Из старых эссе. Аватар. Прибытие поезда на Пандору

Андрей Дятлов 2
...В час ночи вышли из зала, посмотрев «Аватар». Три часа — как не бывало.
В кино до этого было всего три таких фильма за всю его историю. Собственно «Прибытие поезда», фильм впервые показанный братьями Луи и Огюстом Люмьерами 28 декабря 1895 года, с которого кино началась, первый звуковой художественный фильм "Love's Sweet Old Song" ("Давняя добрая песнь любви"), созданный в 1924 году (публичный показ первого полнометражного звукового кинофильма "Дон Жуан" был 6 августа 1926 года в Нью-Йорке), и первый — по-настоящему цветной фильма (как принято считать официально) — первый полнометражный «Бекки Шарп», 1935 год.
Сейчас Кэмерон сделал кинофильм в технике, которая просто даже не революция в кино, а — другой мир. Другая эпоха. Я бы сказал - «Прибытие поезда» на фантастическую планету «Пандора».
Представляю, как матерится сейчас Никита Михалков, который все эту 3D увидел в полном развороте. Эх, вот бы его скучным и предсказуемым «Утомленным солнцем» или лубочному «Сибирскому цирюльнику»... А не он первый... Плачет, звезда нашего кино... Явно плачет...
Зачем Кэмерон снял «Аватар»?
Если с точки зрения Кэмерона, то думаю, что ему все равно было, о чем снимать фильм в ЭТОЙ технике. Настолько все равно, что он просто радостно прощался со всеми самыми хитовыми блокбастерами, которым не досталась такая великая технология. Здесь и «Рэмбо» (с Аватаром, затачивающим кол в ночнм лесу, чтобы отбиваться от зверей, как Рэмбо — от полиции), и «Чужой» (Кэмерона же, кстати) со «Звездным десантом», и «Унесенные ветром» с «Покахонтас», и «Хищник», и «Последний самурай» с отчаянной конной атакой аборигенов на пулеметы, и «Звездные войны», и «Апокалипсис» рядом с «Апокалипсисом сегодня»... И диснеевские полнометражки, и творения «Пиксара»... В общем все, что создали режиссеры от Копполы и Спилберга до Верхувена, Лукаса и Гибсона.
Кэмерон просто показал им: ребята, как мне жаль, что вы этого еще не могли, смотрите — КАК можно! Это такой трехчасовой роскошный и абсолютно захватывающий ролик, к тому же еще и тонкий, умный и трогательный, в технике 3D.
Кэмерон даже над собою тихо посмеялся, когда в финале невесомо всплывает песня, удивительно созвучная финалу «Титаника».
Кстати, о «Титанике» и прочих творениях Кэмерона: у всех его фильмом нет ни одного Оскара за актерскую игру, например, зато несколько — за спецэффекты. Это его «жидкий робот» в «Терминаторе», его «Титаник» чуть ли не в натуральную величину и так далее. Так что Кэмерон — паровоз технического прорыва в кино.
Это как с сотовыми телефонами. Когда, одно время, конструкторы мобил никак не могли качественно прорвать телефонный застой (не могли сделать цветной экран, выход в интернет, GPS и прочее), они продвигали товар криками: «новый телефон со сменной цветной паннелькой! Шесть вариантов!».
Кэмерон сделал даже не новый телефон, а вообще неизвестно что такого масштаба, что...
В «Аватаре» он зажег по полной, поняв, что вот теперь-то режиссер действительно может делать что и как хочет, с полной свободой, ему не нужны актеры, декорации, механические спецэффекты, вся эта лабуда — все это просто пластилин, куча подсобного материала, из которого он просто выуживает то, что ему нужно сей секунд — то человека, то компьютерную графику. Любые аборигены неизвестной планеты, любые звери и любые механические монстры — не проблема. И все настоящие! Эпоха, говорю же, эра...
Про что кино?
Сами посмотрите. Или почитайте Диму Быкова в его блоге на «Эхе Москвы».
Только я считаю, что Диме, при всей его отчаянной талантливости (что правда) очень помешало образование и энциклопедичность.
«Аватар» сделан для обычного зрителя, не понимающего философий меняющегося бытия планетарных масштабов. Извините за пафос... Просто все это глубокое осмысление поведения расы на уровне «свой-чужой» больше рассуждательная проблема. Это такая привычка — прилагать нашу интеллигентскую мерку ко всему, что шевелится. Я не возражаю.
А вот что точно — Кэмерон снял (со всею силой 3D) абсолютно, даже — вызывающе антиамериканский фильм.
Кто не видел, в общем-то, ход фильма просто: некие довольно мирные колонизаторы-американцы построили шахту на планете Пандора, где аборигены, с луками и стрелами, живут в невероятном единении с природой. Летают на каких-то птеродактилях, разговаривают с деревьями, и те их понимают, и берегут  главное дерево планеты Мать Мира, которая и бережет все живущее на Пандоре. Естественно, американцы делают бизнес на полезных ископаемых, а самые мощные залежи как раз под деревней аборигенов. И в эту деревню засылается лазутчик (морской пехотинец), который должен убедить аборигенов уйти с их земли. Но влюбляется в местную принцессу и, когда американцы вторгаются в несговорчивую деревню с мощью всей их супертехники и супероружия, становится во главе сопротивления. То есть, по понятиям десантников, становится предателем. Это если уж совсем примитивно рассказывать.
Так вот, что тут антиамериканского?
А то, что как раз аборигены, возглавляемые предателем-морпехом (это как, морпех и — предатель)?! Да ни один американский ум этого не поймет, этого быть не может, это же элита и даже элита патриотизма! С помощью луков, стрел и помощи Матери Мира разбивают к чертовой бабушке весь этот десант. И в финале бесконечная цепочка американцев тянется к последнему кораблю на Землю, как колонны пленных немцев тянулись по улицам Москвы в прошлую мировую войну...
Может быть, кто-то меня поправит, но я не видел таких. Там глава корпорации говорит: мы же дали им дороги, больницы, школы, а они от всего этого отказались!
Великое изумление американцев, которые со звездным десантом несут, понимаешь, все блага цивилизации, а их — пинком под зад. И кто? Свой же, морпех!
Афганистан, Ирак, Вьетнам — алло, говорит Кэмерон, соотечественники мои, люди американской расы, пора очухаться! Вышибут же нас с нашим глобальным миром, заносимым солдафонами в районы запасов нефти, отовсюду и будут правы. Потому что не надо лезть в чужой мир. Они имеют право жить, как хотят и могут. И имеют право защищаться любыми способами. Настолько любыми, что морпех, ставший одним из аборигенов, не предатель в глазах Кэмерона.
Вообще, тут много споров относительно слов полковника, командовавшего десантом, которые он, израненный, стоя посреди разбитой нафиг своей армии, говорит Аватару: «Ну и каково, сынок, быть предателем своей расы?» (В фильме перевод не точный - «своей родины» или «своего народа»). Раса — очень точное слово.
Я сразу вспомнил диалог — не смейтесь — из «Тараса Бульбы», когда Тарас спрашивает Янкеля об Андрии, переметнувшемся к полякам из-за прекрасной полячки: «Ты его видел и не убил?!» - «Ой, - изумляется Янкель, - а за что ж его убивать?! Ему же там хорошо!»
Вопрос, кого и за что считать предателем, а также — почему побеждает предатель, вот изумительно поставленный Камероном вопросик!
Хэппи энд...
До этого в американских фильмах таких поворотов не было: разгром бывшей Родины как правое дело. Потому что Родина (Америка) не права, она нагла, она уничтожает изумительный мир с изумительно преданными ему разумными существами.
Это очень интересно для нас, на планете которых перемешались расы, границы, интересы, вообще все. Еще двадцать-тридцать лет назад на этот вопрос ответ был бы один - «Смерть предателю».
А теперь: «За что же его убивать?».
Давайте попробуем почувствовать разницу и подумать об этом.
Для Америки, совершенно оголтелой, как впрочем, и для любого по сути тоталитарного государства — это ошеломительный вопрос от Кэмерона. Вот почему это совершенно антиамериканский фильм. Удивительно даже, как они еще в своих американских кинотеатрах до этого не доперли.
Интересно, а мы допрем?

В общем, по всем статьям и во всех смыслах «Аватар» Кэмерона — это «Прибытие поезда» на Пандору.