Жемчуга для русалки

Зоя Кудрявцева
Низко кланяюсь тебе, тверская деревня моего детства. Это сюда  вечерами  спускались с репейских гор сказки, шли по пшеничным и льняным полям, жили зимой студёной под печкой, напевали со сверчком песню о лете, капельках утренней росы на духмяных июньских травах.
 
Приходят ко мне картины мест родных, вспоминаются  рассказы  про разную нежить и чудеса, что в деревне бывали. Да и как чудесам не случаться, нежити не водиться в нашей, лесной и болотной сторонушке? Самое  для них подходящее место!

Теперь из деревни чудеса и сказка ушли, нечисть и нежить вывелись, суетно и шумно стало в деревне. От этого даже у нежити хвори приключаются, голова болит. Не знаю, кто нежить лечит, а в деревне людские  хвори и немочи лечила бабушка Дунюшка, а ещё она много сказок знала.

 Как с делами домашними управятся, собиралась вечерами  малышня  у неё на  крыльце сказку послушать. Канун праздника Купалы самое время для сказок.
За рекой зарницы - мерцалы поблескивают, носятся с писком летучие мыши, гудят в ветках плакучих берёз тяжёлые майские жуки. Пахнет сеном и таволгой. Благодать, покой!

Сидят ребятишки, веточкой берёзовой   комаров отгоняют,  просят:
- Расскажи бабушка, про чудеса, что раньше бывали в Купальницкую ночь.
Задумается бабушка, повздыхает, годы молодые вспомнит: - Отчего не рассказать?

 Неторопливо Дунюшка сказку ведёт, некуда нынче торопиться. Вся живность во дворе, коровушка подоена и напоена, можно и былое время своей молодости  вспомнить.
- Перед праздником-то, как травы, да кустарники силу набирали, запахами волновали, даже Водяному не до сна.

- А почто, бабушка, Водяному-то  не спится? Под водой комаров нет, тихо, покойно.
- Да какой уж тут сон и покой, если сын его, Водюша, жениться надумал, невесту присмотрел.
- Неужто, из деревенских, это кто же?- гадают девчонки.

- Нет, из речных девица, дочь княгини русалочьей, Навкой зовётся. У лесной и водяной нечисти порядки, как у людей.  Русалки-то из девиц-утопленниц, рукодельничать обучены, приданое к замужеству готовят, в сундук складывают.
Жениху тоже забота: нужен достойный подарок невесте, если она  из рода княжеского. Что ей подарить?

 В думах жених, в думах отец жениха, а придумать не могут. Пошёл Водяной  за советом к другу своему, Ауке. Про него в деревне все знали. Жил  дедушка в лесу, с ребятишками деревенскими поговорить любил, даже хохотал за рекой, детвору передразнивал.

 Как бежит ребятня купаться, непременно крикнут «Ау» - Аука и отзовётся, он совет Водяному и дал, только про это я завтра расскажу. Вон, уже коростели во ржи напоминают, «спать пора».
 Разойдутся по домам детки, сказку завтра дослушают.

- Бабушка, какой совет дал Аука?  - спросят на  другой день бабушку.
- Добрый совет дал: - Как Илья-пророк, что небесным водовозом работает, съедет на огненной телеге  с гор репейских, попроси его бросить на русалочий омут  небесного горошку. Грозен пророк, но добрый - горошку бросит.

- Бабушка, а зачем русалкам небесный горох? Это ведь град. Мы, как вечером на реку побежим, занесём  русалкам с огорода настоящий горох
- Да не простой тот горох, а волшебный. Собирает рак Отшельник на дне небесные горошинки,  складывает их в раковины – жемчужницы,  словно в кроватку.

 За горошками, как за дитём малым, ухаживает, холодной чистой водицей обмывает, полотенцем из водорослей вытирает. То на солнышко выставит, то в тень уберёт, так и созреет  небесный горошек,  засияют в раковинах  ясным солнышком чистые жемчужины. Это сказка быстро сказывается, а жемчужина три года вызревает.

Ровненькие, крупные и чистые жемчужины-горошки в раковинах, на ладошку положишь – скатываются. За это и зовут жемчуг «скатным», в большой он цене. Прежде-то водица в Тверце чистая была,  вот жемчуг и водился. Это  теперь реку загубили, нынче  везут жемчуга из стран заморских, а раньше красовались девицы в  своих, российских, жемчугах, женихами подаренных.

Любой девице, даже царевне, носить жемчужные бусы и серьги - в радость. Из белого скатного жемчуга  и подарил ожерелье  невесте  сын Водяного.  В согласии и трудах  живут  Навка с Водюшей, сыном Водяного. На праздник Купалы разрешено нечисти к людям выходить, водить на косогоре с девицами  хороводы, там и Навка бывает. Выступает она  павой в кофте, что сама вышила, жемчужнится ( красуется) в жениховом подарении. Ни у кого такого нет.

Про дивное украшение русалки далеко молва пошла, сама царица  услыхала, ножкой топнула, изволила осерчать, мужа упрекает: - И что это за дела в твоём царстве, утопленница-русалка украшения носит, каких я, царица, не имею? Хочу ожерелье и корону, жемчугами украшенную.

Бросились министры, да советники то место на реке Тверце искать, где русалка  Навка в жемчугах ходит. Вдоль всей реки от Твери до истоков проехали, а не нашли.  Не захотел простой народ за деньги царские  с красивой сказкой расставаться.

 Цари и царицы приходят и уходят, а сказка-мечта с народом остаётся. Иногда находят  люди в чистых  речках и ручьях, что ещё остались на севере,  белые небесные  горошки. Дарят  женихи своим невестам жемчужные бусы и серьги, как  знак чистой  любви.

Берегут девицы подарок, чистоту и верность мужу хранят,  вот и не темнеет жемчуг, не портится.