Учитель

Рамиль Мухамматдинов
           Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени. Н.А. Некрасов               
    Две мышки упали в кринку со сметаной. Стенки сосуда были отвесные и скользкие, дотянуться до верха не было возможности. Одна из мышек, побарахтавшись какое-то время, поняла, что пытаться бессмысленно. И, прекратив свои попытки, она пошла ко дну. Другая же продолжала  бороться за свою жизнь. Работая лапками, она держалась на плаву. В результате этой упорной и длительной борьбы она сбила из сметаны масло. Встав на кусок твёрдого  масла, она выпрыгнула из кринки. 
           Эту притчу рассказал нам на выпускном вечере директор школы и преподаватель математики Наиф Сафинович Хаков.
          Мы, выпускники Янаульской средней школы № 3, окончили восемь классов, сдали выпускные экзамены. И вот теперь нам вручали Аттестат Зрелости ,как называли тогда в народе аттестат о восьмилетнем образовании.
            "Мышка не знала, что из сметаны можно сбить масло, она просто боролась до конца,-продолжил Наиф Сафинович.-Друзья, вам тоже в жизни придётся решать много разных задач, непростых, а возможно, очень сложных. При этом не обязятельно будет решаться вопрос жизни и смерти. Это будут обычные жизненные задачи. Но их надо будет решать. Не опускайте рук слишком рано. Будьте упорными и достигайте свои цели". Напутственную речь Наиф Сафинович завершил пожеланиями удач, свершений и успехов, счастья в личной жизни и счастливого жизненного пути!
           В моём воображении встает эпизод: мы с Наифом Сафиновичем одни в классе, и он даёт мне свои напутствия.
              Человек в пути ориентируется по солнцу и по звёздам. Ты не собьёшься с пути, если будешь держать курс на звёзды Трудолюбие и Упорство. Звёзды Справедливость и Честность - тоже твои. И звёзды Смелость и Мужество должны освещать твой путь. Звёзды Доброта и Отзывчивость обязательно должны быть среди твоих ориентиров. Есть звезда по имени Энтузиазм и есть звезда Творчество, идущий по жизни должен знать и про них.
            Но небо не всегда бывает безоблачным, а жизненные пути - не всегда гладкими и ровными. Может случиться, что небо закроют тучи. Возможно, придётся идти по бездорожью, по крутом косогору, продираясь сквозь терновник. Встречный, сбивающий с ног ветер, будет хлестать тебя в лицо колючей позёмкой. Ты будешь один, над тобою будет кружить вороньё. И может статься, что ты потеряешь всякие ориентиры: где Север - где Юг; где Правда - где Ложь; и даже, где Добро - а где Зло. Так случается в жизни.
             Даже в таких условиях можно держать правильный курс. Ориентироваться тогда нужно по самой главной звезде, какая только существует в природе. Звезда эта  не на небосклоне, она находится внутри тебя, в душе твоей. И звезда эта - самое главное, самое значимое, что есть в человеке. Именно она определяет человека и делает его Человеком. Звезда эта зовётся Совестью.
           Ты знаешь, перелётные птицы улетают за тысячи вёрст на юг, через моря и леса, а потом находят обратную дорогу на Родину. Есть у них внутри что-то такое, что позволяет держать курс домой. Вот также и эта твоя звезда поможет держать курс по жизни. И вообще, всегда надо свой путь выверять по ней.
             И звезда эта - самое ценное, что есть у тебя. Никакие блага: ни богатство; ни известность; ни слава - не стоят того, чтобы из-за них поступиться совестью. Есть у юристов такой термин "рецидив". Если человек один раз нарушил закон, то второй раз ему уже проще снова сделать неправильный шаг. Этот же термин есть и в медицине: если в теле человека произошли болезненные изменения, то даже после выздоровления эти изменения могут повториться вновь. Эти два явления суть одно и то же: в первом случае человек болен душой; во втором - телом.
              Также обстоит дело и с совестью. Если ты один раз поступишь против своей совести, во второй раз ты можешь даже не заметить, как переступил через неё. Поэтому, каждое утро наступившего дня начинай с того, чтобы проверить, на месте ли эта твоя звезда! Не потерял ли ты её в суматохе вчерашнего дня? Не потускнела ли она, не поблекла ли?
              Иди по жизни смело. Ты достаточно хорошо подготовлен. Нет, не так. Ты подготовлен очень хорошо. Пожалуй, ты подготовлен лучше, чем кто-либо, кого я когда-то выпускал из стен этой школы. Для тебя нет неразрешимых задач, тебе все по плечу!
            И еще... Помнишь, я говорил про перелётных птиц? Мне приходилось читать,что птицы эти, перелетая через море, устают настолько, что достигнув берега, садятся на самую кромку воды, не имея сил , чтобы перелететь ещё на несколько метров. И их смывает волной. Это очень печально. Может случиться, что и ты вот также устанешь от дорог. И куда бы тебя не забросила судьба, помни, что у тебя есть малая родина. Возвратись домой, и родные края наполнят тебя силой и энергией. Опусти свои ладони в Буй-речку. Для нас с тобой речка Янаулка и Буй-река также значимы, как Волга для Людмилы  Зыкиной!..
           Вот, пожалуй, всё, что я хотел тебе сказать. Иди. Удачи тебе!
            ...Нет, подожди... Я не сказал тебе ещё про одну звезду... Про неё многие стыдливо умалчивают, а некоторые, наоборот, слишком громко кричат о ней. Я не знаю, как про неё тебе сказать... Она озаряет своим светом весь жизненный путь человека, наполняет жизнь особым смыслом, делает человека крылатым! Тебе придётся самому зажечь эту звезду. Звезда эта зовётся Любовью.
           Ты знаешь, в жизни есть такой закон: самые сложные и трудные задачи - это задачи, которые нужно решать самому. Их не переложишь на чужие плечи, и никто не сможет тебе в них помочь, даже самый близкий друг. Вот также обстоит дело и со звёздами: самая трудная звезда - это звезда, которую нужно зажечь самому.
          Соединив свою жизнь с женщиной, ты берёшь на себя ответственность за её судьбу, за её благополучие, ответственность за детей. Вместе с тем, ты вверяешь в руки женщины свои честь и достоинство. Я, наверно, сумбурно объясняю. Это очень сложная тема. Я могу научить тебя решать уравнения, доказывать теоремы. А вот, как зажечь эту звезду, подсказать не сумею... Наверное, я не самый сильный учитель. Не обессудь. Видишь, я не всему могу тебя научить. Ну, да самый мудрый учитель - это, конечно же, сама жизнь.
         Вот теперь всё. Доброго тебе пути!
         
         Мне могут возразить, что Наиф Сафинович преподавал математику, а не литературу, и он не владеет такой патетической лексикой. Да, возможно, что он сказал мне всё не этими словами, другими. Возможно, что сказал даже не словами, а своими делами, поступками, жизнью: строгостью; аккуратностью; подтянутостью. Своей обязательностью, требовательностью к себе и к другим. Ведь бывает, что доброжелательная улыбка или, наоборот, нахмуренные брови говорят красноречивее слов. И если я сейчас могу передать вам всё, о чём пишу, значит, так или иначе, Наиф Сафинович сказал мне всё это...
           И не только Наиф Сафинович, а и весь педагогический коллектив, который он возглавлял. В наше время учитель был на голову выше, чем все люди вокруг. Надеюсь, что и сейчас дело обстоит также.
           Смею вам заявить, что апостолов было не двенадцать. Апостолов гораздо больше! Каждый учитель для ученика - это тоже апостол, по своему влиянию, по своей роли, по силе воздействия. Учитель - неподсуден! Учитель - вне критики и уж тем более вне злословия. Обеспечьте соблюдение этих условий, поднимите учителя на тот пьедестал, которого он заслуживает, и вы увидите, какое волшебное, просто магическое воздействие начнёт он оказывать на ученика. Вместе с тем и сам учитель обязан соответствовать своему статусу. Для этого учитель, несомненно, должен иметь педагогический, а самое главное, нравственный стержень.
            Родители допускают большую ошибку, если в присутствие детей критикуют учителя. В повести "Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна есть такой эпизод: злодей, чтобы изменить курс корабля, подложил топор под компас, тем самым изменив положение стрелки. Родители, критикующие учителя при ребёнке, тем самым "подкладывают топор" под его жизненный компас. И может случиться, что ребёнок потом отправится во взрослое жизненное плавание с неисправным компасом...
              В нашей семье к педагогам всегда относились только с почтением. И я благодарен судьбе за то, что она дала мне именно тех учителей, которых дала...
                ЭПИЛОГ
            Я, молодой старший дизелист буровой бригады, ремонтирую вышедшую из строя дизель-электростанцию. А пока, в это время, работает запасной дизель-генератор.
           На Крайнем Севере нефтеразведочная буровая - это автономная точка, которая обеспечивает свою жизнь сама. Как правило, за сотни вёрст вокруг нет ни буровых, ни населённых пунктов. И зимой в пятидесятиградусные морозы в случае чрезвычайной ситуации в борьбе за своё выживание буровики могут рассчитывать только на свои силы. Да и сейчас, летом, помощи ждать неоткуда. Так что, электростанции надо держать исправными.
           Ко мне подходит Пётр Иванович, дизелист, который стоит на вахте, и просит помочь завести трактор. "Ездить я буду сам, надо только помочь завести",- кричит он мне в ухо, стараясь перекричать рёв дизеля.
           На единственном тракторе, который имеется на буровой, вышел из строя "пускач", маленький бензиновый двигатель, которым заводят основной дизель. Поэтому тракторист оставляет свой заглушенный трактор на небольшом, в человеческий рост, бугорке на включённой передаче, зажав тормоз, чтобы он сам не скатился вниз. Когда отпускаешь тормоз и нажимаешь на педаль сцепления, трактор катится с бугра, набирая скорость. Затем отпускаешь педаль сцепления, и трактор заводится. У водителей это называется "завести с толкача".
          Так в последнее время выходил из положения сам тракторист. Правда, при этом есть одно неудобство - при неработающем двигателе отжать педаль сцепления тяжело. Приходится давить на неё вдвоём. При заведённом двигателе управление становится лёгким - в дело включается гидроусилитель. Теперь же тракторист, отпросившись у бурового мастера, улетел на базу за запчастями, как раз для того, чтобы отремонтировать "пускач". А в отсутствие тракториста "за рычаги" садимся или я, или кто-то из дизелистов.
           Прибыл вертолет МИ-6, привёз и продукты, и долота для бурения, инструменты, мешки с химреагентами, выполнив все наши заявки, переданные по рации. Обычно вместе с вахтой вертолёт встречаю и я, и мы вместе разгружаем его. Но сегодня я занят срочным ремонтом. Теперь же вертолёт, разгрузившись, улетел. И весь прибывший груз нужно привезти с "вертолётки". Вот для этой цели дизелисту и нужен трактор.
            Пётр Иванович - один из старших людей в бригаде. Он с самой юности работает дизелистом на буровых, имеет богатый жизненный и трудовой опыт. Высокий ростом и крепкий телосложением, он обладает отменным здоровьем. О его физической силе в экспедиции ходят легенды! Таким образом, Петр Иванович - уважаемый во всех отношениях человек.
            Разделив педаль сцепления пополам, мы отжали её сапогами. Трактор медленно покатился вниз, набирая скорость. Вдруг нас качнуло на ухабе. Наши сапоги соскочили с педали, она тут же вернулась в верхнее положение. Произошло это слишком рано - трактор ещё не успел разогнаться. Преодолевая сопротивление двигателя, трактор медленно скатился вниз и встал. Всё. Это был крах. Завести трактор нечем. И весь многотонный груз с "вертолётки" придётся таскать на плечах, утопая по колено в болотной жиже, обливаясь потом, задыхаясь тучами комаров и мошки... Работу на буровой придётся приостановить - для такого объёмного груза нужно задействовать всю вахту. Вся эта безрадостная "перспектива " была хорошо читаема в печальных глазах Петра Ивановича. Он устало опустился на сидение. Я понимал ситуацию не хуже него. Вдруг у меня мелькнула мысль: "Возможно, трактор не дошёл до самого низа. А вдруг компрессия в цилиндрах остановила его раньше. Может быть, ещё есть шанс. Надо пытаться..." Я наступил полной ступнёй на педаль сцепления и крикнул своему напарнику: "Дави на мою ногу!" Пётр Иванович встрепенулся, глаза его ожили, он вскочил с сидения и наступил своим кирзованным лапищем на мой сапог. Трактор чуть заметно шевельнулся, но с места не сдвинулся. Увы, он стоял горизонтально. И вдруг в следующее мгновение произошло чудо - двигатель завёлся! Ситуация была спасена! Пётр Иванович преобразился. Удивление и восторг были на лице этого уже немолодого человека!
           Потом, анализируя всю механическую суть произошедшего, я каждый раз приходил к выводу, что произошло техническое чудо. Получалось, что все те манипуляции, которые нужно было проделать с педалью сцепления, были проведены в одно нажатие, к тому же - при неподвижном тракторе!
            Этот случай запал мне в душу. Впоследствии, выполняя сложные работы, когда что-то не получалось, я стал упорствовать дольше, чем обычно, искать различные способы. И неожиданно заметил, что при этом решения находятся каким-то, я бы сказал, чудесным образом: появляются возможности, о которых даже не подозревал; оказываются реализованными невероятные удачные совпадения; неожиданно помощь приходит со стороны, например, в лице совершенно посторонних геодезистов, которые ходят по тундре, выполняя свою работу, и которые как раз в этот момент дошли до нашей буровой...
           Я понимаю, что "формула трех У" (Удача Улыбается Упорным), наверное, была открыта задолго до меня. Но для себя я открыл её сам! Более того, я с изумлением обнаружил, что как будто сама природа, видя упорство человека, изыскивает из своего тайника всевозможные решения и предлагает их в качестве подарка. И я стал пользоваться этим "тайником". Впоследствии я неоднократно слышал краем уха, как в бригаде говорят: "Наш "старшой" всегда найдёт выход из положения..."
            ... Как-то однажды, в очередной раз трактор засел в топком месте. Мы, целая вахта буровиков, полдня пытались его вытащить. Болото поглотило множество брёвен, которые мы подкладывали под гусеницы. Рабочий день движется к концу. Парни выдохлись (хотя брёвна таскали вместе, на равных) и смирились, что любые старания бесполезны. У них усталые лица, потухшие глаза. Мне с трудом удаётся убедить их принести брёвна и сделать ещё одну попытку - перед этим трактор почти вышел, осталось "чуть-чуть". И вот трактор, на какое-то мгновение встав на дыбы, выходит на сухое место. Задача решена! Можно идти отдыхать. Вглядываясь в ожившие лица, в чуть повеселевшие глаза ребят, я догадываюсь, что они не знают про ту упорную серую мышку...
             Мне же в этом отношении повезло. Спасибо Вам, Учитель! Та притча, рассказанная Вами на выпускном вечере, и Ваши наставления легли в благодатную почву...