ИРИЙ САД

Лариса Зимина
               
                По следам народных легенд

          Сегодня  мы  возвратимся в Иркутский дом литератора   на Степана Разина, 40 и на одном из объявлений видим: «Ирий  сад собирается  в воскресенье». А что же это значит «Ирий сад» и чем занимаются участники этого сада?  Я побывала на нескольких занятиях этой группы и вот, что я увидела…
          Все участники «Ирий сада»  - поэты и писатели. Они сами пишут стихи, слагают песни и сами исполняют свои произведения. Занятия проходят в дружественной, домашней обстановке,  здесь можно поделиться  с посетителями сада своими произведениями, попить чайку,  послушать песни в исполнении авторов и просто поговорить…
         «А почему же  так называется ваше объединение?» - интересуюсь  я у руководителя этого сада Козарь Веры  Николаевны. 
       - А потому: – отвечает она – что Ирий сад – значит рай  и все участники,  приходя в наш сад попадают на благодатную почву и становятся нужными и востребованными окружающим.
          Мне стало  интересно – как же трактуют старинные легенды  название Ирий сад и что это значит?  И вот, что я узнала.
            Вырий (или Ирий-сад) — это древнее название Рая у восточных славян.
            Ирий сад был создан  богом солнца Сварогом, он представлял собой  райский сад, в котором росли  невиданные деревья, цвели прекрасные цветы и водились невиданные на земле прекрасные птицы, поющие разными нежными голосами для душ умерших, пребывающих в этом саду. Души  умерших туда сопровождал маленький бог Водец.       
             Люди думали, что Светлое небесное царство — солнцева сторона, находится по ту сторону облаков, в теплой стране, расположенной далеко на востоке, у самого моря, где вечное лето. У колодцев в этом саду, растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы и птицедевы   для будущей жизни душ  хороших, добрых людей.
        Славяне думали,  что птицы,  улетая в теплые края — перелетали в верхний мир, где живут души умерших и они обращались  к улетающим птицам с просьбой принести весточку своим предкам.
        В Ирии  праведных ожидает несказанное блаженство и время для них перестанет существовать, оно пролетает как единый неуловимый миг, а триста лет покажутся всего-навсего тремя счастливыми, сладостными минутами…
        Но на самом деле — это лишь ожидание нового рождения, ведь из Ирия аисты приносят младенцев, наделенных душами ранее существовавших людей. Так они обретают новую жизнь в новом обличье и с новой судьбой.
          В начале мира ключами от Ирия владел ворон, но его громкое карканье тревожило души умерших и пугало волшебных птицедев, тогда Сварог повелел ворону отдать ключи ласточке. Ворон не посмел ослушаться Верховного Бога, но один ключик от потайной дверцы оставил себе. Ласточка принялась его стыдить, и тогда он со злости выдрал у нее несколько перьев из хвоста. С той поры хвост у ласточки раздвоен. А Сварог, узнав об этом, рассердился и обрек все воронье племя клевать до скончания веков мертвечину.
              А  Ворон так и не отдал Ласточке  этот ключ — им он иногда отпирает потайную дверцу, когда его собратья-вороны прилетают в Ирий за живой и мертвой водою.
            По другой  легенде Ирии это первые весенние птицы - обычно жаворонки, которые на своих крыльях как бы несут весну из райских садов. Именно у птиц находятся ключи от неба — улетая на зиму, они запирают небеса и уносят ключи с собой, а   возвращаясь весной, открывают, и тогда отворяются небесные животворные источники. В числе хранителей назывались ласточка, кукушка, а иногда и сам Перун, который, просыпаясь с прилетом птиц, своими молниеносными золотыми ключами открывает небо и низводит на страждущую землю плодоносящий дождь.
          А по третьей легенде  -  Боги в  начале пошли  к Рипейским горам  и поклонились Алатырю — белому камню. Там омыли они свои раны в мёртвой воде, и тут же затянулись их раны, а как умылись живой водой, стали ещё краше и сильнее, чем были. Тогда решили они посадить чудесный сад на самой высокой Рипейской горе, вершина которой уходила в Синюю Сваргу. И чтобы текли там реки молочные вдоль берегов кисельных, чтобы гуляли коровы тучные, небесные, чтобы росли цветы и плоды волшебные. И назвать решили они тот сад Ирием. Вырос сад Ирий всем садам на удивленье, всем Богам на загляденье, всему мёртвому на зависть. Все камешки в том Ирии были не простые, а драгоценные, все ручьи — с хрустальной водой, травы, как ковёр, мягкие, а цветы — красы неописуемой. Царствует там вечное лето, и нет ни зимы, ни холода.
           Мягкие белые тучи по желанью-веленью Родову стали коровами небесными, и в тот же час родил Род главную небесную кормилицу — корову Земун, всем коровам корову. Потекло из её вымени молоко, и появилась в Ирии Молочная река со сладкими берегами. И впадала та река в Сметанное озеро, которому суждено всю Вселенную питать соками чистыми. Из молока коровы Земун сотворили боги творог, и с тех пор стал творог главной пищей богов — священной пищей. Людям в мире Яви Сварог тоже открыл тайну изготовления творога, и в благодарность люди стали жертвовать эту чудесную пищу великим богам Ирийским.
        А на берегу Сметанного озера выросла яблонька чудесная с золотыми плодами: кто отведает её яблочка, тот обретёт огромную власть и вечную молодость.
         Родил Род и козу Седунь. Покачала та коза острыми рожками, взбрыкнула норовисто ножками, и пролилось мимо речки её молоко. Разлилось молоко в ночном небе и стало Млечным Путём. С тех пор Млечный Путь всегда виден на ночном небе.
        Всем богам сад очень понравился, и задумали боги в нём поселиться навсегда. Ещё решили, что следует им от остального мира отделиться. Чтобы дети Нави их не беспокоили и чтобы отгородиться от царства Яви, где добро и зло перемешано и где всё так непредсказуемо.
      И тогда по веленью Сварогову поднялись рядом с Ирием ещё две горы: на мрачной горе Хвангуре выросло печальное дерево кипарис, а на белой горе Березани — светлая берёза с золотыми сучьями. По веленью богов заросли в Ирий все пути-дорожки, и не проехать по ним, не пройти ни конному, ни пешему, ни человеку, ни лешему. Теперь путь туда преграждают горы толкучие да ручьи-реки текучие. И сторожат все проходы грифоны с медными клювами да василиски с медными крыльями. А боги в Ирии зажили весело и счастливо.