполнено через несколько дней.Я человек не особо терпеливый,если дело касается животных.К тому моменту с мамашкой оставалось всего-то два щеночка.После школы,в полной темноте,одна,я залезла под эти плиты,выманила первого попавшегося кутёнка,это мне удалось с трудом,они уже были напуганы исчезновением своих братьев и сестёр.
  Мне достался щенок белый с рыжим,наверное,как носовский Дружок.Башчонка у него была совсем рыжая,зубки острые,хвост с кисточкой.
 Я припёрла его домой.Бабушка не выгнала нас,но не переставала ворчать:"Вот мать сейчас придёт,будет тебе кутёнок.."Пришла мама с работы,я выволокла своё сокровище,уже не очень уверенная в успехе.Матушку я поздравила кутёнком с наступающим восьмым марта!Мой пиар-ход оказался удачным.Собачка маме понравилась и осталась у нас.Определение половой принадлежности заняло весь вечер.Всей семьёй мы пристально рассматривали собачьм гениталии и вынесли коллективное решение,что это"ОН".Поэтому детёныш получил имя Кузька.
 На следующий день я,являясь уже владелицей собаки,ходила с ним гулять.Ирка потом говорила,что тоже ходила с мамой,чтобы взять оставшегося щенка,но того уже кто-то убил кирпичом.Мы страшно сочувствовали осиротевшей матери.Только я думаю,что Ирка тогда соврала мне-вряд ли тётя Валя согласилась бы взять в свою тесную квартиру ещё и собаку.
  Ирка страшно завидовала,когда у нас родился Мишка,мой брат.Злым голосом она заявила, что её мама тоже подарит ей братика,только уже большого и он будет защищать её!От кого только?!Ирка вечно сама первая лезла в драку,начиная обзываться,потом схватывалась врукопашную.Брат у Ирки был,только двоюродный.Славка приходил к ним иногда,потому что жил где-то неподалёку в Северном посёлке и ,думаю,что бабушка Таня была ему родная,как и Ирке.Он старше нас,когда мы ещё были маленькими Славка уже ходил в школу,чёрненький с волнистыми волосами и очень весёлый.Вот как раз с ним Ирка и дралась,хватая его за руки,которыми он отпихивал её от себя.Бабулька,малюсенького росточка,сухонькая,всегда в платочке,металась между ними,пытаясь урезонить,покрикивая.Сейчас мне стало казаться,что Ирка-то в неё была своей непоседливостью,но это теперь уже не проверишь.Потом Ирка,получив заслуженное,громко выла,а Славка уходил домой.
  Один раз,когда мы играли у неё дома,Ира похвалилась:"А у нас деньги есть!"И бросилась на стол с ногами,оттуда рукой дотянулась до верха шкафа и вытащила оттуда диковинные большие бумажки.
  -У нас много денег,смотри!
  До этого я таких денег и не видела.Да я и не интересовалась в то время материальными благами,поэтому что делают с такими бумажками просто не представляла!
  А вот вопрос почему Ирка спит до сих пор в детской кроватке,которую её мама называла некрасивым словом"коечка",волновал меня.Моя подружка до восьми лет была вынуждена спать в младенческой деревянной кроватке с, давно уже выбитыми растущими ногами, прутьями.
  -Да нам же некуда поставить большую кровать!Вот дадут нам большую квартиру,тогда мама мне всё-всё купит!У меня вообще будет своя комната!У тебя есть своя комната?
  У меня "своя"комната появилась только теперь,потому что живу я одна,а до этого всегда приходилось делить с кем-нибудь свою площадь.Сначала я жила в комнате с родителями,потом появился брат,потом до замужества со мной в комнате был брат,дальше с бабушкой и мужем,а потом и с новорожденной дочерью в однокомнатной квартире,то-есть,я никогда не жила одна и СВОЕЙ комнаты не имела.
  Мы уже проживали в новом доме,а я всё дружила со своей Иркой,гуляла с ней,вот и первая моя собака появилась не без её участия.
 Весной мы гуляли с Иркой и Кузей на болоте.Через него была проложена толстая металлическая труба,которой все пользовались,как мостиком.Мы бегали по ней туда-сюда,как вдруг Кузька с громким плюхом свалился в воду.Я на миг лишилась дара речи,даже заорать не смогла.За пару секунд мысленно я уже решила,что пёс мой утонул!Но из чёрной воды вдруг появилась круглая его головушка с повисшими мокрыми ушами и мой драгоценный Кузька уверенно погрёб к берегу.Как же я целовала его от счастья!Ирка подпрыгивала от той же самой радости рядом и гладила его по спине.Мы быстро потащили пса домой,потому что было ещё довольно холодно,а я боялась,как бы щенок не простудился.Дворняжья крепкая кровь не позволила ему заболеть.Кстати,тогда ещё слово"щенок"не входило в мой лексикон,так что был Кузьма кутёнком!Возбуждённые,мы хвалились у меня дома,что Кузя такой молодец,что даже плавать умеет,а папа разочаровал меня тем,что,оказывается все собаки от рождения умеют плавать.
  Потом,благодаря Ирке я познакомилась со своей соседкой Светой.Несмотря на квартирное соседство,мы с ней никогда не здоровались,только косились друг на дружку и всё.В один из своих визитов,Ирка столкнулась со Светой и оказалось,что они учатся вместе.
  Мы сидели у меня дома и Ирка рассказала анекдот совершенно неприличного содержания,не взрослый,а как раз на уровне того возраста,когда некоторые слова вроде уже известны,а вот что они конкретно означают,представляется весьма и весьма туманно.И кто бы ещё в то время понимал,что выглядит это как раз не взросло,а очень даже  наоборот.Кому-то из нас троих,возможно,что мне,как вечной любительнице эпистолярного жанра,взбрело в голову продолжить тот анекдот.Мало того,содержание надо было изложить на бумаге,а потом прочитать вслух,дабы сравнить у кого интереснее!
  Все дружно засели за работу!После весёлых разудалых таких обсуждений,которые не отложились в моей памяти абсолютно,девочки ушли по домам.Я, тогда совершенно неискушённая в конспирации,не потрудилась уничтожить наши творческие работы,а зачем-то засунула их в карман халата.Там они долежались до стирки в выходной день.Мама,вычищая карманы перед погружением в таз,обнаружила наши сочинения.Так мои родители впервые обнаружили,что их дочь имеет значительно бОльший словарный запас,нежели они думали раньше.
  Моё дело разбиралось в присутствии всех старших домочадцев.Чтобы не нахватался плохого,Мишка к обсуждениям допущен не был.Ему пришлось томиться за дверью и подслушивать.На вопрос,кто ещё принимал участие в совершении данного преступления,я честно,давясь рыданиями,сдала своих подельниц.Самым ужасным для меня оказалось разъяснение,что в нашей стране за матерную ругань дают полгода тюрьмы,а так как я ещё маленькая,то,видимо,в тюрьму пойдёт один из родителей.Неужели же я,бестолочь,хочу,чтобы кто-то из моих родителей сел за из-за моей дурости!Маменька моя,взяв меня за ручку, направилась по адресам.Светку мы встретили за домом,как раз на пути к Ирке.Она сказала, что у неё дома сегодня никого нет.У Ирки тоже родителей не оказалось.Я,конечно,была порота ремнём от всей папочкиной души,а она у него была широкая,отстояла наказание в углу,дала "честное слово",что больше так не буду.А внутри  страшно ругала себя за беспечность.Так мама Светки и родители Ирки и остались в счастливом неведении.
А вскоре Ирка с родителями и бабушкой,погрузив вещи на машину,навсегда уехали из моей жизни куда-то в район СХИ.Она прислала мне одно-единственное письмо,не помню о чём,обозначив меня на конверте,как Жану Орехову.Я ответила ей,но писем больше не было.Соседи из старого дома видели их с тётей Валей.Один раз,когда мы ещё учились в школе,другой,когда уже стали взрослыми.Бабушка Таня умерла,Ирка вышла замуж.И всё!Я искала её на "одноклассниках",но безрезультатно.
  Где же ты,Иришка,подруга моего бесшабашного детства,Ирка в смешной пуховой шапке с мотающимися ушами и розовой куртке?!Я всегда помнила и помню о тебе!


                В продолжение темы о Кузьке...
  Кузька тоже ушёл из моей жизни совершенно неожиданно и сразу.Тогда же,ещё в мае,я вернулась из школы,а он вдруг не встретил меня.Я ошарашенно пометалась по квартире,но бабушка сказала,чтоб не искала,потому что Кузьку она отдала Тихоновым на дачу,навсегда. Какое горе у меня было не передать словами.Как будто меня предали.Я рыдала весь день,не хотела разговаривать с бабушкой,злилась на неё.До сих пор иногда начинаю пытать маму-почему отдали Кузьку?Он рос большим,не таким маленьким,как его мать,а ещё у него часто был понос.Теперь думаю,что просто никто им серьёзно не занимался,скорее всего и паразитов не гоняли.
  Немногим позже выяснилось,что Кузя на даче прижился,что ему сменили имя,так как пока везли,забыли как зовут детёныша.Кузенька стал... Тайной!До сих пор смеёмся,как обманулись тогда всей семьёй.Кстати,в моей жизни это был первый и последний неверно установленный пол животного.
  Через какое-то время,осенью,нас пригласили на ту дачу.Это не дача вовсе,а жилой дом,где хозяева жили круглый год.Кузька-Тайна жил в сарае.Когда нас туда проводили,собака обезумела от счастья!Она разодрала маме руку,прыгнув к ней и стараясь облизать лицо.Выросла она в самом деле очень здорово.Я бы ни за что не узнала в этой собаке своего пухлого щеночка.Весь вечер она носилась за нами,считая,что мы пришли за ней.Господи,какие же мы были бестолковые,что поехали к ней.Не подумали,что она помнит нас и ждёт.Ждёт,что мы возьмём её с собой домой.Как она орала,когда мы уходили.А потом у неё отказали задние лапы и какое-то время она не вставала.Позже у неё родились щенки,тут уж стало совсем ясно,что это не Кузя,а Тайна.Следующим летом Кузя(я всё равно всегда звала и зову её Кузей),наступила на оголённый провод и погибла от удара током.Бабушка принесла эту новость вечером в день нашего с мамой дня рождений(он у нас общий).Я прорыдала полночи.Так было жаль её,такую молоденькую,красивую и родную.И жаль до сих пор.Такова  история моей первой собаки.