Часть пятая. Подарки с гор

Людмила Резенкова
    Однако  на этом происшествии  мои  приключения в горах не закончились.  Спустя  год с небольшим, после окончания пятого класса, на летних каникулах,   мне  захотелось уговорить отца, чтобы он  взял  меня с собой в рейс. Он тогда работал водителем  «молоковозки»  на маслозаводе и часто ездил  за молоком  на джайляу,  горные пастбища.
      – Возьмите меня на джайляу! Ну, пожалуйста, - просила я отца много раз.
       – Нет, не возьму. Там опасная дорога, очень крутой подъем. Ты испугаешься!
        - Нет, не испугаюсь, я хочу посмотреть на  «джайляу»!
        – И я хочу на джайляу, -  это уже сестренка просится.
         –Вот выдумали чего! Никто со мной не поедет! – грозно ответил отец.
     Через два дня, когда рано утром он заводил машину под окном, я выскочила  из дома  и залезла к нему в  кабину. План молниеносного захвата этого места  я продумала еще с вечера, заранее  собрав дорожную котомку с провиантом  (яблоками  «белый налив»)   и предупредив маму.  А еще я прихватила с собой полевой бинокль, одну из любимых игрушек брата. Как такая  серьезная вещь оказалась в руках  нашего  малолетнего  Сережки, я не могу вспомнить. Наверное, выменял на что-нибудь.  Но сейчас главное – бинокль у меня, и я поеду в горы!  Отец не очень удивился моей выходке, но явно был недоволен: его за это могут и наказать, ведь нельзя!
         - Ладно  уж, поехали,  только осторожно, если что – будешь прятаться под сиденьем, - не то шутя, не то серьезно произнес он.
        Начинался рассвет, когда мы, проехав достаточное расстояние от города  на запад  и   благополучно миновав  пост ГАИ,  свернули  с асфальта  на гравийку.  По обе стороны от нее  раскинулись   свекловичные поля,  которые  забирались  все выше   и все больше сужались, зелеными клиньями врезаясь в каменистые предгорья.
          Дорога пошла в гору, и отец,  переключая скорости,  подготавливал машину  к нелегкому пути.  Ничего  интересного моему взору, кроме желтых и зеленых прямоугольников  полей в освещенной первыми лучами солнца долине,  вокруг  пока  не открывалось, и ехали мы молча, как всегда.  Все круче и круче становился подъем, а дорога становилась более каменистой и извилистой, но машина  исправно  «тянула».
  – Хорошо, что сейчас цистерна пустая, а вот с молоком сюда было бы очень трудно взбираться,  - наконец  проговорил отец.
   -  А с молоком спускаться будет легче, что ли? – спросила я.
    - Да и  с молоком  не легче, на  крутых спусках приходится держать машину на тормозах, чтобы не свалиться под откос.
        -А волки здесь есть? - спросила я  после долгой паузы.
        - Есть! И волки и даже медведи есть!  Много горных козлов,  зайцев, лис и даже барсы иногда встречаются.
         – А ты их здесь сам видел, встречал?
         -  Зайцев, лисиц и козлов видел, а про волков  мне чабаны много  историй рассказывали.   Волки овец  таскают,  особенно часто - по ночам.   Поэтому у чабанов и пастухов  есть  ружья  и хорошие собаки-сторожа. Медведи в малинниках любят лакомиться, были случаи нападения на людей…
          Так в разговорах и раздумьях о возможных опасностях нашего путешествия мы поднялись еще выше.  Постепенно горы    все шире и шире раздвигались перед нами, открывая  взору  великолепную панораму!  Теперь можно было смотреть в бинокль,  крутить головой во все стороны и с восхищением  разглядывать красоты  диких гор, заросших зелеными пихтами и елями,   На фоне синего неба далеко на  горизонте  возвышались белые вершины  Джунгарского  хребта. Но самое удивительное было еще чуть-чуть впереди,  о чем меня предупредил отец:
         - Сейчас мы подъедем к самому  высокому месту, откуда и увидишь  джайляу.   
         Через несколько минут, въехав на  небольшую ровную  полянку, отец  остановил машину и сказал:
            - Привал! Немного отдохнем и -  за молоком!  Посмотри вниз, вон туда! 
          Выйдя из машины, не выпуская из рук бинокль, я подошла к  самому  краю  обрывистой  дороги и глянула вниз. Дух захватило,  и сердце замерло от увиденной  картины: внизу передо мной   насколько хватало взору  раскинулась  чудесная долина, со всех сторон  окруженная  горной грядой.  Как красиво! Я думаю,  что  Бог создал эту потрясающую природу  для того, чтобы  сердце человека  наполнилось трепетной любовью  ко всему живому на земле.  В бинокль я разглядела  два стада коров, несколько отар овец, пару лошадей, пасущихся  на светло-зеленых склонах, а также голубую ленту речушки,  пролегающую по дну котловины. В центре  долины  виднелись две круглые  шапочки серого цвета,  похоже, это  были  юрты.
           - Альпийские луга! – воскликнула я,  вспомнив  картинку из  новенького учебника по  географии для 6 класса, который уже успела пролистать.   
            - Здесь  такие места  называют  «джайляу», что  в переводе с казахского – «горные пастбища», - отозвался отец.  Он  проверил   колеса машины,  достал  пачку своего любимого «Прибоя»,  закурил  и,  задрав голову в сторону ближайшей скалы, сказал негромко:
       -  Козел, смотри, там козел!
        Я тоже задрала голову и увидела на самой вершине скалы грациозно застывшую фигуру горного козла. В бинокль я разглядела его поближе. Это был крупный самец светло -коричневого окраса  с большими рогами, подвижными ушами, с темненькой бородкой и маленьким хвостиком треугольной формы. Красавец застыл в грациозной позе всего на несколько секунд.  Еще мгновение – и он стрелой метнулся со скалы по  каменистому склону и скрылся с глаз.
            – Это тек, горный козел.  Наш городок назвали в его честь, - пояснил отец.   
               Потом мы  поехали вниз,  в долину. Спуск тоже требовал осторожности, потому что с левой  стороны от дороги начиналось ущелье,  а справа – нависали отвесные кручи.  Вдруг мне показалось, что из-за большого камня с   правой обочины   выглянула  кошачья мордочка. Поднеся к глазам бинокль, я успела разглядеть лишь чьи-то ушки с кисточками на концах и мелькнувший хвост.  Неужели  барс? 
           Как бы то ни было, наша  молоковозка  преодолела трудный уклон,  к тому же по пути  благополучно переехав речку,  и  привезла нас на место, остановившись почти у самой юрты.  Спрыгнув на мягкую траву и оглядевшись по сторонам,  я   впервые в жизни  четко  ощутила  на себе,  что означает выражение «звенящая тишина».  Вот это да!  Тишина вокруг была такая, что звенело в ушах!  Где-то в небе  тонкими нотками  тренькали  птички, а в горах  отзванивалось слабым  эхом блеяние овец.  Необыкновенно  чистый, наполненный  травяными ароматами  воздух  кружил голову.  Как на другой планете!   Я закрыла глаза и  тряхнула головой, чтобы прийти в себя.
       – Ассалаума  алейкум!
       – Алейкум  ассалаума!   
       Это уже отец здоровается с хозяевами  юрты. Его здесь ждали, чувствовалось, что они были  ему хорошими знакомыми, а может  быть, друзьями.  Навстречу  вышли уже немолодой загорелый  чабан  и его моложавая  жена, приветливо нам улыбаясь.  Откуда-то выскочили их ребятишки, под ногами которых крутились веселые щенки. Они  вмиг окружили нас своим повышенным вниманием.   Пока цистерна заполнялось молоком  чуть поодаль от юрты,    я познакомилась с хозяйкой,  Халимой.  Мы немного поговорили с ней о  том, как далеко  они забрались  в горы,  как   непросто к ним добраться.  Халима, рассказывая о трудностях  своей кочевой жизни,  хлопотала об обеде. Ах, это казахское гостеприимство! Ни одного гостя нельзя отпустить без угощения! Никак без дастархана!  В большом котле варились куски баранины,  а пока  меня   угостили   свежими,  еще теплыми  баурсаками и прохладным кумысом.  Я в свою очередь из котомки  высыпала на скатерть все яблоки, «белый налив», которые брала в дорогу.  Они тут же  с радостью были съедены ребятней.  Хорошо, что  всем хватило!   
               После обеда, когда все было готово к отъезду, мы с отцом, поблагодарив за угощение  Халиму  и попрощавшись со всеми  обитателями  джайляю,  собрались было залезть в кабину.   Но тут отца кто-то окликнул,  попросил немного подождать.  К нам направлялся самый главный из чабанов по имени Бауржан,  неся в руках какой-то серый сверток.  Он подошел к отцу, что-то  произнес по-казахски  и, повернувшись ко мне с улыбкой, положил мне на руки сверток из мешковины. В нем лежал … маленький белый  ягненок.  Это был двухмесячный  кудрявый барашек с блестящими черными глазками  и    мягкими  ушками, над которыми   ребристыми бугорками  выступали  рожки.   Бяшка, Бяшка!  Вот так чудо!  Я не верила своему счастью!  О таком подарке  я даже не мечтала!  Для его поддержки в пути нам дали  бутылку разведенного с водой молока и  кулек с  зерном.
       Весь обратный путь я была занята своим  беспокойным питомцем   Бяшкой,  который так и норовил выпрыгнуть в окно.  Приходилось его крепко держать, потом замотать мешковиной ему задние ножки и уложить на  пол кабины.  Пожевав кусочек подсохшего хлеба  и  потыкавшись в   горсть зерна, он успокоился и задремал на моих ногах. На крутых спусках было страшновато смотреть вниз, я ойкала и просила отца не гнать машину,  ехать помедленнее.  Но он только улыбался в ответ.  Настроение у него было приподнятое, думаю, он тоже был рад  неожиданному подарку знакомого чабана.   В бинокль я уже не смотрела.  Теперь  у меня был другой, более важный объект внимания: живой  ягненок, за которым надо ухаживать, кормить и поить его чем-то! В нашем домашнем хозяйстве  будет  прибавление! Барашков у нас еще не было,  вот все и обрадуются ему! 
       Спустившись с гор,  мы поехали  сдавать молоко на молочно-товарную базу,  расположенную в пригороде. Перед въездом в санитарную зону этого предприятия мне  пришлось  на время  выйти из машины, оставив ягненка в кабине, на «произвол судьбы».  Я одиноко стояла у дверей  проходной, когда ко мне подошла пожилая  женщина в белом халате и стала расспрашивать, кто я такая, откуда взялась, чья  дочка и что тут делаю.
     – Да, я знаю твоего папку,  Иван - хороший шофер, ответственный работник. Только зря он тебя с собой возит! Зачем?  Не дело это!
     -  А Вы не знаете, когда он  вернется сюда?
     - Молоко сдаст  и вернется  через полчаса, наверное, точно не скажу. Что ж с тобой делать? – вздохнула она. - Пойдем со мной пока, в мой  цех.  Звать меня  Любовь Михайловна, к твоему сведению. Можно и  тетя Люба.
     Женщина повела меня за собой через двор, и мы вошли в небольшое здание с табличкой на двери  «Сепараторская». Внутри было все стерильно чистое,  гудела какая-то аппаратура, из круглых блестящих  емкостей  пахло молоком и маслом.  Любовь  Михайловна накинула на меня белый халат, на голову мне  натянула  белый колпачок и  заставила вымыть руки с мылом.  «Наверное, она здесь начальница», - подумала я, видя, как  с ее появлением засуетились другие работницы, тоже во всем белом.
          – Теперь можно и сюда! – она отворила дверь еще в один отсек своего цеха. – Такого ты еще  не пробовала никогда, я уверена, - сказала мне она и показала рукой  на большой белый эмалированный чан продолговатой формы, стоящий посреди  этого помещения. Он до краев  был наполнен белой пенистой жидкостью, источающей  тонкий  масло-сливочный   аромат.
      – Сливки, самые натуральные сливки! – воскликнула она с гордостью в голосе. – Самые  свежие, из горного молока!  Хочешь попробовать?
      Я молча кивнула головой. Тогда добрая   начальница зачерпнула  литровым ковшом  из чана и протянула его мне:
    - Пей, сколько хочешь,  пей   на здоровье, дочка! Чай, голодная весь день. 
    Проголодаться я, конечно, еще не успела, но от таких бесподобно вкусных, сладких и нежно-воздушных   сливок меня уже трудно было оторвать!  Пила я их медленно, с закрытыми глазами  «смаковала» каждый глоток.  Они напомнили мне вкус тех домашних сливок,  какими меня угощала когда-то моя тетя Мария. Но этих – так много, и они – «заводские»!  Так что выпила я их до самой последней капли. Это было чудесно!
       – Спасибо, тетя Люба,- переведя дыхание,  тихо  сказала я и увидела,  что вокруг чана со сливками  стоят  еще  несколько  женщин в  белых колпаках  и умильно улыбаются в мою сторону.
     «Какие  добрые  сливочные  феи!» - подумала я и сильно смутилась от своего незаконного присутствия на их территории.
          - Спасибо, мне надо идти на проходную, там папку подожду, - пробормотала я и направилась  к выходу.  Любовь Михайловна  проводила меня до самых ворот,  и  через  несколько минут я прощально помахала ей рукой  из  машины. Отец управился быстро, так что ждать его  не пришлось.
     Наш Бяшка  был  в порядке, если не считать того, что у него теперь были связаны и передние ножки.  Я освободила его от этих пут и  напоила из бутылки.  В ответ  он заблеял  «ббееэ-э-э,  ббеэ-э-э,  ббееэ-э» и своим твердым лбом  и мокрым носом уперся мне в колени.
     Под вечер мы приехали домой.  Мама, бабушка Настя и младшие дети  очень обрадовались нам и нашим гостинцам. Я на руках занесла во двор ягненка, который  сразу же стал любимцем брата и сестры. Они стали  трогать его за уши и рожки,  гладить по  густой кудрявой шерстке, а когда он убегал, ловили его и поднимали на руки.  Как они не понимают, что  это не игрушка!
     Отец,  покопавшись  в бардачке,  достал оттуда завернутую в  лощеную бумагу стеклянную  литровую банку. Когда  все сидели за ужином,  он развернул бумагу, и мы увидели внутри банки желтый  плотный шарик величиной с кулак.  Это было сливочное масло.  Еще один подарок с гор!
     –Когда спускались с гор,  этот шарик и сколотился в цистерне, -  пояснил отец. -   Сегодня мы везли на редкость жирное молоко,  хорошее масло сбилось.
      – И тебе разрешили его взять домой? – недоверчиво спросила  его мама. 
     - Разрешили,  разрешили. Ешьте! -  нахмурившись  ответил отец.
и     А я улыбнулась.  Так благодарна отцу за  то, что он сделал для меня сегодня,   я не была никогда!
      В ту ночь мне долго не давали  заснуть  впечатления от событий  прошедшего дня. Сколько природных  красот, чудес   и сердечной  доброты  этот мир  может  явить  человеку   только за один день путешествия!   Что-то подсказывало, что  сегодня мне всего этого было  выдано с лихвой,  на долгие годы вперед.
     А беленький  ягненок  Бяшка со временем  вырастет и себя  еще покажет!