Об икре красной, зернистой, лососёвой

Павел Остроухов
 

           Каждый раз, когда в фильме  или в рекламе показывают красную лососевую икру как символ роскоши, вспоминаю голодные послевоенные годы. В местной лавке, где и бакалеи-то было не густо, из сладостей – лишь слипшиеся конфеты-подушечки, а за хлебом ( 2 буханки в одни руки) очередь занимали в 4 утра,писали чернильным карандашом номера на руке,в углу этой лавки стояла деревянная бочка с каким-то не знакомым продуктом.

          От бочки пахло рыбой, это заводило покупателей, для которых не только селёдка, но и тюлька была дефицитом. Люди заглядывали в открытую бочку, спрашивали у продавца что это за такое?

- Икра какая-то – отвечала продавец.- Навязали на мою голову.
 

         Цену не помню, помню, что купили для пробы икру немногие. Отзывались без восторга:
 
- Ничего особенного. Рыбой пахнет, солёная. Но лучше бы хамсы завезли.
 
- Да-а-а. Вот тюлечку бы с картошечкой, -  вздыхали, глотая слюну, собеседники.
 
 
 
        О таком устройстве, как холодильник для хранения продуктов, можно было прочитать лишь в научно-фантастическом произведении, поэтому от бочки с продуктом янтарно-красного цвета вскоре плохо запахло и его вывезли в гребную яму.

       Гримасы социалистического способа ведения хозяйства: лучше сгноить и "списать", чем раздать нуждающимся.
 

       СССР в те годы торговал с зарубежьем не очень, потому и не знали, куда девать непривычный «простому советскому человеку» деликатес.

      Стояли ещё на полках невостребованные консервные банки с загадочной надписью CHATKA, их тоже никто не покупал. Это были камчатские крабы.
 
       Позже, через много лет, эти морепродукты стали интенсивно продавать за границу, и купить их стало почти невозможно. «Выбрасывались» в свободную торговлю забракованные партии – если, скажем, жестяные банки были помяты в результате неосторожности.
 

        Сейчас этого добра в магазинах – завались. Далеко не всем, правда, доступно.

        Когда-то, лет сто назад, коренные жители Камчатки – этильгены, орочи , ламуты, коряки обмазывая свои примитивные жилища грунтом, добавляли в рассыпчатую дальневосточную землю клейкую лососёвую икру, чтобы превратилась земля в стройматериал.

       Чтобы стала вязкой и пластичной.
 

       А сейчас – деликатес, символ роскоши…..

 Март 2013 г.                г. Владивосток

                *********************************