II. Что такое любовь, и нужно ли с ней бороться?

Роберт Рем Человеческая Трагедия
Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга вторая
ВРЕМЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ,
или
Ночь могущества

роман

ЧАСТЬ II
ДУХОВНЫЕ ЛЮДИ. ДУХОВНАЯ СТРАНА




II
Что такое любовь, и «нужно ли с ней бороться»?

     «Любовь – причина всех человеческих дел, как добрых, так и злых, в зависимости от того, благая ли это любовь или дурная».
     Если задумываться о любви, то это следует делать на высочайшем уровне размышлений, ибо великое видно на расстоянии. Любовь во всех смыслах – это, пожалуй, самое великое, чем может гордиться человечество.
     Первый смысл, вкладываемый в это понятие, кроется в любви к божественному проявлению сути человека – любовь ко всем творениям, созданным Творцом. (Слова, происходящие от корня «бог», можно заменить на слова «Высшее существо», «Верховное существо», «Высший разум», «Верховная Природа», и так далее). Это – проявление любви к человечеству, любовь к людям, не прикрываемая личиной добродетели, и не изображающая из себя ореол мученичества. Это сотрудничество, это поддержка, бескорыстная помощь ближнему. Однако «природа вооружает все виды своих творений качествами, необходимыми для тех услуг, которых она ждет от них», а «жизнь – это результат действия двух противоположных начал: когда недостает одного из них, живое существо страдает».
     Молодого ангела впервые посылают на землю, и проводником ему служит старый, закостенелый дух-гонец. Небесные гости спускаются на поле битвы, в самую гущу ужаснейшей, кровопролитнейшей резни, и ангел говорит своему проводнику: «Что ты наделал, болван? Тебе было велено привести меня на землю, к людям, а ты привел меня в ад». – «О, нет. Это и есть земля, а это – люди. Черти не бывают так жестоки друг с другом».
     Вот это уже проявление противоположного начала – ненависти, отсутствия любви и месть за это ближнему, борьба эгоизмов, честолюбий. Когда же проявляется скорбь из-за ее отсутствия?.. –

     И отдалясь и отчуждясь от мира,
     Заговорит или умолкнет твоя лира,
     Познаешь одиночество и бренность –
     Любви узнаешь истинную ценность.

     Но если результатом всех волнений
     Останется лишь скорбь в душе твоей
     И если не достигнешь совершенства ты, мой гений,
     То для тебя есть выход лишь один…

     «С точки зрения разума нет никакой разницы между избытком и недостатком: чем больше мы погружаемся в одиночество, тем больше мы в нем нуждаемся; чем глубже мы проникаем в любовь, тем больше нам ее не хватает. Нам никогда не будет хватать уединения, но также и любви – этого крутого склона одиночества» (Кристиан Бобен. «L’eloignement du monde» («Отдаление от мира»). Перевод Т. Щербиной).
     Что может помочь в этом случае?.. – «Несчастья, как своего рода талисман, усиливающий прирожденные нам свойства: у некоторых он развивает недоверчивость и злобу, а у людей прекрасной души приумножают доброту. Однако доброту считают лишь прирожденным достоинством, в ней редко соглашаются видеть скрытые усилия прекрасной души, тогда как злых людей восхваляют за воздержание от зла, которое они могли бы сделать». Необходимо понять, что характер человека безграничен, и его мужество может способствовать возвышению над его скорбной судьбой, заменяя желание причинять зло на стремление творить благо, добро.
     «Злость – есть кратковременное сумасшествие». Нет смысла злиться. Жизнь нужно принимать такой, какова она есть: глупой, великолепной, умной, скверной, сумасшедшей, печальной, – но очень приятной. «Человеческие слабости нужно воспринимать как нечто присущее людям, их нужно учитывать и извлекать из них пользу для правого дела».
     Любовь многообразна и способна к проявлению на всех уровнях социальной жизни. Она может стать парой невыраженному таланту, безвестному гению, успешной предприимчивости, великолепному удачнику, слегка коснувшейся разврата порочности, алчности в выражении требовательности и упрямства, которое позволит использовать человеческие слабости.
     А если конкретнее?

     «Что есть любовь? Безумье от угара,
     Игра огнем, ведущая к пожару,
     Воспламенившееся море слез,
     Раздумье необдуманности ради,
     Смешенье яда и противоядья».

     Может быть, есть другой смысл?

     Зачем все эти разговоры? –
     И снова порождать раздоры
     В своем поношенном нутре?
     К чему же нарушать устой?
     Не стоит погружаться вновь
     В перипетию сна во мгле
     И вопрошать: «Где есть любовь?»

     Любовь ведь рознь любви подчас;
     Ты молод, чувством не умолк,
     Хотя прекрасно знаешь толк –
     Что не любовью сыт изгой.
     А тот, кто страсть обрел сейчас
     Угаснет в пестрой тени дня,
     И ляжет бремя тех страстей
     Тяжелой ношей бытия.

     Поэт, что воспевал любовь
     Погиб от этой песни зря,
     Без устали душе твердя,
     Давно убит жестоким сердцем.
     Про то, как сердце станет вновь,
     Воспеть теперь дано другим…
     Но здесь уже не мне быть жрецем,
     Ведь я погиб – неумолим…

     Или:

     … Любовь слепа, хотя она прекрасна,
     Но слишком глупо жить лишь для одной любви.
     Любовь чудесна, но всегда кому-то
     Из двоих в последствии лишь станет скучно,
     Ну а другой останется ни с чем и ждет;
     Застынет в ожиданье как безумный.

     Я не хочу любви, свобода мне дороже;
     Не верят многие в нее, как верю я,
     Не верю я в нее, как верят остальные…

     Но быть может, вернее это? –

     «Любви безумную тревогу
     Я безотрадно испытал.
     Блажен, кто с нею сочетал
     Горячку рифм: он тем удвоил
     Поэзии священный бред,
     …
     А муки сердца успокоил
     …
     Поймал и славу между тем;
     Но я, любя, был глуп и нем».

     Или это? –

     Страсть возбудится и сгорит –
     Привязанность останется навеки,
     И если на любовь ты не способен,
     Равняй привязанность к любви!

     Как видно, проявлений любви очень много. Ее понятие и объективно и субъективно. Порой достаточно мелочи, чтобы сущность человека стала совершенно другой. Любовь перейдет в ненависть или наоборот, отвращение – в обожание.

     Любовь и ненависть в одном шагу друг к другу,
     Я ждал ее, как ждет земля рассвет;
     В познавшем отчуждение она перерастает в муку;
     Любви не дал ты мне, и в этом мой порок.

     Можно сказать: любовь – пара для богатых и знаменитых; в нищете и одиночестве ты ей не нужен! Верно? Кто-то скажет, что так, кто-то – нет.
     А вот еще. «Подчиняться нашим прихотям, угадывать их, находить радость в страдании, пренебрегать ради нас общественным мнением, самолюбием и рассматривать все эти жертвы как крупицы фимиама, сжигаемого в честь кумира, – вот что такое любовь… Можно ли приказывать своему сердцу? “Я больше не люблю вас”. В этих словах такая же глубокая тайна, как в словах “я люблю”. Почет, уважение, внимание можно завоевать, потерять и вновь приобрести; что же касается любви, то мы могли бы тысячу раз убеждать себя в необходимости любить и все же не пробудили бы в себе этого чувства. Может быть, мы бы искали в любви достаток или уверенность, но остались бы неудовлетворенными своей судьбой. Гармонии, вечного счастья не существует. Кто понимает любовь как гармонию, тот глубоко заблуждается. Любовь – это стремление, процесс, это доверие, искренность, это стремление к жизни».
     Обратимся к процессу кристаллизации, «под которым понимается та деятельность ума, которая из всех обстоятельств извлекает открытие, что любимый предмет обладает еще новыми достоинствами».
     «Один день у влюбленных не похож на другой, и их любовь все растет, потому что является истинной любовью. Они проверяют себя в первые дни и чутьем понимают, что неисчерпаемое богатство их души сулит еще неведомые наслаждения. Это любовь во всей своей непосредственности, с нескончаемыми разговорами, недосказанными словами и длинными паузами, с восточной негой и неистовством страсти.
     Разве любовь не похожа на море, которое пошляки упрекают в однообразии, бросив на него беглый и небрежный взгляд, Тогда как натуры избранные могут провести всю жизнь, любуясь морем, без конца открывая в нем чудесные перемены и не уставая им радоваться?
     Когда два соединенных вечной любовью существа живут вместе, с каждым днем все больше сближаясь благодаря узам доверия и совместному обсуждению возникающих трудностей; когда две души утром или вечером обмениваются сожалениями, переживают общие опасения, вместе трепещут при виде препятствия, – тогда все имеет значение. Тогда женщина понимает, какая любовь таится в отведенном в сторону взгляде, какое напряжение – в быстром шаге. Она занята, хлопочет, надеется, волнуется заодно с занятым, озабоченным спутником жизни; она ропщет только на обстоятельства; она уже не сомневается, она знает и ценит подробности жизни, подробности существования.
     Иное дело при возникновении страсти, когда она исполнена только пыла, недоверчивости, требовательности, когда влюбленные еще не знают друг друга, когда праздные женщины, у чьих дверей любовь всегда должна стоять на часах, преувеличивают свои достоинства и требуют во всем повиновения, даже если они приказывают воздыхателю совершить промах, грозящий ему разорением, – такая любовь сопряжена в наше время с непосильными тяготами. Не многие женщины знают, как трудно жить большинству мужчин, которым надо упрочить свое положение, приобрести известность, составить себе состояние. Молодые люди, как каторжники, гребут на галерах честолюбия».
     «Нужно крепко сидеть на себе, надо смело стоять на обеих ногах, иначе совсем нельзя любить». Так верно ли, что любовь – пара для богатых и знаменитых?.. «Мы беспощадны только к заурядным делам, чувствам и похождениям. Привлекая к себе взоры, мы кажемся значительными. И действительно, чтобы быть замеченным, надо чем-то выделиться. Толпа невольно уважает всякого, кто над ней возвысился, и не задумывается над тем, какими средствами это достигнуто. Пример внушает зависть, его оправдывают, ему следуют».
     А может быть, в основу взаимоотношений между мужчиной и женщиной положена корысть, и в мире влюбленных редко встречаются истинные любовники? Быть может, любовь можно встретить среди не амбициозных и небогатых людей, ведь мы любим не за что-то, а несмотря ни на что?
     Иногда финал может быть трагичным, однако порой драматизм реальности привлекает.
     «...Он выгодно женился, но воспоминания о неповторимом чувстве стали терзать его… Он ушел в соседнюю комнату, где, возвратившись с охоты, оставил ружье, и застрелился.
     Эта решительная и роковая развязка, чуждая нравам современности, вполне естественна.
     Тот, кому довелось наблюдать или кому выпало счастье самому испытать такую любовь, при которой происходит полное слияние человеческих существ, поймет это самоубийство.
     Не сразу женщина постигает, не сразу умеет угадывать изгибы внушенной ею страсти. Любовь – это редкий цветок, который требует самого искусного ухода. Только время и сродство душ открывает все ее возможности, породят ее нежные, утонченные восторги, к которым мы относимся с суеверным чувством, считая их неотделимыми от той, чье сердце так щедро оделяет нас радостями. Это чудесное слияние, эта святая вера, животворная уверенность в редкостном, беспредельном наслаждении с возлюбленной отчасти составляет тайну длительной привязанности и долго не угасающей страсти. Если женщина поистине женственна, любовь к ней никогда не переходит в привычку, ласки возлюбленной так очаровательны, так разнообразны, она исполнена такого ума и вместе с тем нежности, она вносит столько игры в настоящее чувство и столько настоящего чувства в игру, что воспоминания о ней владеют вами с той же силой, с какой когда-то она сама владела вами. Рядом с ней блекнут все другие женщины. Чтобы узнать цену этой огромной, сияющей любви, нужно испытать страх перед ее утратой или самое утрату. Но если мужчина познал такую любовь и отверг ее ради брака по расчету; если он надеялся познать такое же счастье с другой женщиной, а доводы, скрытые в тайниках супружеской жизни, убедили его, что прежние радости никогда не оживут; если его уста еще ощущают божественную сладость любви, а он смертельно ранил свою истинную супругу в угоду суетным мечтам о благополучии, – тогда надо умереть или принять ту корыстную, себялюбивую, холодную философию, которая так омерзительна для страстных душ».
     Но что мы зачастую получаем в реальности? «У женщин не так много преимуществ: тем, что есть – нужно пользоваться», – сказала озлобленная женщина, понимая, что любовь больше не улыбнется ей, и видя теперь задачу в передачи своей нынешней испорченной философии невинному созданию.
     «Любовь нужно испытать, для того чтобы прививать ее потом, как цингу»… А может любовь нужно испытать, чтобы в последствии «умело пользоваться ее преимуществами с выгодой для себя?» – притягивать к себе с ее помощью? Японцы, например, не строят иллюзий, они реально смотрят на вещи: «Женщиной может обладать тот, кто пробьется к ней сквозь преграды, освободит ее от страданий, обеспечит ее благополучие, и в результате получит удовлетворение своей суетности». «Нужно крепко сидеть на себе…». Но после начнется другое. «Что такое собственно измена? – Умение идти в ногу со временем». Сохранить любовь не у каждого хватит сил и терпения. Это большой труд, но труд, который избранным существам с каждым днем нравится все больше и больше.
     Итак, мы попытались показать вам, дорогие друзья, что любовь многообразна, и каковы могут быть некоторые ее проявления. На этом наша миссия заканчивается. «Проблема вечного блаженства принадлежит к числу тех, решение которых известно только Богу, в мире ином. А на нашей грешной земле возвышенные поэты наводили на читателей скуку, живописуя рай». Советуем вам поменьше только лишь размышлять на тему любви. Жизнь не стоит на месте. Любовь рядом, к ней всего-то нужно лишь протянуть руку.
     …
     Ах, Анна, Анна! Именно этому эссе ты ухмылялась, в отличие от других женщин, когда услышала его из уст Артура. Именно оно-то и показало ущербность твоей натуры.
     Ольга, Ольга, когда ты прочитала это эссе, ты, вероятно, поняла, что он в своих чувствах может быть куда возвышеннее тебя.
     К счастью, никто из вас не сопровождает его теперь по жизни…

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/30/2173

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/29/1984