Свет Вечности

Евгений Сударевъ
Про таких как Муха говорят-музыкант от Бога.Они с женой снимали квартиру в нашем доме и их дверь   
была прямо напротив нашей.Однажды,лежа на диване,я услышал виртуозные гитарные соло.До этого я видел его выходящим из
подъезда вместе с прихрамывающей женщиной,которая
впоследствии оказалась его женой.

Выглядели они колоритно.У Мухи была борода,кудри ниже плеч,пальцы унизаные перстнями...Вообще,звали его Леонид,он недавно приехал из Америки,где прожил несколько лет.
Подружились мы случайно-закономерно.Он зашел по-соседски стрельнуть сигарету, а я пригласил его на рюмку чая.Тут то и обнаружилась наша духовная близость.Посидев с полчасика ,мы пошли в магазин за добавкой.
К вечеру пришла моя супруга и мы переместились к нему.Их квартира производила странноватое впечатление.
Раньше там жили  вулканологи,муж погиб,исследуя очередной вулкан,а жена квартиру сдала и уехала жить в Италию.
В жилище присутствовал,мягко говоря, беспорядок.В одной из комнат стоял велосипед,в другой,как я понял по запаху, большая бадья с брагой.
На полках-книги,камни,а по всей территории разбросаны какие то старинные пепельницы,подушки-думочки, оренбургские платки и прочий антиквариат.
На кухне я увидел бронзовый кувшин,похожий на тот,которым пользовался Аладдин и, кроме стола и трех монументальных стульев,
большую акустическую колонку с усилителем.В одной из комнат на стене висели четыре электрогитары,рядом с ними,возле окна-большая карта Нью-йорка.
Слово "Нью-Йорк" Муха произносил с мягкими переливами,так воркуют за окном апрельские голуби.Видно было,что Америку он любил и еще не успел от нее отойти.В самой Америке он не полюбил только афроамериканцев,которых безо всякой политкорректности называл неграми.Негры его однажды ограбили.Таксист-индус чего то
 не понял и завез Муху то ли в Гарлем,то ли в Квинс,ну и там его облегчили на пару сотен.Но Муха об этом вспоминать не любил.
Узнав,что я в свое время закончил филологический факультет,Муха посмотрел на меня уважительно-недоуменно.
 -А ты знаешь,-сказал он мне, -я недавно тоже книгу прочитал.Как его.Ку...ку...
-Куэльо что ли?-спросил я.
-Точно Куелья,-обрадовался он,-ты знаешь,полгода его мурыжил,как м.дак,правда так ничего и не понял.
Я рассказал ему все,что думаю про Куелью и пообещал дать хорошую,интересную книгу.До книг,правда,дело у нас так и не дошло.
В первый день,как я уже говорил,мы хорошо набрались,но напиться как следует не успели,потому что пришла его жена.Да и мне пора было возвращаться домой,тем более,что моя дверь была в двух шагах от его .Придя домой, я сразу лег спать,успев сообщить ,что познакомился с замечательным соседом.Супруга моя сразу заскучала,поняв,что её ожидают нелегкие времена.
После этого мы с ним виделись часто,тем более,что работа и у него и у меня была необременительной.Я в тот год поменял несколько фирм,на которых подолгу не
задерживался по разным причинам.Последние три месяца,в основном,"бомбил".А Муха играл в разных ночных клубах два-три раза в неделю.В общем мы,как говорится, нашли друг друга.

Частенько,проводив своих трудолюбивых жен на работу,мы объединяли наши небольшие капиталы для первичного похода в магазин.Обычно это происходило часов в десять утра.Странное дело,но почти всегда к вечеру мы уже доходили до кондиции.Где мы брали деньги я до сих пор плохо помню.Иногда приезжали какие-то  загадочные ученики,привозили несколько бутылок водки.
-Я ж с них денег за обучение брать не могу?-вопрошал Муха в подпитии,-Значит пусть помогают мне в трудную минуту!
Правда,я никогда не видел,чтобы он кого-нибудь обучал.Возможно,процесс обучения происходил до нашего знакомства.Иногда я выезжал"на работу". Насобирав рублей пятьсот,я прекращал это неблагодарное занятие и шел к соседу пропивать нажитое.

Недели через две появился Дэн.Когда-то он тоже был музыкантом,а потом переквалифицировался в звукорежиссера.Дэн жил неподалеку.

Собственно,Муха нас и познакомил.Мы сидели на кухне,и допив остатки пива,
напряженно думали,кому бы еще позвонить.

-Ха!-выкрикнул вдруг мой собутыльник,-у меня ж здесь неподалеку дружбан живет!И как это я про него забыл.Он тут недавно квартиру купил.Сейчас,сейчас... и начал
набирать телефонный номер.Дэн оказался крепким интеллигентным мужиком с ироничным выражением лица.Впоследствии оказалось,что он за неполные сорок лет успел то ли три,то ли четыре раза жениться,наплодить кучу детей и,пережив клиническую смерть от героина,окончательно перейти на алкоголь.

А в этот день он держал в руке пакет,в котором явно находилось что-то тяжелое.
-Вот,Муха,как и заказывал,ровно килограмм,-сказал он,показывая лежащую в пакете литровую водочную бутылку.
А ты,значит,литератор?-спрашивал он у меня после третьей рюмки.
-Да какой литератор,-оправдывался я .Так,закончил когда-то литфак пединститута.
  -Знаю,знаю,-ухмылялся он.У Пушкина,значит,было четыре сына и все они были идиоты,чуть что сразу со стульев падали...
-Ну,да,-Пушкин и сам-то на стуле сидел не очень твердо ,-продолжал я цитату из Хармса.В лице Дэна мы нашли третьего,так часто необходимого и желанного друга,тем более деньги у него водились чаще,чем у нас.В этот день мы напились как следует.Первый килограмм съели в течение часа,потом долго выясняли,кто пойдет за следующим.Пошли втроем.Что было после того,как пришли,помню плохо.
Обнаружил я себя лежащим на полу.Рядом храпел Дэн.На стульях мы не усидели...Я кое-как встал,переступил через него и пошел домой.
Проснулся я на утро со всеми сопутствующими  симптомами.Тем,кто знает,как чувствует себя человек,выпивший накануне литр водки,объяснять ничего не надо,остальным все равно ничего не объяснишь.

Друзья мои уже сидели за столом с огромной баклажкой пива.Под столом валялись две такие же пустые бутылки.Муха как всегда был бодр и весел,Дэн ухмылялся.
Они явно шли на поправку.Трясущимися руками я схватил большой пластмассовый стакан и залпом его выпил.Дальше все продолжалось по вчерашнему сценарию.

Иногда мы собирались у Дэна.Его "однушка" была чем-то средним между студией звукозаписи и мусорной свалкой.В комнате стояла одинокая кровать,напротив кровати-дорогой музыкальный центр с огромными колонками,в углу светился  постоянно включенный компьютер.На полу и стульях-грязные рубашки вперемешку с носками.Иногда к нему приходила убираться женщина-гастарбайтер по имени то ли Дездемона то ли Риголетта.На родине,в Кыргызстане, она была преподавателем музыкальной школы,а в России торговала кроссовками.Они познакомились на рынке и теперь Дездемона-Риголетта иногда убиралась у Дэна.Кажется,у них был роман.В общем,она его за муки полюбила...
Мы заседали,в основном,на кухне.Кухня все время была завалена грязной посудой.Между стаканами иногда пробегали шустрые тараканы.

Иногда,сильно напившись,Муха начинал петь.Пел он всегда одну и ту же песню .Называлась она,кажется,"Солдат удачи".То ли из позднего "Deep purple", то ли из "Rainbow".
Его пение напоминало пение мартовских котов.Оно было таким же заунывным и нескончаемым.Чтобы прекратить это безобразие,Дэн доставал откуда то из глубин своих залежей треснувшую мандолину и,глупо улыбаяясь,начинал наигрывать что то вроде "Светит месяц,светит ясный" вперемешку с "Калинкой-малинкой".В эти минуты он напоминал мне Булгаковского Шарикова.

Муха мгновенно трезвел и обводил нас строгим подозрительным взглядом.
-Друзья мои, а ведь вы совсем спились,-произносил он тревожным шепотом.
Мы смотрели на него с любопытством,понимая,что сейчас опять начнется "сеанс гипноза".
-Смотри мне в глаз-говорил он мне строго.
-В какой?-спрашивал я.
-Вот в этот.Смотри и запоминай-с этого момента ты уже никогда не будешь пить ничего спиртного!

Гипнотический глаз у него часто менялся,иногда это был левый глаз,иногда правый.Я смотрел в его мутный глаз,а в это время Дэн тихо напевал
старинную японскую песню:" У моря ,у синего моря
 
                Лежит тракторист дядя Боря,
   
                И Солнце светит ему прямо в глаз,

                Дядя Боря-п.дарааааас".

Муха обижался и шел спать,а мы с Дэном опять шли за водкой,благо магазин был рядом.
Иногда они начинали спорить.Предмет спора был чаще всего несущественным, например-сколько штатов в Америке.
-Давай поспорим ,-заводился Муха,-но если ты мне проспоришь,то ты....то ты меня поцелуешь в жопу!
-Давай,-соглашался Дэн.Выигрывал обычно Муха, и обнажив белоснежную ягодицу, оттопыривал ее ближе к носу Дэна.Тот брезгливо ее чмокал и пьянка продолжалась дальше.

Так мчалась юность бесполезная...Впрочем,какая там юность, нам было по сорок лет и  каждый из нас был несколько раз женат.Бедные наши жены...Они нас терпели.

Музыкантом Муха был феноменальным.Иногда,шутки ради, я говорил ему
-Слушай,Лень,а ты смог бы сыграть ,к примеру...ну "King Crimson"хотя бы?
Он брал гитару и с поразительной точностью выдавал какой-нибудь особенно сложный пассаж из "Дисциплины".
-А "Van der Graaf" ,например -продолжал я его допрашивать.Он играл "Van der Graaf"...Вообще, у меня сложилось впечатление, что он мог сыграть все,что угодно,от Юрия Антонова до Моцарта и Бетховена.
 
Как то зашел у них с Дэном спор,чья работа сложнее.Дэн молча принес блокнот с графиками и формулами.Муха от них брезгливо отвернулся.

А я в тетрадку заглянул и понял,что работать звукорежиссером - непросто.

Дэн однажды ездил "ставить звук"для какого то известного международного конкурса ,который проходил в саду Эрмитаж.Я поперся с ним.Часа четыре,
наверное,они с напарником между аппаратурой кувыркались.
На обратном пути я "выразил удивление"
-А ты думал!Особенно когда за пультом сидишь...Там ведь около сотни клавиш и каждую вовремя нажать и вовремя подкрутить надо.Во время концерта скучать не приходится.
Однажды я спросил у него, что он видел во время клинической смерти.
-Да в общем-то ничего особенного,-ответил он равнодушно,-внизу что-то вроде огненной реки а сверху-свет.
-Lux aeterna,-почему то я вспомнил "Реквием" Моцарта,-свет Вечности...
-Ну,да,-ответил он так же равнодушно,и мы пошли пить пиво.

С женой мы давно разошлись ,но связь поддерживаем.Я уехал жить в Подмосковье.Здесь гораздо спокойнее.От жены я узнал,что Муха упал в метро под поезд,остался жив,но сильно изуродовал левую руку.Ту самую руку,которую он в детстве,едва научившись играть на гитаре, мыл особенно тщательно.

А Дэн умер.Выпил в какой-то компании поллитра чистого спирта на спор и умер.Отказало сердце.