Шкаф. ч. 32

Геннадий Шалюгин
    Стоп-стоп-стоп: а где фотография внучки? Ага, Настя уже в книжном шкафу. Жена недовольна, что внучка попала в окружение чертей, хотя и глиняных. Фотография  перекочевала на книжную полку в окружение Пушкина, Чехова и наших собственных прародительниц - бабы Моти и бабы Кати.
Настя снята в возрасте около года; короткая мальчишечья стрижка, сочные маслины глаз, улыбка чуть неправильна: верхняя губка коротковата. Нос с едва заметной бульбочкой.  Поворачиваю картон - там тоже снимок: девице месяцев восемь. В слюнявчике. Мордашка сияет, короткая верхняя губка обнажает четыре зубарика.  Нос картошечкой,  как у покойного прадеда Александра Яковлевича. Сейчас Насте девять лет, совсем иное существо.  Волосы черные, пышные, с платиновой искрой; лицо узкое, с нежным овалом,  нос обрел утонченность - с едва заметной горбинкой, как у матери Инны. Коротковатая губа придает улыбке оттенок легкого каприза. В голубоватых, пунктирных кровеносных сосудах коктейль: русская, украинская, польская кровь вперемешку с армянской и грузинской.
Настя учится в церковной школе у обожаемого педагога Анны Григорьевны. В лексиконе девочки присутствуют слова вроде "грешница"; так она выразилась о двоюродной сестре, которая примучила котенка. Впрочем, церковное воспитание  не  обуздало кавказского темперамента.  В прошлом году детей передержали на рождественской службе;  Настя пришла домой в раздражении:  "Молилась, молилась - всю руку отмотала". Вообще интерес к религии у ней с раннего детства.  В годовалом возрасте перед сном целовала распятие; попав в больницу, где делали уколы, говорила сестре: дайте сначала помолиться! На вопрос, кто такой Бог, отвечала без раздумья:  "Бог работает в церкви. Волшебником". Не очень сознавая, почему Иисус оказался на кресте, говорила проникновенно: "Пусть Боженька повисит, просохнет"...
В 1992 году, когда внучке стукнуло два года, я завел "Настину книжку": тут ее рисунки, изречения, первые пробы пера. Вот запись от 16 декабря 1992 года. Настя рассказывает сказку о Курочке-рябе:
- Жила-была мышка-норушка. У нее были дедушка с бабушкой и курочка-ряба...
Странное начало. Но смысл, похоже, серьезен: кто в сказке главное действующее лицо?  Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка хвостиком махнула - и совершила действие, вокруг которого завязан сюжет. Стало быть, мышка и есть субъект сказочного действа.
Мышка-норушка...У меня по шкафу расползлись зайцы, собаки, козлы, коровы, лошади...Мыслимое ли дело - герои повести?!
А вот - оригинальное сочинение Насти: написано собственноручно 24 мая 1997 года корявыми "печатными" буквами. Скорее, не буквами, а клинописью:
"Привет девачки и малчики сегодне будет скаска - пра жучку нувот - сматрите скаску - жила была жучка шла жучка с хазяинам и с хозяйкай через мост и жучка нисла кость и вдрук мост обволился хазяин утонул хазяйка утонула - а жучка осталась живая - вот и скаске конец - а кто слушал - молодец".
Кажется, ребенку присущ некий катастрофизм сознания: вероятно, он растворен в крови  поколения, ежедневно созерцающего по телевизору взорванное жилье и обрушенные мосты... Но Настя полна оптимизма, что заметно по первым стихам:

Небо синее летает,
В нем барашки белые.
                С каждым днем, с каждым днем
Я умнее делаюсь.

Вот несколько афоризмов из "Настиной книжки":
Двухлетняя Настя "выжила" отца с постели, ложится с матерью и говорит ему: "А ты иди в город, заработай копейку!"
. . .
Утром мать спрашивает: Настя, какой тебе сон приснился?
 - Зеленый!
. . .
После купания:
- Мама, когда ты меня купала, у меня пупок утонул!
. . .
Настя в отделе дамского белья:
 - Мама, это все твои сливчики?
. . .
Настя тискает соседнего кота. Удовольствие огромное.
Пытается выразить чувства и говорит:
 - Хороший ты мой...доллар!
. . .
В парке играет с пекинесом Айком. Настя очарована Айком и говорит:
 - Мама, роди мне пекинеса!
. . .
Через несколько дней:
 - Мама, давай заведем кота!
 - Зачем?
 - Повесим ему на шею колокольчик - он у нас будет коровой!
. . .
После эпидемии "мыльных опер" на телевидении:
 - Мама, не зови меня Настей, зови Розой.
 - Дикой розой?
 - Нет, просто Марией...
. . .
Настя говорит матери:
 - Хорошо бы на другую квартиру переехать.
 - Вряд ли.
 - Ну, хотя бы мебель переставить.
 - Зачем это?
 - У меня серебряная цепочка за шкаф провалилась...

Рассуждения о даровитости детей стали общим местом. Мы по-настоящему не осознаем, какие возможности кроются в интеллектуальной пластичности новопланетян - так можно назвать юную поросль. Воспитываем в шорах,  которыми ограничен кругозор взрослого человека.  А ведь  с детских лет  можно научить  видеть ауру... Добрую и злую...Различать цвета и звуки по признаку "теплый-холодный"... Пробудить способности, которые заложены в человеке, но не востребованы тысячелетиями. Воспитать способность различать дьявола под любой личиной. Моя внучка уже выросла - поздно.
Попробуйте использовать свой шанс!
Тогда монолог, который детка-двухлетка обращает к уличной собаке, обретет значение диалога:
- Ты меня не укусишь?...Ты бежишь в магазин?...Осторожно через дорогу!...Я тебе позвоню, пока...
Татьяна убрала  фотографию внучки подальше от злыдня и толедского меча. На рогу глиняного черта светится золотое кольцо. Что-то оно толстовато для обручального колечка! Осторожно снимаю, провожу пальцем по краю.  Странно, зазубин нет. Зазубрин нет, кольцо не то. Анодированная подделка.
Чертовщина.