Объявлено о создании КЮТа

Михаил Самуилович Качан
На фотографии Михаил Лазаревич Ларкин, руководитель лаборатории автомоделирования. Пожалуй, самый первый из преподавателей КЮТа. Дети его любили безумно.


После сдачи дома №39 в микрорайоне “Б” (после устранения недоделок он был окончательно сдан строителями в середине января 1964 г.) мы получили в своё распоряжение огромный полуподвал, о котором я уже писал, и могли приступить к приспособлению его помещений под лаборатории КЮТа.

Параллельно мы решили объявить о создании Клуба Юных техников. На бумаге он был с момента его утверждения профсоюзными органами. Это позволило мне принять на работу директора (Игоря Фёдоровича Рышкова), а затем и нескольких руководителей лабораторий, которые в течение нескольких месяцев занимались с ребятами в детских комнатах наших микрорайонов.

Я попросил Рышкова написать статью в газету, и 27 января 1964 года в газете «За науку в Сибири» (№4) появилась статья Юрия Фёдоровича Рышкова: «Организуется Клуб Юных Техников». Вот эта статья:

«Вопрос о создании в Академгородке клуба юных техников поднимался неоднократно. И вот сейчас, благодаря инициативе объединенного профкома СО АН, эта заманчивая идея начала принимать зримые очертания. В доме №39 микрорайона «Б» выделено помещение, в котором разместится лаборатории юных любителей техники. Мальчики и девочки старших классов будут заниматься в лабораториях автоматики, малогабаритной техники, авиа- и судомоделирования, радиотехники и кинолаборатория. Организуется лаборатория моделирования для учащихся младших классов.

В Клубе юных техников будут заниматься 400 мальчиков и девочек. Предусмотрено проведение консультаций для тех, кто увлекается техническим творчеством, но по какой-либо причине не может посещать занятия в клубе.
Пока еще много нерешённых вопросов. Нет мебели, станков, инструмента, материалов, необходимых для работы кружков. Необходима автомашина. Ведь юные конструкторы должны научиться не только делать автомобили, но и управлять ими.

Думается, что работа по созданию клуба юных техников пошла бы быстрее, если бы, скажем институты автоматики и электрометрии, ядерной физики, гидродинамики, опытный завод и другие учреждения Академгородка стали оказывать шефскую помощь организующимся у нас лабораториям и кружкам.

Общими усилиями клуб можно было бы создать в сжатые сроки и постараться открыть его к 1 мая». (Конец статьи)

Мне казалось, что он, занятый поисками одарённых детей и их обучением, интересуется только возможностью вырастить будущих учёных, мы же собирались дать простор творчеству будущим конструкторам, изобретателям, вырастить детей, умеющих мастерить: слесарить столярничать, плотничать, работать на станках. Создавать модели, машины, приборы. Делать фотографии и снимать кино. Мы хотели увлечь их астрономией и электроникой, физикой и моделированием. Мы хотели, чтобы дети приходили в КЮТ и занимались делом, а не болтались на улице.

Но потом я всё же решился опубликовать эту статью. Ждал реакции, - но её не последовало. И я вздохнул с облегчением

Продолжение следует