Виват, химикам!

Тамара Меликова
 Как  только  сворачиваешь  с улицы  Базарной   на   мою  родную,  любимую  с  детства  улицу Стахановскую, так сразу попадаешь  в   ауру  обожания.  Будто для каждого живущего на этой улице,  роднее тебя ни кого нет. Удивительное было время шестидесятых, чуть  отогревшиеся от войны,  взрослые, не смотря на тяжелые условия труда, очень много времени проводили с нами, детворой. Вечерами ,все  соседи    выходили на  улицу,  играли в лапту,  в волейбол, травили байки,  пели  под гитару, гармошку…    Жили  любя  друг друга.  Дворы,  дома  и души  были нараспашку,  скрывать  было не чего,  достаток  различался количеством  ртов.  Конечно,  иногда переругивались,   то мы  нахулиганим , то  чья- то животина огород вытопчет, а то и просто заведутся,  но эта ругань была как  летняя гроза: засверкала, погремела и все,-  опять на небе солнышко. Мы  - детвора, были  общие, знали, в любую хату зайдешь и будешь своим  дитем. Поэтому, каждый приезд  любого  из нас  на студенческие каникулы был событием  для всех.
-Де там наша   дочка, была на базаре, а мне Райка – рябая кажет: Тома Валина приихала!.От  я кошелку в руки, та к Вам,- целуя меня приговаривала тетя Маруся.
-Садись, Маруся, давай обедать, я сегодня сварила борщ  с алычей,- ставя тарелку на стол, улыбалась мама.
-Та  чую  як пахнет, я то ж люблю заправлять старым сальцем с толченым чесноком.Рассказывай наша  студентка, як дела, учеба, жениха  нема?
-Пусть учится, Маруся, а женская доля  успеется.
-Так у них не будет такой доли як  наша, они  ж грамотные.
-Тетя Маруся посмотрите,  мама мне колечко  подарила, с рубинчиком.
-Ты помнишь,  Маруся, у меня все  лежала одна сережка, вот  из нее  цыган  Тагар, сделал колечко,  правда без пробы оно и  тоненькое, но на её  руке  красиво.
-Очень красивое,  такое нежное,  девичье, носи Тома на здоровье, будет мамина память, - почему-то с грустью пожелала тетя Маруся.
-Маруся, а что-то ты перестала носить свое  кольцо? Оно   такое красивое.
-Ой  Валя, никому не говорю,тож  мой  паразит  Володька, видать сбрехал шо  оно золотое, я его уже Таньке отдала, она куклам одевает.
-А что с ним стало?
-Та  белое  стало,  слезла позолота.
-Маруся, оно такое массивное, там же проба была, да и Володя не мог  соврать.
-Та  грец  его знает, только видеть  брехуна  не хочу.Надо идти,а Вы завтра приходите, деревья усыпаны фруктами, нарвете,  варенье наварить и покушать, я завтра на базар   ни пойду, так шо Вас  буду  ждать.Тома,  пирожков с картошкой хочешь, нажарю.

 На следующий  день, ближе к вечеру, когда спала жара, я сидела у тети Маруси за компанию с Танькой и уплетали мы обе вкуснючие,  жареные пирожки с картошкой.
На лавке, рядом с Таней сидел плюшевый заяц, на  лапе которого, было одето злополучное  кольцо.
Что-то странное показалось мне в его окрасе. Белый цвет  не был похож на серебро.
-Тетя Маруся, а Вы с руки кольцо снимали, до того как оно белым стало?
-Та стали руки к вечеру отекать, я на ночь снимала, а что?
-А покажите, куда Вы его клали?
-Та вон на подоконнике стакан?
-А градусник  там  тогда был?
-Он там все время стоит. Видно стукнула  о стенку стакана,  чуток  сбоку   треснул, надо новый покупать.
-Тетя Маруся, из того что нам уже рассказывали по химии, похоже кольцо не позолоченное, а покрылось парами ртути.Если хотите, правда я не уверена, что получиться,  можно попробовать его восстановить.
Тетя Маруся от таких моих речей даже бросила кормить кур,  села на  лавку, повторяя :
-Я ж думала, Володька сбрехал,если ж кольцо золотое, то ему ж ничего не должно делаться, я ж и в земле ковыряюсь, и свиньям сечку, корм со всякими травами мешаю, хату белю…
-Эти работы не испортят кольцо, а  пары ртути   очень летучие  дают на золоте такую пленку называется амальгама,  снять ее очень трудно. И  треснутый градусник   дает пары ртути, ими можно отравиться, это  опасно, и  то что Таня играла кольцом. Надо  все  убрать и тщательно вымыть  раствором мыла хозяйственного с содой.
-Тома, кольцо дорогое, а если ты его совсем испортишь?,- заволновалась мама.
-Валя,  та  хай попробует, я  ж его уже выбросила.
      
Ну, родная Техноложка  выручай. Что там о ртути и амальгамировании было на лекциях?
Известно, что  соединения, получающиеся в результате амальгамирования, легко разлагаются ниже температуры их плавления с выделением избытка ртути. Купол Исаакиевского собора был позолочен этим способом. Гигантский, диаметром двадцать шесть метров купол из медных листов сначала  покрыли более ста килограммами   червонного золота, предварительно обезжирив, отшлифовав поверхность меди, а затем  раствором золота в ртути, т.е. амальгамой. Далее листы нагревали на специальных жаровнях до тех пор,  пока ртуть не испарялась,  а  на   листах  при этом оставалась тонкая, в несколько микрон пленка золота.  Более шестидесяти человек погибли тогда, отравившись парами ртути.Известны  и методы извлечения ртути с помощью солей трехвалентного железа.Азотную кислоту в лабораториях используют как демеркуризатор.

Выпросив в химической лаборатории городского сельскохозяйственного техникума   реагенты, я расположилась   в   тени дальнего  угла виноградника  и начала колдовать,  пробуя все способы.

-Ура!
-Получилось, получилось,- орала я на весь сад, после трех дней опытов.
-Что  получилось?
-Мама, надо звать тетю Марию,  вот ее кольцо, желтое, красивое.

Тетя   Мария  шла за  дядей  Володей  с  очень  счастливым выражением лица,  поглядывая на стоящих соседок, всем своим видом будто говоря:
«Мой Володька то, не  брехун!».
А  дядя Володя в праздничной рубахе шел  гоголем, хоть и припадал на простреленные пятки.

-Мария,  винись  перед  Володей, виновата, ни за что пилила мужика,- приказала бабушка.
-Та я ж и чарку сейчас налью и поцелую,- ставя  бутыль с вином, проворковала    тетя Мария.
Дядя Володя разлил по стаканам вино и поднял свой со словами:
-Выпьем за  умную науку химию.

Лето  пролетело,  начался  новый  семестр  веселой студенческой жизни.За  пару дней до стипендии, общежитие затихало по причине полного безденежья.
И вдруг пришло извещение на посылку.Старательно, корявым дяди Володиным почерком было написано: «Гостинец  за  умную науку».

Сдвинуты   столы,  на  листах  ватмана  бутерброды:  ломтик черного хлеба, а сверху сало:  прозрачное, чуть розовое,   с  тонкой  прожилкой  мяса, умеренно  пахнувшее  чесночком…

 «Виват химикам!», - с набитыми  ртами  скандировали будущие химики.