Вячеслав Вишенин - 4 тур

Конкурс -Сказка За Сказкой 3
1.
Материнское сердце
http://proza.ru/2013/03/11/822

                Там, где широкая равнина накрывает собой полземли, там, где травы растут по пояс, а реки такие чистые, что в самом глубоком месте видно дно, стоит большой  холм, упирающийся своей вершиной в небо. Холм тот весь открыт для солнца и нет на нем ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Там живет Белун — бог добра и удачи, счастья и блага, податель богатства и плодородия. Иногда он воплощается и ходит промеж людей в образе седобородого и седовласого старца. Ходит Белун по деревням и селам, смотрит на людей: как живут, чем занимаются.  Нечистых на руку и лодырей наказывает, а трудолюбивым помогает. 

                В одной из таких деревень жила – была молодая семья. Муж да жена. Мужа звали Прокл, а жену -  Федора. Прокл был мастер на все руки: мог дом построить, поле вспахать, печь сложить. А Федора  хозяйство вела: обед готовила, хлеб пекла, уборкой да стиркой занималась, за живностью присматривала. И все так хорошо у Прокла и Федоры  получалась, что  любо  дорого смотреть было. Белун  нередко к ним заглядывал, да и помогал им, глядя на их трудолюбие. Когда дождичка пошлет, чтобы урожай не сох, когда денечков теплых даст, чтобы овощи и  фрукты соком наливались, а когда ветерком подует, чтобы не слишком жарко было. Нравились Белуну Прокл и Федора.  Были они молоды, веселы и счастливы. Любили друг друга шибко. И родились у них   трое чудесных мальчиков. И назвали их Прохор, Илья да Глеб. До того прекрасные были дети – и умненькие, и пригожие, и ладненькие, что родители просто не могли налюбоваться своими чадами. 

                Начали детки подрастать. «Вот растет подмога – родителям опора», - думал Прокл. «А, ну-ка, идите-ка сюда сыновья» -  зовет их как-то отец – « будете мне помогать - воду с колодца носить».  «Да ладно уж, Проклушка,» - говорит ему жена, - « пусть посидят на травке. Не дай-то Бог обольются студеной водицей да  простудятся.  Лучше я тебе помогу». Нахмурился тут Прокл.  Однако уговорила Федора мужа  в этот раз не трогать детей.   Мать с отцом натаскали воды из колодца, а сыновья  в это время на травке  резвились, в салки играли.

                Подросли сыновья. В другой раз зовет отец к себе детей: «Идите сюда, сыновья. Я сено кошу. А вы собирайте колосья в снопы да сносите в стог». И снова подбежала к мужу Федора: «Проклушка, не трогай деток. Босыми ногами будут по полю ходить, порежутся еще о солому. Пусть играют, а мы с тобой сами все соберем». И снова нахмурился Прокл. Но и в этот раз уговорила Федора мужа оставить деток в покое. И пока родители трудились, сыновья сидели на лавке да ворон считали.

                Еще время прошло. В третий раз позвал Прокл своих сыновей на помощь: « Подойдите ко мне, сыновья. Я буду дрова колоть, а вы поленья собирайте да складывайте аккуратно». И снова, как горлица, подлетела Федора к мужу и ну его уговаривать  оставить детей: « Муженек мой родной,  боюсь я за сыновей. Еще случайно зашибут друг друга поленом играючись. Пусть дома посидят, а мы с тобой сами поленницу сложим». Рассердился тут не на шутку Прокл: « Да что же ты, мать, делаешь? Подросли ведь ребята – должны отцу с матерью помогать! Иначе вырастут полными неумехами». Но не вняла Федора словам мужа, снова защитила детей своим материнским крылом.

                Выросли сыновья, стали совсем взрослыми. Все как один на подбор – высокие, статные, лицами ладные. Да только лодыри все, да лентяи знатные. Ничему не научились, ничего не умели делать. Целыми днями лежали на печке, семечки лузгали да в потолок плевали.  И так день за днем, месяц за месяцем,  год за годом. Отец с матерью уж и не пытались их о чем – либо просить. Прокл, глядя на отпрысков, недолго протянул. Не выдержала душа старика горечи  и отчаяния за сыновей  своих, да и вознеслась на небо.

                Однако, время идет. Надо сено косить. Делать нечего, взял Прохор косу и  отправился в поле.  Махнул косой да пол-ноги себе отхватил. Лежит, кричит от боли, кровью заливается. Прибежала Федора на крики, видит - старший сын вот-вот кровью изойдет.  Сняла она с головы косынку, перетянула рану и  оттащила Прохора на себе домой. 

                В другой раз пошел средний сын Илья в лес дров для баньки нарубить. Махнул топором – да по лбу себе обухом со всей дури и залепил. От сильного удара у парня память начисто отшибло. Ничего не понимает,  никого не узнает, человеческой речи не внемлет. Защемило у матери сердце.  Прибежала она  в лес, да увидела сына своего в беспамятстве.  Взвалила  Федора Илью  на плечи да отнесла домой.
 
                И вот уже  младший сын, Глеб,  пошел воды в колодце набрать. Начал лебедку крутить и уронил ведро внутрь. Полез ведро доставать, да опрокинулся в колодец. Упал в воду, стал захлебываться и  тонуть. А мать в это время тесто месила. Зашлось сердце материнское от боли. Подбежала она к колодцу – так и есть! Барахтается сын в воде, на помощь зовет.

                Видит Федора, что не вытащить ей одной Глеба из колодца, слишком глубоко. Зовет она старших сыновей ей помочь, а те и не идут. Не слышат.  Сколько не звала – так и не вышли дети ей на помощь. Упала тут на колени Федора и взмолилась: « Всемогущий Белун!  Я знаю, что  сама виновата  в том, что дети выросли такими  неумелыми да беспомощными.  Сколько раз уж корила я себя сама за это, сколько слез пролила. Да и жизнь Прокла тоже на моей совести… Но не могу я допустить, чтобы видеть гибель детей своих. Возьми мою жизнь, но только спаси моего Глебушку и сделай так, чтобы у сыновей моих жизнь наладилась, сложилась по доброму.  Не дай сгинуть им! Молю тебя,  как может молить любящая мать!».

                В тот же миг  раздался гром, мелькнула молния, а в небесах мелькнул строгий лик бога Белуна. На месте, где стояла Федора, осталось лишь  лежать  ее платье, а с колодца вверх вспорхнула белая голубка. Тут же  из дома выбежали Прохор с Ильей, бросили в колодец веревку и вытащили братца.  «Как же долго я вас ждал», - произнес Глеб, обнимая братьев.  «Да мы как услышали, так сразу и вышли», - отвечали братья, - «Родные ведь мы, и всегда друг другу поможем. С любою бедою справимся, коли вместе держаться будем».  Они пошли по полю  втроем, рядышком, плечо к плечу.  Прохор уверенно шел вперед, опираясь на обе свои здоровые ноги, а Илья, с теплотой глядел   на  родных братьев и представлял, как дружно и счастливо они будут жить дальше…
 
2.
Как мальчик Алеша матушку Лень победил
http://proza.ru/2013/02/25/645
                Жила-была в глухом таежном лесу Лень. Жила вот уже восемьсот лет. Оттого, что старая была и одевалась как бабка, все называли ее Матушка Лень. Очень любила Матушка Лень спать, на боку лежать да ничего не делать. Не хотелось ей. Не любила она, когда ее покой тревожили и беспокоили попусту. Вот поэтому она и жила одна-одинешенька. Очень редко выходила она из лесу, один раз в сто лет. Но когда выходила, всем доставляла только неприятности. Очень уж такая  была приставучая да надоедливая,  что никому житья не давала. Как пристанет к кому-нибудь, так никто от нее отвязаться не может.

                Выйдет пастух со стадом на лужок, начнет овец да коров пасти, Лень тут как тут. Присядет рядом с пастухом и шепчет ему:
 - Отдохни немного! Поспи часок-другой на солнышке. Ничего со стадом не случится.
 Заснет пастух. А в это время волки из леса нападут на стадо, да парочку овец загрызут. А кто виноват? Пастух виноват! Ленился, да не углядел за стадом.

                В другой раз начнут мужики сено в стога собирать, а Лень опять здесь. Подойдет к ним и давай разговоры разговаривать:
 - Сколько же можно работать? Надо ведь и себя пожалеть. Отдохните немного, на травке полежите, а сено никуда не убежит.
                Послушают ее мужики, прилягут на травку. А тут дождь. Намочил все сено и сгнило оно. Кто виноват? Мужики виноваты! Не убрали сено, оно и пропало.

                Поэтому не любили люди, когда Лень к ним приходила. Да только что тут поделаешь? А тут, как раз, еще сто лет пролетело и вновь вышла Матушка Лень из леса, да пошла проказничать. Идет, видит, мальчик в огороде копается. Спрашивает его Лень:
 - Эй, малыш, ты что там делаешь?
 - Сорняк рву!
 - А звать тебя как?
 - Алешей кличут.
 - А хочешь, Алеша, я твоим другом буду? Буду всегда тебе помогать и подсказывать, что делать?
 - Конечно, хочу - обрадовался Алеша.
 - Тогда, вот что. Заканчивай рвать сорняк. Пойдем лучше в мяч поиграем.
 - Не могу я. Мама заругает, если я сорняк не вырву.
 - Да мы немного совсем поиграем. Одну только минуточку.

                Послушался Алеша Лени, да пошел в мяч играть. Играл до тех пор, пока  не стало совсем темно. Опомнился, прибежал домой. А мама его сердится:
 - Где же ты был, Алеша? Почему сорняк не вырвал?
 - А мы с моим новым другом в мяч играли. Хотели минуточку, а получилось долго.
 Ничего не сказала мама. Только головой покачала. А наутро будит она сына:
 - Вставай, Алеша. Я ухожу. А ты дома приберись, да воды натаскай.

                Только хотел Алеша подняться, чувствует, кто-то назад его тянет. Алеша один глаз приоткрыл, видит Лень рядом сидит, да говорит ему:
 - Не торопись, Леша. День долгий, все еще успеешь сделать. Полежи немного, поспи!
 «Ладно, - думает Леша – действительно, куда спешить? Посплю еще немного». Снова лег спать, да так и провалялся в постели весь день. А Лень рядом сидела и баюкала его.

                Пришла мама, видит, дома неубрано, воды не набрано. Снова журит она Лешу:
 - Что же ты, Леша, за весь день ничего не сделал?
 - Я хотел,  - отвечает Леша - да только  мой новый друг уговорил меня  полежатиь немного …Вот я и не успел… .
 - Эх, ты!  – расстроилась мама. – На какого-то друга вину сваливаешь. А на самом деле ты просто лодырь!

                В другой раз дала мама Леше лукошко и отправила в лес грибы собирать. Идет Леша в лес, глядь, а рядом с ним Лень шагает.
 - Пойдем, Алеша, на речку. Купаться будем и загорать.
 - Нет, - отвечает Леша – мама опять меня заругает.
 - Да мы недолго, – уговаривает его Лень – только разочек окунемся.
 «Да, - думает Леша – от одного разика ничего не случится».
 Пошел Леша на речку, да так весь день на ней и пробыл. Купался и загорал. Только поднимется он с горячего песочка, чтобы в лес  за грибами пойти, а Лень его – р-раазз – и опять валит на песок. Так до вечера и пролежал Алеша на песочке, а когда опомнился – в лес за грибами идти было поздно. Опять мама разругала Алешу и назвала его «лентяем».

                А с этого дня Матушка Лень так подружилась с Алешей, что совсем ему прохода не давала. Только захочет Леша книжку почитать – она ему книжку закрывает да на полку кладет. Только захочет он игрушки свои убрать и порядок навести, она его  толкнет на кровать и одеялом тут же сверху накрывает. Только захочет Леша маме по хозяйству помочь, а Лень подкрадется сзади, обхватит Алешу и держит, не отпускает. Так Леша целыми днями и лежал в кровати, да ничего не делал. Даже вставать ему было лень. Переваливался с боку на бок, да в потолок плевал. Никаких забот, никаких хлопот.

                Поняла мама, что пропадает ее сынок и, если ему не помочь, то может совсем погибнуть. И придумала мама одну хитрость. Вышла она во двор с ведрами и  зовет  Алешу к себе:
 - Леша, сынок, иди помоги маме! Набрала я воды из колодца, да не могу коромысло поднять - спину острой болью прихватило!

                Хотел Леша подняться, да куда там. Матушка Лень так навалилась на него, что Леше не то, что встать, руки поднять не может. Закричал тут Леша:
 - Мама, мама, не могу я тебе помочь! Не дает  мне Лень подняться! Попроси кого-нибудь другого!
 Отвечает мама:
 - Некого мне попросить, сынок, кроме тебя! Борись со своей Ленью, старайся! Иначе она совсем тебя одолеет и никогда от тебя не уйдет!

                Собрался тут Леша со всеми силами, напрягся хорошенько и столкнул с себя Лень. Встал, хотел сделать шаг. А Лень обхватила его за ноги и опять не пускает:
 - Куда же ты, Алешенька? Мы же с тобой друзья! Не бросай меня! Полежи еще немного, отдохни!
 - Нет, - говорит Алеша – Хватит, належался уже да насиделся. Больше не могу. Все и так меня «лодырем» да «лентяем» зовут. А я больше бездельничать не буду. Я буду маме помогать и делать все, что мне скажут. Уходи, Лень! Больше мы с тобой не друзья! - Оттолкнул Алеша матушку Лень и пошел маме помочь ведра донести.

                Обиделась на него Лень да и ушла к себе в лес, чтобы еще сто лет никого не видеть. А мальчик Алеша стал маме всегда помогать, да трудиться – не лениться. И никто его больше не называл «лодырем». Наоборот, все говорили, что он – «мамин помощник»