Главное, чтобы все были живы-здоровы

Римма Стаханова
 - Далеко ещё?- спросила попутчица.
 - Нет, уже близко! – ответила вторая и указала рукой вдаль.
  Две женщины, уже немолодые, сидели на пригорке. Им была хорошо видна деревня, в которую они направлялись. Казалось, что до неё – рукой подать! А на самом деле -  ещё километров восемь пути. Можно было бы дождаться попутной машины, но они специально пошли пешком. В городе насиделись! А тут - такая красота! Птички поют, небо голубое-голубое! А какой аромат веет с полей, запахи цветов, трав!  Разве в городе увидишь такую красоту?!
  Лидия Ивановна ехала к своей старшей сестре, которой исполнялось восемьдесят лет! А Татьяна Максимовна, её подруга,  напросилась  ехать с ней. Как ей откажешь? Тем более, что она нигде не бывает, кроме своих четырёх стен. Пусть подышит свежим воздухом, да  вдвоём и веселее!
 Женщины передохнули и направились  в путь. Они шли узенькой тропкой. Кругом луга, пахнущие клевером и полевыми цветами. А за лугами лес, куда  Лидия Ивановна в детстве бегала за грибами и ягодами. Места эти были богатые дарами природы! Дед с детства приучал внуков к лесу. Будучи подростком, Лида могла уже самостоятельно  ходить за грибами, и ей это занятие очень нравилось. Только один раз случилась с ней беда, когда она подвернула ногу и не могла сама добраться до дома. Её искали всей деревней. После этого родители запретили ей уходить одной. Но Лида была настырной и убегала, как только появлялась возможность.
 - Таня, ты хоть в лесу-то бывала? – спросила подругу Лидия Ивановна.
 - Ты меня обижаешь, конечно, была! Но, признаюсь, ориентироваться в лесу совсем не могу. В трёх соснах теряюсь, - ответила та и указала в сторону деревни, – там что, пожар?
  Только тут Лидия Ивановна заметила дымок, который поднимался над деревней.
Сердце у неё упало в пятки. Но прибежать быстрее они не смогут в любом случае. Оставалось надеяться, что это просто костёр горит.
  Чем ближе они подходили к деревне, тем яростнее разгорался пожар. Стали слышны голоса людей. Когда они забежали в деревню, огонь полыхал вовсю. Горел сарай, примыкающий к дому. Люди бегали с вёдрами, таскали воду из колодца, но справиться своими силами им не удавалось.
  Лидия Ивановна тут же включилась в процесс тушения пожара. Женщины  выстроились все цепочкой и передавали  вёдра друг другу. А единственный мужчина на всю деревню, поливал из ведра строения, находящиеся рядом, чтобы огонь не перекинулся на них. Через два часа  с пожаром было покончено, и все облегчённо вздохнули. Правда, сарай спасти не удалось, но, слава Богу, в нём ничего не было, кроме старых железяк.
  Только спустя два часа Лидия Ивановна увидела свою сестру. Та сидела на опрокинутом ведре и устало обтирала лицо платком. Сёстры обнялись.
  А в доме у Варвары пахло пирогами, и ещё чем-то, до боли родным. Татьяна Максимовна, не на шутку расстроившись, сидела молчаливая и подавленная.
 - Подруга! Ну, чего ты раскисла? Всё же хорошо закончилось! Все живы и здоровы! Пожалела, небось, что поехала со мной? Зато теперь будешь знать, что жизнь в деревне – не сахар!
- Нет, не пожалела! Просто страшно стало за людей.
  Хозяйка достала солёные огурчики, квашеную капусту, поставила чугунок с картошкой на стол и бутылку самогона.
- Спасибо, Лидия, что приехала! Дети заняты, некогда им  к матери наведаться, - сказала Варвара Ивановна. – Да я уже и не обижаюсь, понимаю, что в городе жизнь другая. Там - суматоха! Похоронить-то приедут, и то ладно.
  Татьяна Максимовна слушала старую женщину и думала:"Неужели и я доживу до того, что буду никому не нужна? Нет! Не хочу я быть  обузой! Слава Богу, что живу с детьми,  и ещё нужна им!"
  После первой стопки женщины разговорились. Сёстры вспоминали детство, как влюблялись, как замуж выходили. И Татьяна позавидовала им, ведь у неё не было сестры. Мать умерла рано. А тут, глядя на старую женщину, у неё сложилось такое впечатление, что это не сестра Лиды, а мать. Ведь Лиде было всего шестьдесят лет, и сестра по возрасту вполне  могла быть ей матерью.
  Она была не далека от истины, потому что Варвара и была для Лиды, как мамка. Старшая сестра её вынянчила. Родители с утра до позднего вечера были в работе.  Лида была  в семье поздним ребёнком у родителей. Их матери было уже сорок лет, когда она забеременела. Первое время не могла понять, что с ней. А когда поняла, было уже поздно. Девочка родилась крепкой. Родители в ней души не чаяли. Был у них ещё сын, но умер от скарлатины в три годика.
  Вечером, когда пришла пора укладываться спать, Варвара предложила  гостям лечь на веранде. Там было прохладнее.
Гостья уснула сразу же. А сёстры долго ещё сидели и разговаривали.
 - Как у тебя дома? Внуки большие уже? – спросила Варвара сестру.
 - Растут! Скоро правнук появится! Только вот дочка с мужем развелась. Так и живёт одна.
 - В нашу породу! Ты ведь тоже так и не вышла замуж после смерти мужа! И я не смогла своего Павла забыть. Вон, у меня соседка, семьдесят лет уже, а всё стариков приглашает в гости.
 - Так у вас тут и стариков-то не осталось!
 - В соседних деревнях есть! – засмеялась Варвара. - Для бешеной собаки - семь вёрст не крюк!
 - Красивые места здесь! – мечтательно проговорила Лидия Ивановна. – Ты молодец, так и прожила всю жизнь в деревне!
 - Надо было кому-то за родителями  ухаживать! А я в ту пору одна осталась. Да, если честно, мне и не хотелось отсюда уезжать.
 - В город-то ко мне не хочешь приехать? Посмотрела бы, как я живу, - спросила сестру Лида.
 - Перестань! Чего там смотреть? Как вы живёте в этих каменных мешках? Была я в гостях у дочки! Через два дня уехала! Уснуть невозможно! Машины всю ночь под окном тарахтят. Дышать нечем в квартире. Домой вернулась – благодать! Так что не обижайся, сестричка, не приеду я! Да ведь ты и живёшь не одна. Зачем я буду мешать?
 Варвара смотрела на сестру и думала о том, что старость никого не щадит. Ведь Лида такая красивая была в молодости! Сколько ребята из-за неё дрались! А она - гордая, независимая! Замуж вышла за приезжего парня. Он учился на агронома и проходил практику в соседнем совхозе. Там в клубе они и познакомились. Хороший был парень. Прожили пятнадцать лет. Двое детей родились. Но рано ушёл муж из жизни. Можно было бы ещё счастья попытать, но Лида твёрдо сказала:"Такого, как Иван, мне не найти, а другого не надо!"
  Вот ведь какие женщины все разные! Одна влюбляется, как кошка в каждого следующего, а другая полюбила, и - на всю жизнь! Даже после смерти супруга изменить ему – это для неё предательство! Но стоит ли осуждать  женщин? Ведь если одна может прожить без мужчины, то для другой это смерти подобно. И Варвара, и Лида остались верными своим, рано умершим, мужьям. Конечно, памятника  им  за это не поставят, но от Небес они уже получили благодарность в виде тех воспоминаний, которые греют им душу.
 - Варя, а ты помнишь, как мой Иван первый раз пришёл ко мне?- спросила  сестру Лида,  задумчиво улыбаясь.
 - Как же! Помню! Пришёл в костюме, при галстуке, с цветами. Уж такой стеснительный был, куда там! С тебя глаз не сводил. А отец тогда ему возьми и скажи: "Смотри, Ванька, девка у меня видная, кавалеры в очередь выстраиваются! Так что, чуть промедлишь, и тю-тю, уведут невесту  из под носа!"
"Так я готов жениться на ней, хоть сейчас!" - испуганно проговорил новоиспечённый жених. Отец тогда долго смеялся. Любил он твоего Ваню! Ведь парень он был спокойный, рассудительный, хозяйственный. Они ладили с отцом. А когда Ваня погиб, отец плакал, наверное, первый раз в жизни.
Да, трудно снова полюбить, когда в сердце ещё живёт старая любовь! Можно приспособиться как-то жить вместе с другим человеком, но это всё не то!
 - Чего я тебя мурыжу?! Тебе ведь спать надо! С дороги устала, да ещё и на пожар попала. Давай, ложись. А завтра, если хотите, сходим в лесок. Соскучилась, наверное,  по лесу-то?
 - С удовольствием, только вот что надеть?
 - Нашла о чём беспокоиться! Неужели тряпок мало? И подругу твою снарядим! Так что, ложись, отдыхай! Подниму рано.
 На другой день женщины взяли корзинки и пошли в лес. Конечно, Лида забыла уже все знакомые тропы. Но Варя шла уверенно и привела их туда, где белых грибов было море!
 Татьяна Максимовна была в восторге! Такого изобилия она не видела нигде. Только одно её смущало, что она ходила хвостиком за Лидой. Той то и дело приходилось звать потерявшуюся подругу.
  Для отдыха они облюбовали поваленное дерево. Тут же, на расстеленной клеёнке появились варёные яйца, огурчики, помидорчики, хлеб, и, самое главное, чекушка с самогоном. Варвара своё дело знала туго! Вот что значит, деревенский житель! Всё у неё схвачено.
 - Ну, давайте, за хороший сбор урожая!- сказала Варя и подняла стопку. – Ещё пару часиков пособираем  и обратно.
  Домой возвратились счастливые и довольные! Татьяна даже и мечтать не могла, что грибочков наберёт. Она ведь и грибов-то толком не знала, но тут только пару раз и ошиблась. "Порадую детей жареными грибочками!"- подумала она.
 На другой день Варвара провожала своих гостей. Сестре она отдала и свои грибы. Зачем ей одной-то столько, когда лес рядом?
 - Ну, давай сестрица, поезжай с Богом! Спасибо, что навестила! Будет желание – приезжай погостить, а то и  насовсем! Чего тебе в городе делать? И ты, Татьяна, вместе с ней приезжай.
 - Спасибо, Варвара Ивановна за гостеприимство! Дай Вам Бог здоровья!- поблагодарила гостья хозяйку.
 - И Вам - не хворать!- шутя  ответила женщина и утёрла краем платка выступившие слёзы. Старушка давно уже живёт одна. И хотя сердечко иногда защемит от боли, но она не даёт обиде взять верх над собой. У каждого своя жизнь! Главное, чтобы все были живы - здоровы!
-