Капитан Гайтанов

Георгий Марсианин
             (рассказ)

   Вскоре после освобождения Харькова, папа приехал к нам в Сибирь, вместе с усатым старшиной и увёз к себе в часть. Дорога была длинной и сложной. Шла война и на транссибирской магистрали была настоящая перегрузка. На восток тянулисб гигантские эшелоны с металлоломом войны, с санитарными вагонами и множеством грузов различного назначения. На запад шли армейские эшалоны, да ещё ехали те, кто уже верил в победный исход войны. Наша сеья из шести человек: папа, мама и нас четверо ребятишек. Из них я старший, да к тому же мальчишка.Ещё и верный мамин помошник всх тяжелейших военных лет. В свои 9 лет я уже "солидный" мужчина с житейским опытом и серьёзными взглядами на жизнь и окружающий мир. В Харьков мы приехали рано утром и тащились на другой вокзал за какой-то конной повозкой с нашими вещами, добытой нашим усатым старшиной. Старшая из сестёр семилетняя Эльвира, осматривая разрушенные дома, серьёзно, со вздохом произнесла:
   - Как всё разгрушено!!
   - Да не разгрушено, а разрушено - попраил я.
   - Я сказала разгрушено, значит разгрушено!
 Спорить с девчёнкой было бесполезно. К полудню мы дотащились до вокзала, сели в поезд и уехали в город Змиёв, конечный пункт нашего путешествия. Здесь стоял полк в котором служил наш папа, был в нём военным комендантом. Дом где мы поселились был совсем рядом с речкой Мжой. Во дворе был сад, а за окнами огромные кусты сирени. Сирень уже расцвела и стоял её чудный аромат. Для нас, сибирских детей окружение казалось раем: солнце, зелень, цветы! На другой день, после полудня, к папе приходили его друзья офицеры полка. Смотрели как мы устроились и старались чем-то помочь. Среди других выделялся капитан Гайтанов, среднего роста, крепкий молодой человек совершенно седой, вьющейся шевелюрой и красивым лицом. Я в ту пору не очень-то разбирался в возрасте, но был он, повидимому, ровесник отца. Он с грустью смотрел на нас, ребятишек. Потом, вечером, я услышал как отец говорил маме:
  - У Николая погибла в Киеве вся семья. Фашисты расстрелляли,когда узнали, что отец - комиссар Красной Армии.
 Дядя Коля, капитан Гайтанов, часто приходил к нам, подолгу беседовал со мной. До войны он был учителем, преподавал физику в школе. Он наблюдал, как я собирал детекторный приёмник и подсказывал мне как лучше прикрепить ту или иную деталь.В обычные дни он был человеком занятым, командовал ротой. А она располагалась в доме напротив нас и я часто сам бегал в гости к солдатам, где меня принимали как желанного гостя.
  Запасной полк обучал новобранцев, формировал маршевые роты и они уходили на фронт. Отправка на вокзале на фронт происходила часто и мы ребятишки, всегда ходили на вокзал провожать бойцов. Однажды дядя Коля пришёл к нам вечером и сказал, что его просьбу удовлетворили и он с очередной маршевой ротой отправляется на фронт, чтобы отомстить за свою семью. В тот вечер всем нам было грустно, притихли даже девочки. Назавтра на большом стадионе в центре города выстроилось карэ воинов отправлявшихся на фронт Вышел духовой оркестр. Вынесли знамя полка. Рапорт принимал мой папа и начальник эшелона капитан дядя Коля отдавал рапорт моему отцу и своему другу о готовности эшелона. Мы мальчишки, как всегда, висели на заборе и наблюдали за происходящим. И вот грохнул духовой оркестр марш "Прощание славянки" и строй двинулся на вокзал.Впереди шагал наш папа. За ним знаменосцы со знаменем полка. За знаменосцами зеркальными трубами сверкал духовой оркестр, потом шёл дядя Коля , капитан Гайтанов. Он был самым красивым офицером среди шагавших. За ним, в колонну по четыре. шёл маршевый эшалон. Мы смотрели на бойцов с восторгом. Это были совсем молодые ребята, в новых шенелях, в новых сапогах и блестящих английских ремнях затянутых поверх шенелей. С рюкзакми за спиной. За строем шла огромная толпа горожан и впереди всех мальчишки, то отстававшие, то забегавшие вперёд. На вокзале все определялись по вагонам. Горожане провожали солдат, как родных, хотя семьи у большенства были где-то далеко. Мы подошли к вагону где разместился дядя Коля и улыбались ему и махали руками. Капитан Гайтанов улыбался, махал нам рукой и долго всматривался в наши лица. Раздался паровозный гудок, дрогнули вагоны и грянул духовой оркестр. Поезд медленно тронулся и мы потихоньку пошли рядом. Солдаты выглядывающие из вагонов, махали нам руками и мы, вся толпа провожающих шли за ними, пока поезд не набрал скорость и наконец, только его задний вагон обозначился впереди , а потом и скрылся за горизонтом. Примерно через месяц вечером папа пришёл с работы чернее тучи.
 _ Что с тобой, Павлик? - спросила мама. Губы отца дрожали. на глазах блеснули слёзы.
- Капитан Гайтанов, наш Коля.. погиб в бою!!
- Да, что ты...как же это случилось! спросила мама.
- Прибывший эшелон сразу вступил в бой. Силы были неравными и погибли все!