О, великий и могучий русский язык

Оксана Колабская
Всем вам давно знакомые мальчик Андрейка и газетёнок Тиша рассуждают о русском языке

Настроение у Андрейки было прескверное. Тиша не приходил  уже два  дня! Работы у него в редакции много.  Эх… А Андрейке что делать?! О нём кто-нибудь подумал? Два дня – это  целая вечность!  У Андрейки накопилось так много неприятностей. Во-первых,  он подрался с Кваксиным и порвал свою школьную форму.  И что будет, когда мама обнаружит разодранные, грязные остатки школьного нового пиджака в  дальнем углу шкафа?  И чего этот Кваксин задирается?  Уши ему Андрейкины, видите ли, кажутся розовыми и прозрачными, словно лепесточки роз! И рожи ещё корчит… Во-вторых,  в  дневнике учительница по русскому языку Светлана Ивановна написала маме просьбу прийти в школу. Как ей рассказать об этом? Она опять будет говорить, что Андрейка хочет её довести до больницы, а Андрейка вовсе этого не хочет.  Он, наоборот, очень хочет, чтобы мама никогда не болела. И вообще, как может рваный пиджак заразить маму, чтобы она заболела?!  И в третьих…   это самое ужасное!.. в Андрейкином дневнике, красовалась огромная красная двойка по русскому языку. Она была отвратительна и нагло вылезала всеми своими круглыми частями из клеточки, отведённой для неё, и ехидненько так улыбалась. Фу, противная! Андрейка захлопнул дневник, хотел было швырнуть его куда-нибудь подальше и… увидел Тишу, который приготовился уже прятаться. Ещё бы! Дневник был в несколько раз больше Тиши!
- Тиша… - Андрейку охватила невероятная радость, аж слёзы брызнули, – Тиша, как долго тебя не было!
- Всего два дня, - недоумённо произнёс Тиша, внимательно вглядываясь в Андрейкино лицо. – Что тут у тебя произошло?
Андрейка протянул Тише дневник и раскрыл.
-   Вот!
Тиша чуть  отошёл назад, наклонил голову и некоторое время, как истинный ценитель прекрасного,  любовался расписанной красными чернилами страницей.
- Замечательно! – наконец изрёк он.
- Что замечательно!?  Человек в беду попал, а он ещё и издевается! И это друг! Самый близкий, самый верный… - закричал Андрейка,  сокрушённо сел к письменному столу и даже к окну отвернулся.
- Да хватит дуться,  лучше присядь сюда, а то мне до тебя не добраться! 
Андрейка мрачно взглянул на  Тишу и медленно пересел к нему на диван.
- Воспитывать будешь?
- Делать мне нечего! Да и что такое двойка в сравнении с крушением мира? Так, пустяк…
- Даже такая наглая и толстая?!
- Даже такая наглая и толстая, – спокойно ответил Тиша и похлопал Андрейку по руке, – двойку можно  исправить.
- По русскому?! Исправить?! Тебе легко говорить. А я ненавижу этот русский! Ошибки так и лезут, так и лезут!
- Андрейка, что ты говоришь!? Ты только послушай, что ты говоришь!? Русский человек ненавидит русский язык!
- Я такого не гово… - воскликнул  Андрейка и сразу как-то сник.
- Дошло? – Тиша вздохнул.  – Русский язык самый красивый, самый богатый, самый певучий, самый поэтический, и слово наше живое, трепетное, нежное… А какие писатели  воспевали его – и Александр Сергеевич Пушкин, и Иван Сергеевич  Тургенев, и Лев Николаевич  Толстой, и Николай Васильевич Гоголь, и Николай Михайлович Карамзин,   и даже французский писатель Проспер Мериме! Знаешь,  он сказал, что русский язык создан для поэзии, что в нём множество тонких оттенков. Представляешь, француз полюбил наш язык! А какими  эпитетами  награждали его! И силой его наделяли, и изяществом, говорили, что он один из совершеннейших языков мира! Тургенев так и сказал, - Тиша чуть прищурился, точно вспоминая слова, - «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» А Гоголь… Мне больше всего нравятся его слова. Я даже наизусть их выучил. Вот послушай: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…
- Вот это да!
.- Наш язык  даже называли мощным трудовым орудием!
 - Орудием? Как же им можно трудиться? – Андрейка совсем запутался в своих мыслях.
- Язык писателя и поэта очень силён. Ты же знаешь, сколько раз наш   любимый Александр Сергеевич Пушкин жил в ссылке, и Михаил Фёдорович Достоевский в тюрьме сидел,  и Сергею Александровичу Есенину  доставалось от революционной власти, про которую он правду говорил!
- Да… - Андрейка даже притих на несколько мгновений.
Тиша, весьма довольный собой – урок удался, воспитательная цель достигнута – пожал плечами и только хотел попросить у Андрейки взять почитать сказки, как Андрейка вскочил, будто ужаленный.
-  Писатели и поэты, они пророки и, как  нам рассказывала Светлана Ивановна, совесть народа. Они   обязаны быть грамотными. А я зачем эти незапоминающиеся правила должен зубрить? Это же какой ум надо иметь, чтобы выучить правописание чередующихся гласных в корне слова или окончания глаголов в разных временах и спряжениях?! Мой ум к этому не приспособлен. Я уже давно  смирился. Так что меня, Тишечка, воспитывать бесполезно! – Андрейка победоносно вскочил с дивана и хотел уже  с гордо поднятой головой выйти из комнаты, но… взглянул на Тишу. Тот съёжился в крошечный комочек, будто ему было холодно.
-Тиш, ты чего? – Андрейка тихонько дотронулся до Тишиного плеча.
- Ни один уважающий себя русский человек так не скажет. Ведь судят о человеке по его языку, Андрейка, пойми.  – Тиша казался очень расстроенным. – Ведь язык страны – душа народа этой страны. А язык человека – это душа этого человека. И грамотность тоже очень важна. Раньше были грамотными только служители церкви, потому что им без книг нельзя. И дети их тоже очень рано начинали изучать грамотность. Их так и называли книжными, а грамотность книжностью. Представляешь, сколько людям чудес открылось, когда они научились читать и писать. Купцы тоже были грамотны.
- Конечно, им и подсчитать надо правильно и записать всё, что продали. - Андрейка задумался. - Но откуда  люди могут узнать мою грамотность, если я не пишу, а говорю?
- Балда! Ведь грамотность – это не только умение писать правильно, но и говорить! Вот, например, ты как скажешь: «у пруда» или «у пруда»?
- Даже не знаю. Я никогда не задумывался…
- Вот видишь… А это целая наука Орфоэпия. Даже есть несколько подсказок, чтобы легко было запомнить.
- Подсказки я люблю! – Андрейка даже руки потёр от удовольствия.
- Срубили ель – сорвали щавель.  Не налезли шорты – долго ели торты. Наша бабка Фёкла - красная, как свёкла. Как у нашей Марфы - все в полоску шарфы.
- Здорово, это легко запомнить. Можно даже самому такие стишки придумать, чтобы не путаться.
- Да! Тебе задание! К словам столяр, позвонит, шофёр, документ!
- Ой, Тиша, как интересно! А ещё игры для грамотности есть?
- Сколько угодно! «Игра в слова»: мы выбираем тему, например, «Город», подбираем слова только такие, которые относятся к этой теме. Но каждое следующее слово должно начинаться с буквы, на которой заканчивается предыдущее слово. Попробуй!
- Слово улица, значит,  следующее слово… автобус, а потом светофор! А ещё можно поиграть?
- Конечно! Игра «Скажи наоборот!» Я называю слово красивый, а ты подбираешь по смыслу обратное.
- Безобразный! Понял, это же антонимы! А если синонимы, близкие по смыслу?
- Знай, антонимы, синонимы, омонимы  Лексика изучает. А ты молодец, здорово игру придумал. Каждый игрок называет близкое по смыслу слово. Кто больше назовёт, тот и победил. А можно ещё и написать.
- Написать… - Андрейка сразу помрачнел, - это сложнее.
- Да, поработать надо, каждый день упражнения старательно делать и грамотность выправится. А ещё грамотные люди те, кто много читают хороших книг. И играть можно. Расшифровывать слова. Вот представь - ты разведчик и тебе необходимо разгадать  пароль. Так тоже можно Орфографию изучать.
- Ничего себе, никогда не думал, что  русский язык так интересен! Что за пароль?
- Сейчас нарисую…
 

 - Так-так,  картинки какие-то… Тиша, я не малыш!
- Это ребусы. Попробуй, подумай, какое слово здесь спряталось?
- По «Р»  - «Т», потом «Ф» и плюс «Ель», получается «Портфель»! Ух, ты! Так это можно самому ребусы придумывать и буквы местами менять. И цыфрами обозначать порядок букв в слове.
- И заменять одну букву на другую. Вот так: «Т» = «К».
- Я сам… Сейчас, - Андрейка вырвал листочек из тетради, схватил карандаш и, чуть подумав, гордо протянул Тише. – Смотри.
 
- Молодец, оставим это твоим друзьям отгадывать. Кваксину, например.
Андрейка сразу нахмурился.
- Он мне не друг!
- А ты помирись с ним! Мне кажется, он и задирает тебя, потому что подружиться хочет. Как его зовут?
- Серёжа.
- Какое хорошее имя. Ты назови его по имени, и он не будет тебя обзывать. Вот увидишь. Имя – это тоже очень важно для человека. Оно свято.
- Имя? Никогда об этом не думал.
- Но ведь мы с тобой про слова говорили, помнишь, каждое слово весомо и действенно. Так же и имя человека даёт ему силы и защищает его. А на Руси имена в честь святых давали и дают до сих пор. В честь какого святого человек назван, тот святой считается его покровителем и помощником.
-  Ты, Тишечка,  столько знаешь!
- Так сколько я на свете живу!
- Раз ты такой долгожитель, то скажи -  с пиджаком что делать?
- Постирать, погладить и зашить.
- Как у тебя всё просто, Тиша!
- Это пустяки… Главное, чтобы мир не рушился, твой мир, внутри тебя, понимаешь? Это очень важно… А знаешь, что обозначает слово Русь? Мир! Понимаешь, Андрейка, Мир… Белый свет…

               
-