Люби меня всегда. Салават Вахитов. Эссе

Ольга Реймова
   Чего нам ещё не хватает? Осени или зимы?
   Быть может, прощенья женщин, в которых мы влюблены
   Были совсем недавно? Осталась одна вина.
   Осень — это похмелье. А что же тогда зима?
                Салават Вахитов

          Я не знаю, как жизнь сводит людей. Получается, что каждая встреча случайна. Я уже десять лет, как уехала из своего родного города, где родилась и прожила всю жизнь. И каждый раз, когда встречаю на нашем портале проза.ру уфимцев, читаю и радуюсь встречам. Так я подружилась со Светланой Смирновой. В журнале «Бельские просторы» опубликовали её замечательное призведение «Неземной цветок», и я отправила туда свой отзыв. Отозвался в контакте Салават Вахитов — ответ.секретарь журнала,  уфимский писатель и поэт. Так я о нём  узнала. Когда посмотрела фотографию, то поняла, что это должно быть хороший человек. Он смотрит с фотографии прямо в глаза и зацепил меня своим харизматичным взглядом.  В последнее время читала его произведения в журнале «Бельские просторы», а на днях прочитала его книгу «Пушкин 37-го года». В книгу вошли одна повесть, два рассказа и подборка стихов. Читала как воду пила, с удовольствием, утоляя жажду по интересному, современному и не только современному. Я опишу своё впечатление, не вдаваясь в подробности содержания, чтобы возникло желание прочитать эту книгу. В конце своего текста даю ссылку для прочтения.


Повесть Салавата Вахитова «Люби меня всегда»

        Прочитала залпом. Когда очень хочется пить, берёшь полный стакан воды и не замечаешь, как выпиваешь его залпом. Так и с этой повестью. И после этого хочется читать Салавата Вахитова всегда.
        Состояние влюблённого человека в одну единственную зеленоглазую, у которой он и цвет глаз долго не мог рассмотреть, пока её «как бы любовь» не прошла, и она вдруг посмотрела на него не бегающими глазами и он увидел, что они зелёные. Очень образно представлены герои повести: и с юмором, и с теплом, а самое главное - отлично передано то состояние, в котором пребывает влюблённый с обманутой надеждой на взаимность.
         Меня привлёк образ вдруг возникшей девочки, как образ необходимой заботы и преданности, которую передала герою рассказа умирающая бабушка, очень впечатляет и хочется, чтобы это было у каждого. Спасибо бабушке, она смогла мнимым образом девочки поселить в душу героя надежду и сохранить самого себя.  Этот сюрреализм украшает повесть. Наличие виртуальной подруги Маргоши и переписка с ней в icq (в Аське) выглядят очень трогательно и современно. Кстати, в современной английской литературе в последнее время часто можно встретить виртуальную переписку. После последнего разговора с Маргошей ЛГ сделал для себя вывод:
"Судьбу изменить невозможно, но можно предотвратить отрицательные последствия её неожиданных поворотов..."

Повесть заканчивается запиской
"Вернувшись, я нашёл дома записку:
— Я ухожу, — писала моя девочка. — Люби меня всегда!
Шёл сороковой день после смерти бабушки.
Я обещал любить её всегда."

       В целом повесть хороша собой во всех отношениях.

           Рассказ «И это была любовь»

          Рассказ  пожилой женщины, попутчицы в купе передан немногословно о  военном и послевоенном времени, о пленных немцах и  страх перед бывшими врагами, которые уже ничем не могли нам угрожать, но тогда мы их ненавидели, потому что в каждой семье была потеря. А чувства девочки, которая через всю жизнь пронесла  детское впечатление тех лет, изящно рассказаны автором. Возможно это действительно была любовь к пленному, которую в те годы не только проявить, но и помыслить  нельзя было. И уже в последние годы встреча с женой этого пленного, которой оказалась её подруга детства и можно сказать предала её. И было больно и печально от этих строк: «Лена вернула мне мои письма. И тогда мне захотелось побыть одной. Я пошла к морю, которого раньше никогда не видела, долго гуляла по берегу, перечитывала свои строчки, думала о чём-то своём, а рокот волн напоминал мне певучий голос родного человека из моего далёкого послевоенного детства».
"— И это была любовь, но я её не узнала. Да и откуда было мне знать — мне, 14-летней послевоенной девчонке, — что она бывает такая."
Получила не только удовольствие от прочтения, но и нахлынувшие воспоминания послевоенных лет.
 
Рассказ «Пушкин 37-го года»

      Меня заинтересовало вначале название книги, почему Пушкин? Потом поняла, что книга включает несколько рассказов и один из них одноимёнен. Этот рассказ особенно восхитил меня своим увлекательным повествованием. Лекция, которая получилась импровизацией обычной лекции о  поэтах 19 века. Готы и всякие новомодные течения так легко переплелись вместе с классикой.
«— А знаете, мироощущение Константина Батюшкова очень близко современной молодёжной субкультуре гОтов. Могу перечислить чем. Это и романтично-депрессивный взгляд на жизнь, использование сюжетов, связанных со смертью и умиранием, неагрессивность и интеллектуализированность поэзии. Конечно, он не красил губы и ногти чёрным, не выбеливал лицо. Ему не требовалось изображать трагедию: судьба его и без того трагична»...
 Откровенная беседа преподавателя и студентки выглядит правдиво и захватывающе. Опять на одном дыхании прочитан рассказ. Автор с первых строк цепляет читателя и не отпускает до последней строчки, а после прочтения хочется подумать, поразмыслить.
«— Смерть притягивает к себе. Иначе зачем праздновать юбилеи со дня смерти? Подумать только: в 1937 году страна с большой помпой отметила 100-летие со дня убийства нашего великого поэта Пушкина! И при большой любви к нему никто не осознавал нелепости праздника. Именно 37-й год отличился таким количеством сталинских репрессий, что в художественных кругах мрачно шутили: проживи Пушкин ещё сто лет, он бы всё равно умер в 37-м.»
 И конец рассказа оставляет читателю возможность додумать и предположить дальнейшую судьбу героев рассказа.


                Стихи.
Стихи Салават пишет неторопливо, нежно и задумчиво.
Снова осень — это стихотворение про меня и мой возраст, а написал его поэт среднего возраста, а я несколько раз к нему возвращалась.
                Снова осень, сохнут листья,
                Больно ливни бьют.
                Ты не бойся ошибиться
                Здесь тебя не ждут.
                Не тревожь слугу у двери,
                Не входи в сей мир.
               
 И дальше опять моё состояние:

              И мне чудится, будто в такую ж весну
              Я однажды вот так же внезапно усну.

В стихотворении Подснежники, про китаянку, Сонет.
Хорошо сказано:
              И не надо твоей мне любви,
              Со своей-то не знаю что делать...

Привлёк  стиль стихотворения "Красное и чёрное".

В день когда тебя жду
И свечи напрасно жгу
В красном окне
В день когда тебя жду
И сердце напрасно жгу
В чёрном огне
В ночь когда тебя жду
И звёзды напрасно жгу
В красной луне
В ночь когда тебя жду
И мысли напрасно жгу
В чёрном вине
Счастья тебе.

И здесь все строки хороши

    И если вдруг осенний день
                Дождем войдет в твою обитель,
                Убогой жизни нашей тень
                Прими смиренно, как Спаситель.
                Кусая губы до крови,
                Прими счастливое мученье:
                Люби, не требуя любви,
                Прости, не требуя прощенья
И другие стихи тоже интересные.

Порадовалась, что наша Уфа подарила миру литературы достойного писателя и поэта.

               

29.03.2013

@Это эссе опубликовано в книге "Россыпи", стр. 85-88@