40 верст - не крюк

Александр Галин 2
Сорок вёрст  - не крюк.
     Село Старый Курлак и пгт Анна  Воронежской области расположены по  разные стороны реки Битюг в шести километрах друг от друга. Между поселениями, с самого их появления в 1701 году, была прорублена просека, на пересечениях просеки с ручьями и рекой Битюг были построены деревянные мостки. Короче, была проложена дорога, по которой  жители села Старый Курлак кто пешком, кто верхом, кто на гужевом транспорте по всяким делам ходили, ездили в село Анна более 250 лет, вернее, до середины ХХ столетия.

      После Великой отечественной войны гужевой транспорт стал всё больше и больше вытесняться «Полуторками», «ГАЗ-51». Автомобилям нужны были более широкие,  плотные, ровные дороги, мосты через ручьи и реки должны быть более надёжными,  крепкими. Прежняя дорога между Старым Курлаком и Анной была непригодна для автомобилей и они стали ходить через сёла Бродовое и Новый Курлак, а это удлинило дорогу больше чем в два раза. Расстояние по этой дороге от Анны до Старого Курлака стало 15 километров. Дорога была грунтовой, её ровняли грейдерами.

      В 70-х годах началось строительство асфальтированной дороги между селами Анна и Таловая. Почему-то эта дорогу запроектировали  не по старой дороге через села Бродовое и Новый Курлак, а с боку, за десять километров от них. И теперь, чтобы добраться от Анны до Старого Курлака, надо проехать 40 км. Видимо, начальство рассуждало так, что если автомобильную дорогу пустить  по улицам сёл, то чистый деревенский воздух будет загрязняться вонючими автомобильными выхлопными газами, неразумные цыплята, гусята, утята, поросята будут гибнуть под колёсами быстродвижущихся автомобилей. Одним словом, у начальства были благие намерения по отношению к селянам. Но не понятно зачем отодвинули  дорогу за 10 км. от сёл.

      Раньше через лес на гужевом транспорте от Анны до Старого Курлака добирались за полчаса, теперь на автомобилях надо ехать не менее часа.
Может быть, это даже хорошо, что дорога стала между селами не шесть, а 40 км. Проложили бы дорогу через лес, то на рейсовом автобусе добирались бы за 10-15 минут. И  что бы пассажиры видели  из окон автобуса? Деревья по одну и другую сторону и всё. А теперь по асфальтированной дороге надо ехать не менее 50 минут, а может быть и дольше. За это время пассажиры в креслах автобуса могут выспаться, поболтать с соседом по креслу, в зависимости от времени года, полюбоваться  вдоволь на прекрасную зелень озимых, красоту цветущих подсолнечников, на созревающие хлеба, увидеть началась ли вспашка после уборки урожая. Правда после «перестройки» всё больше и больше пахотные земли стали не засеваться зерновыми и другими культурами, а зарастать травой. Это тоже красиво, радует глаз.  Но не душу.

      Если говорить о расходах бензина, то, конечно, на 40 км его тратиться в 6 раз больше чем на  6 км.  Но стоит ли говорить об этом. В нашей стране много нефтяных скважин, нефти так много, что миллионы тонн  продаём  за границу. Вот только почему-то бензин дороговат на наших заправках. Но на это тоже не надо обращать внимание: чем дороже бензин, тем богаче страна. А о народе не беспокоийтесь: он привычен к трудностям. Народу нужны трудности, чтобы он не расслаблялся и всегда был готов к худшему, потому что на лучшее не стоит надеяться.
40 км. это не крюк. Жаль только что лесная дорога  заросла и по ней теперь не только проехать,  но и пройти нельзя.

г. Воронеж.  29.0313