Стратегия выживания. Смысл Жизни

Олан Дуг
Из цикла  «Стратегия выживания»

      Смысл Жизни и Трансформация Мечты.

      Наши желания – первопричина всех наших действий. То есть, желание – это инструмент механизма регулирования жизнедеятельности нашего организма. Попробуйте пойти против желания есть, пить, спать, испражняться. Я посмотрю, как долго вы сможете сопротивляться им.

      Это желания, которые необходимо выполнять здесь и сейчас? Попробуйте, не сходя с места, осуществить их. Сложно. Необходимы действия по их подготовке: переместиться в специально отведённое место, подготовить продукты к их употреблению, обеспечить безопасность сна, убрать за собой продукты выделения. Не хотите? А надо. Так формируются желания второго порядка.

      Достал бесконечный поиск и страх быть самому съеденным? Возникло желание создать безопасное жилище, удобную постель и подвал (холодильник) набитый продуктами? У вас сформировались желания третьего порядка.

      Для их осуществления вам необходимо организовать очень сложную причинно-следственную цепь, в которой вы себя сами добровольно ограничите в выполнении желаний первого и второго порядков. Это нужно чтобы выкроить время и силы для совершения бессмысленных, казалось бы на первый взгляд, действий, так необходимых для реализации желаний высших порядков, которые я и называю мечтой.

      Мечта о красивом и удобном доме. Мечта о сытой и безопасной жизни. Мечта о верном друге и большой любви. Мечта о далеких странствиях и открытиях новых миров.

      У каждого своя мечта. Она может быть третьего, пятого, двадцатого порядка. Она может быть легко выполнимой и несбыточной. Она может остаться только игрой воображения, или воплотиться в конкретные планы.

       Но только твоя мечта придает твоей жизни смысл потому, что у Жизни «вообще» смысла нет. Смысл есть только у цели, которую и формирует Мечта. А Жизнь «вообще» - это просто инструмент формирования и достижения цели.

      В данном случае под Жизнью «вообще» я подразумеваю способ организации материи, а не временной интервал между рождением и смертью.

      Это о формировании Мечты. Что можно сказать о её исполнении? Страшны два момента: разочарование в Мечте и её полное исполнение.

      Разочарование наступает, если ты неверно спрогнозировал будущее. Ты не так себе представлял, как это будет, и воплощение мечты привело не к тем результатам. Лекарство от этого – учиться мечтать. Чем больше своих мечтаний ты воплощаешь в жизнь, тем точнее прогнозируешь будущее, тем реальнее становятся твои Мечты.

      Полное исполнение Мечты.
Это наступает в том случае, если ты слишком зациклился на Мечте и все силы отдаешь её воплощению, а Мечта слишком конкретна (достичь определенного положения или обладания предметом). Лекарство от этого – новая Мечта. Как только Мечты начинают исполняться, ты понимаешь, что исполнение важно, но не главное. Главное постоянное наличие Мечты. Хотеть не вредно, вредно не хотеть!

      Поэтому богатые не могут остановиться в своем желании стать богаче. Только Шура Балаганов четко знал, что ему для полного счастья необходимо пять тысяч пятьсот пятьдесят пять рублей. У нормального человека достижение намеченного рубежа открывает новые горизонты и рождает новые цели.

      Уже давно подмечено, что чем раньше возникает Мечта, тем легче её воплотить. Главное не спешить, не суетиться, а четко сформулировать цель и размеренно двигаться по направлению к ней. И не метаться. Не быть обезьяной с гранатой. С годами в расстановке приоритетов между сообразительностью и терпением, я всё больше начинаю отдавать предпочтение терпению.

      Единственное «но». Как узнать, что тебе нужно? Вернемся к началу. Как формируется Мечта? Из желания, которое невозможно воплотить здесь и сейчас…

-«-

      Моя Мечта возникла в двадцать два года.
До этого были желания, но я шел вперёд, подчиняясь движению жизненных течений и воле случая, держась в общем потоке. Основная цель того периода жизни – борьба со страхами. Самым лучшим лекарством от страха является знание источников этого страха и методов их устранения (или блокировки).  Знание – сила.

      А как получить эти знания? Только идти навстречу своим страхам. Как только ты начинаешь бежать от них, или как страус «прятать голову в песок», они растут, превращаясь в Ужас.

      Но тут возникает другая проблема. Познав радость победы над своими страхами, и усвоив алгоритм борьбы с ними, ты превращаешься в «пулю со смещенным центром тяжести».

-«-

      Небольшой экскурс.
Вопрос: почему многие профессионалы, особенно при ведении боя в лесу предпочитают уже устаревший АК-47 более современному АК-75.

      В автоматах времен Великой Отечественной использовался пистолетный патрон (они и назывались официально пистолеты-пулемёты). Сконструированный Калашниковым АК-47 (год разработки) использовал винтовочный патрон калибра 7,62 мм, разработанный ещё задолго до революции и используемый в винтовках и пулемётах почти всех стран мира.

      У этого патрона один недостаток, большой вес. То есть, идя в рейд, ты не можешь взять много патронов. Просто не унесёшь. Основной вес патрона – это пуля. Отсюда и логическое решение – перейти на меньший калибр.

      В 75 году перешли на калибр 5,45 мм. Вес патрона значительно уменьшился, и боец мог уже унести почти в два раза больше боеприпаса. Но задача в бою – вывести из боя противника (убить или ранить). Пробивная сила пули зависит от импульса – произведения скорости полета на массу. Масса уменьшилась почти в два раза, следовательно чтобы оружие обладало той же пробивной силой, скорость полета пули должна увеличиться так же в два раза. Но это же хорошо! У АК-47 пуля падает на метр вниз, пролетев каждые двести метров, а у АК-75 уже четыреста метров. Легче прицеливаться, точнее стрельба.

      Но вот беда. Такая пуля пробивает насквозь, оставляя маленькую дырочку. Если она не попала в кость, не порвала артерию, то ты чувствуешь лишь легкий удар, как будто тебя шлепнули ладонью, продолжаешь вести бой, и только после боя обнаруживаешь, что ты ранен (а быть может и убит). Получается, что ты уже убил противника, а он продолжает убивать твоих товарищей, и стрелять в тебя.

      Иное дело пуля большего калибра, летящая с меньшей скоростью. Она так разворотит тело, попав даже в руку, что человек сразу теряет сознание. А потеряв сознание, он не может вести бой, и становится легкой добычей.

      Чтобы совместить два этих свойства (высокую пробивную силу и останавливающее действие) изобрели пулю со смещенным центром тяжести. В свинцовую оболочку вставлен стальной цилиндр, который смещен по отношению к оси симметрии пули. Получается дисбаланс (как биение  погнутого колеса).

      В нарезном оружии точность полета пули обеспечивается её вращением, которое получается благодаря винтовым нарезкам ствола (отсюда название – винтовка и нарезное оружие). А пуля со смещенным центром тяжести, летя прямо, как и погнутое колесо, мотыляется из стороны в сторону и, попав в тело, начинает двигаться по пути наибольшего сопротивления. То есть, попав в руку и только чуть зацепив кость, такая пуля развернется и пойдет по кости, дробя её на мелкие осколки. Шок и вывод из строя противника обеспечен.

      Казалось бы, преимущества нового оружия налицо. Так почему, всё-таки профессионалы предпочитают АК-47? Ответ всё в том же смещении центра тяжести. Старая пуля летит прямо и сквозь кусты, и стекло. А пуля со смещенным центром тяжести мгновенно отклоняется от прямой, столкнувшись с любой хворостинкой, травинкой или листочком. То есть в густой зеленке, ведя бой таким оружием, ты можешь в упор не попасть в противника, а он, вооруженный более старым оружием, будет разить тебя кинжальным огнем.

-«-

      Вернемся к теме моего рассказа.
Почему я сравнил себя с «пулей со смещенным центром тяжести». Да потому, что победа над страхами позволяет почувствовать «могущество» (я это могу) и ты начинаешь бороться со всеми страхами подряд, разворачиваясь каждый раз лицом  к новому страху, идя как пуля со смещенным центром тяжести по линии наибольшего сопротивления.

      В результате, ты также теряешь цель и начинаешь метаться из стороны в сторону. Ты становишься «перфекционистом», человеком боящимся пропустить свой страх и сделать не так «как надо». Положительное качество, доведенное до абсурда, становится своей противоположностью.

      Когда начинаешь через некоторое время сравнивать результаты жизненных достижений у себя и своих товарищей, то с удивлением обнаруживаешь, что менее способные достигли большего лишь потому, что не метались из стороны в сторону, а четко шли к, пусть и не особенно сложной, цели. А такую цель позволяет сформировать Мечта.

      Служба на флоте, благодаря стараниями моих командиров не стала для меня мечтой. Чтобы интеллигентный труд не стал моей мечтой, постаралась мать, засунув меня в проектный институт, не дав дозреть до уровня его работы. А вот завод сельскохозяйственного машиностроения своим угарным газом от печей обжига и грохотом прессов-автоматов, породил у меня мечту о жизни в лесу, с его чистым воздухом и первозданной тишиной, которые были мне знакомы по моим школьным каникулам, проведенным у бабушки.

      Так я перешел от борьбы со страхами к изучению науки воплощения Мечты.

      Большой путь складывается из множества дорог от пункта к пункту, а эти дороги из тысячи тысяч шагов. Не сделав хотя бы несколько из них, ты не одолеешь Большой Путь.

      Жить в лесу в одиночестве мне не хотелось, поэтому родилась мечта о спутнике, друге, любимой женщине, которая разделит со мной Большой Путь. Воплощение этой Мечты заняло почти год, за который я создал и финансовую базу, отложив на сберкнижку значительную сумму на «черный день».

      Я не скрывал своей Мечты, и она всем была интересна. Ко мне начала стекаться информация о том, как я могу её воплотить. Я узнал о системе лесничеств и лесхозов и так же, что за огородом моей тетки, живущей в станице, расположено лесничество, а его лесничего недавно назначили главным лесничим лесокомбината, но продолжает он жить в своей старой служебной квартире при лесничестве.

      Я купил бутылку коньяка и поехал в гости к тетке. Там уговорил дядьку и он познакомил меня со своим соседом, тем самым главным лесничим. За коньячком мы приятно провели вечер, они так же прониклись моей мечтой, и там я впервые услышал о Поселке, бывшем стратегическом объекте – насосной станции нефтепровода Грозный – Туапсе, расположенной в самой высокой точке водораздела двух рек: Пшехи и Пшиш. Но оба собеседника сразу отмели этот вариант, как невыполнимый. В поселки не было электричества, воды, дороги к поселку и никто не жил. Просто среди леса стояло несколько кирпичных домов.

      Николай (так звали главного лесничего) предложил альтернативный вариант: я переезжаю из Краснодара, устраиваюсь электриком в лесокомбинат, а он присматривается ко мне и при первой возможности помогает мне устроиться в лесную охрану.

      Мечта конкретизировалась. Увольнение с работы, переезд в Апшеронск и первые проблемы. Хоть бабушка и отдала нам комнату в квартире, прописывать нас никто не собирался. В лесокомбинате говорили, что устроят на работу после прописки, а в горисполкоме, что разрешат прописку только после устройства на работу.

      Месяц ушёл не бесконечные хождения по кругу, но я выходил, отремонтировал комнату, привез жену и дочь и стал работать в гараже лесокомбината вначале дежурным электриком, потом автоэлектриком. Зарплата после завода была мизерной, но у меня была заначка, мы с женой были непритязательны, и нам хватало на жизнь, даже не касаясь заначки.

      Больше полгода я жил бесцельно. Просто наслаждался жизнью. Я работал, знакомился с людьми, территорией и структурой лесокомбината, вечером приходил домой, где меня с дочерью ждала жена, ужинал, мы брали коляску и шли гулять, или, отдав дочь бабушке, позволяли себе сходить в кино.

      А в Апшеронске открыли лесной техникум. Очную форму обучения я не мог себе позволить, только заочную. То, что учиться нужно, я не сомневался. И хоть я перед этим доучился до второго курса политехнического института, просто, чтобы не терять время, я решил поступить в техникум на заочное отделение на базе восьми классов (на базе десяти классов могли начать принимать только через два года в ту же самую группу).

      Уговорил и жену поступить. Она терпеть не могла учебу, её целью и мечтой были семья и дети. Я её, чуть ли не силой затащил на экзамены, но допустил элементарный промах – зашел первым сам. Жена с экзамена сбежала. Меня это не сильно огорчило. Не все должны любить то, что люблю я. Но тут вмешался Господин Случай.

      В гараж на зарядку из техникума привезли два мощных аккумулятора. Я спросил, зачем техникуму такие аккумуляторы, и услышал в ответ, что они устанавливают дизельгенератор в том самом Поселке, о котором говорил Главный Лесничий. Через полчаса я был в кабинете директора техникума.

      Он мне ответил, что вопрос с охраной поселка не стоит. Он взял мои координаты, и через неделю сам приехал ко мне на работу. Вопрос всё-таки стоял.

      Директор техникума сам ходил договариваться с моим начальством, но мне пришлось всё-таки отрабатывать. Через месяц, 15 сентября 1975 года, я въехал на белом коне (техникумовском автобусе) в этот Поселок, который носил название Кош.

      В августе, когда возникла возможность жизни в лесу, мы решили, что дочери будет одной скучно там, и запланировали второго ребенка. Получилось сразу. И наши мечты разделились. Жена вынашивала сына, а я в одиночку  готовился к их переезду в лес. (Смотри «Одомашненный костер»).

      Целую зиму в невероятных условиях силы мне давала Мечта о том, как приедет моя семья, и мы будем жить все вместе. В мае жена родила сына и в июне я их привез в отремонтированный дом, который стоял посреди таких же необычных, но нежилых домов.

      Весной  посадил огород. Летом у нас была уже и своя зелень, и картошка, и всякие овощи. Купил несколько курей и петуха. Появились свои яйца. Купил поросенка со свинкой, но  мясо появилось только через год. Просидев зиму в лесу на урезанном пайке, я всем этим занимался с невероятным энтузиазмом, мечтая о пищевом изобилии, и продолжая на себе таскать продукты. Себя я мог заставить голодать, но жена и дети…

      Требовалось молоко, я готов был ходить в ближайшую станицу за ним…и ходил почти год, два раза в неделю, напрямик через лес. Я даже тропу натоптал. Летом я ездил на мопеде, но после дождя и зимой можно было только пешком. Так родилась мечта о машине. И не просто машине, а обязательно вездеходе.

      Но оказалось, что проще купить корову, чем машину. Корову мы купили в 77 году, а машину только в 78. Корову купить помогли лесники из соседнего лесничества. Как говорится, жалко отдавать, но в хорошие руки…

      Поехал за пятнадцать километров. Женщина долго оглаживала темно-коричневую корову с большими кривыми рогами, а потом поинтересовалась, держали ли мы коров. Узнав, что нет, она принялась меня инструктировать и учить доить, потом мы привязали корову к бричке и вдвоем с лесником тронулись в путь. Через пять часов мы добрались.

      Жена была в шоке. Животных она любила, но все они у неё были миниатюрные, а тут такая громадина. Месяц я доил корову сам, а она постепенно, шаг за шагом приближалась к ней. Через неделю она до неё дотронулась, через две погладила и покормила, а через месяц отважилась сесть на скамейку и, потянув за соски, выдавить первые капли молока.

      Корову звали Снегурка. Хозяйка сказала, что отелилась она десятым телком, то есть ей было тринадцать лет. Так сказать, женщина на склоне лет. Давала она по два ведра молока. Первые три дня я успевал выпить всё, потом заболели почки. Наступило молочное изобилие. Молоко было везде, потом пошли творог, сметана, масло, сыры. Редкого гостя мы отпускали, не нагрузив его, как следует, продуктами.

      А потом купил и машину. ЛУАЗ – 969. Вездеход на базе Запорожца. Машина – зверь. Она проходила даже там, где я не мог пройти пешком. Жизнь налаживалась. Мечта воплотилась. Мы с женой стали легендами района. И так было, пока не наступило время детворе идти в школу.

       Первый год их забрала моя мать и, проявив свои организаторские способности, через ГОРОНО добилась разрешения их обучения в одном классе (разница у детей была в полтора года). Второй год я начал каждый день возить их на машине  в ближайшую станицу. Наступила зима, и проще оказалось снять в станице квартиру. Так же они окончили и третий класс, а когда перешли в четвертый, я окончил заочно лесотехнический институт, меня перевели работать лесничим и дали служебную квартиру. Всего в Поселке в первый заход мы прожили одиннадцать лет. С 1975 по 1986 год.

      Лесничий в те времена в станице был царь и бог. Жене и детям это понравилось. Они научились разводить пальцы веером. Жена стала всё больше походить на старуху из Золотой Рыбки.
«Не хочу быть вольною купчихой, а хочу быть столбовой дворянкой. Иди, дурачина ты простофиля, и без исполнения моего желания не возвращайся!»

      Дети тоже не далеко ушли.
«Другие отцы детям дипломы покупают, квартиры дарят, а ты нас учиться заставляешь! У тебя денег куры не клюют, а ты нас работать гонишь!»

      В лесничестве тоже постоянные склоки, зависть, интриги. А тут началась перестройка. Вышел закон о кооперации. Вот она желанная свобода. Можно развернуться только не ленись.

      Собрал я коллектив и предложил организовать лесной кооператив. Меня подняли на смех.
- «Ты что, дурак, - сказали старые коммунисты. – Это ж делается, чтобы вычислить тайных врагов. Соберут вас всех и к стенке.»

      Короче создал кооператив: я, жена и моя бабушка (требовалось не меньше трёх человек). Нашел деньги, купил машину – ЗИЛ-157, бензопилы. А тут в Спитаке землетрясение произошло. Атомную электростанцию прекратили там строить и в срочном порядке начали тянуть через наши леса ЛЭП-500.  К расчистке трассы привлекали всех, кого только можно было найти. Купил и я там пять тысяч кубометров леса. Поставил людей, покупатели в очередь выстроились. Оборот пошел. И началось воровство.

      Кого бы я не поставил работать, тот тут же начинал гнать древесину налево. Воровать у государства было страшновато, а тут восстановление социальной справедливости. Дави буржуев, грабь награбленное. Стоило заняться вплотную кооперативом, как в лесничестве начинался беспредел, а стоило заняться лесничеством, тот же беспредел начинался в кооперативе.

      Никто не собирался ничего организовывать, а вот воровать наловчились уже все. А тут старые коммунисты подняли вопрос, что лесничий, прикрываясь кооперативом, творит темные дела. А главный лесничий всё не хотел отпускать меня, хотя я ему уже обрисовывал все намечающиеся неприятности такого совмещения дел. С моим назначением у него головная боль с этим лесничеством исчезла, я умудрялся сам решать все вопросы.

      Образовали Народный контроль, который наделили особыми полномочиями. Директор лесокомбината сам захотел свободы «творчества», но главный лесничий в лес не пускал, продолжая блюсти интересы государства.

      Штаб противника принял решение: лесничий, друг главного лесничего, занимается кооперативной деятельностью. Если его посадить, то наверняка слетит и главный. А поставить на освободившееся место своего человека – это уже вопрос техники. И Народный Контроль взялся за проверку моей деятельности.

      Кооператив они достать не могли, поэтому пришли в лесничество и изъяли все документы. В результате проверки они составили акт, в котором было сказано, что ими обнаружено у меня тысяча пятьсот кубометров излишков продукции и тысяча пятьсот кубометров недостачи.  Излишки приходуются без оплаты, а недостачу я должен возместить из собственного кармана. Как это возможно? Технически возможно. Расскажу об этом отдельно, когда коснусь финансов.

      По результатам проверки партсобранием было вынесено решение передать материалы дела в ОБХСС (Отдел борьбы с хищением социалистической собственности), самым страшным для хозяйственников того времени органом Внутренних Дел.

      Проверка продолжалась два года и окончилась тем, что меня осудили. Товарищеским судом мне было вынесено общественное порицание за превышение своих служебных полномочий. В результате всего этого у меня родилась мечта вырваться из этого порочного круга и возвратиться к прежней беззаботной жизни. А свои мечты я уже научился воплощать в жизнь самым рациональным методом. Я снова всё бросил и возвратился в Поселок, занял другой дом и через год  у меня вновь было хозяйство, огород и никаких проблем… кроме семейных. Дети не хотели возвращаться в лес, а жена тянулась к детям. Это тема для отдельного рассказа.

      Пока дети учились, жена ещё работала со мной вместе, оказывая им материальную помощь, но когда у детей начались свои жизненные проблемы, которые они должны были решать сами, она сбежала к ним, оставив меня одного со своими мечтами. Мои мечты были направлены вперед: я хотел строить, развиваться, богатеть, она же стремилась вернуться назад, во времена юности, в пору восхищения, поклонения и капризного повелевания. Со мной этого не получалось, и она принялась воплощать свои мечты другими способами. (Смотри "Отблеск падающей звезды").

      В результате у нас возникла ситуация известной басни Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Развалилось всё.

      Лично мне нужно было немного, я всегда делал всё для кого-то. А теперь эта цель исчезла, жизнь стала бессмысленна, и я не противился развалу. Конечно, меня тут же попробовали перехватить (да я и сам пробовал искать другие варианты развития жизни), но всё уж слишком примитивно было после того, через что я прошел. Перебрав несколько вариантов, я понял, что это танец на граблях.

      Жена так же оттанцевала на них свою партию. Получив желаемое, никто не собирался решать её проблемы, а решать проблемы авансом дураков тоже не находилось.  Её мечты разбились о рифы простой истины: «Все мужики (в том числе и я) – Сволочи!» А я же пришел к закономерному выводу: «Все бабы (в том числе и моя жена) – Дуры!»

      Выручила Философия. Я сменил свое восприятие мира, понял, что я никому, ничего не должен, но и мне тоже никто, ничего не должен. На меня снова снизошло Озарение, я увидел общую картину мира, мое место в ней, и стал наблюдать жизнь отстранено, как бы со стороны. Исчезли зависть, ревность. Я перестал злиться. 

      Исчезла моя всё затмевающая любовь к жене, но я стал любить всех: людей, животных, растения, природу…, но больше всего собственную независимость и свободу. И я научился быть таким в любой ситуации, даже замурованным в каменном мешке. Я победил самый главный страх – Страх Страхов. Бояться не страшно!

      Я обрел душевный покой и уверенность, что всё будет Хорошо, даже если я умру. Ведь умереть придется всё равно, рано или поздно. Никто не живет вечно. Но страшна не смерть. Страшен Страх Смерти. И я понял Истинный Смысл Жизни.

      Смысл Жизни придает только Цель. Цель рождает Мечта. Как только Мечта полностью воплощается, Жизнь становится бессмысленна. Значит, чтобы Жизнь постоянно была наполнена смыслов нужно иметь Мечту, которая должна полностью воплотиться только в момент Смерти. И такой мечтой для меня стала Мечта о душевном покое в момент Смерти.

      Смерть я Мечтаю встретить глядя прямо, без страха ей в глаза, с чувством гордости за прожитую жизнь, за себя, за своих друзей и близких, не оставив дел, за которые бы терзался, что они не завершены и их никто не продолжит.

      И это мне удалось! (Смотри «Девять жизней). Поэтому я и считаю себя Счастливым, что мне удалось невозможное.

       Примечание: Парадоксально, но такая Мечта абсолютно не влияет на общее состояние общества. Без страха в глаза смерти может смотреть и убийца. Один испытывает чувство гордости за то, что в жизни не обманул ни одного человека, а другой гордится тем, что обманул всех. Один завершил все дела, а другой и не начинал их.