Не стать подлецом!?

Гавриил Иваниченко
Шёл к закату  период сталинской эпохи… Но об этом не было ни малейшего намёка, ни малейшего признака… Наоборот – всё шло жёстко!  Боялись открыть рот… Ни малейшего мнения! Ни слова о происходящем…

Я был студентом медицинского института. Усердно учился – оценки были хорошие и отличные.  «Рот не открывал» - помнил советы бабушки… Слишком много плохого выпало на долю моей семьи за период сталинизма, причём  - беспричинно…  Лишь за то, что были трудолюбивыми, старательными, порядочными людьми… Таких уничтожали без причин… Как говорил Сталин: «Нет человека – нет проблемы!»

В анкетах я всегда писал только об отце, матери, и больше у меня «никого никогда не было!» Самое надёжное было – писать, что ты не имеешь никаких  родственников, что ты – «инкубаторский»…

В анкете был вопрос: «Служил ли ты в банде Махно?» Хотя я родился через много лет после окончания Гражданской войны, через два десятка лет после гибели Махно, но от меня требовали в отделе кадров писать: «В банде Махно не служил»… Я спрашивал – зачем это? А мне отвечали – так надо, по форме…
 
И вдруг в один из дней, среди  кажущегося  спокойствия нам (студентам) объявили, что вместо лекции  сейчас зачитают письмо ЦК КПСС о врачах – «отравителях»… В письме восхвалялась деятельность врача Тимашук, которая разоблачила этих «негодяев в белых халатах»… Мы – студенты, слушали это письмо стоя… Письмо читали в звенящей тишине…

Я чувствовал себя оплёванным с головы до пяток… Ведь  сознательно избрал профессию врача,    мои родители – врачи… И вот слышу – мои коллеги «негодяи», «отравители»… Лицо у меня горело от стыда… Не верилось, что врачи могут такое сделать…

Перед этим собранием, ещё в коридоре, я обратил внимание на то, что  парторг, комсорг курса «суетились»  среди студентов, быстро переходя от одного к другому и говоря – «Выступишь!» «Выступишь!»
 
Я поспешно отошёл в сторонку, стараясь не встретиться с этими «организаторами» выступлений... Избежал этого…
Собрание закончилось…

И  сразу после  прослушивания письма начались так называемые «импровизированные», «стихийные» выступления в поддержку Тимашук, полилась грязь на врачей…
 
Вместо занятий во  всех группах  начались такие же собрания… Писали «постановления» групп,  отправляли «телеграммы»  в поддержку Тимашук, «клеймящие позором врачей» за подписью всех студентов каждой группы…
 
Я решил не подписывать телеграмму… Но это был бы конец для моих близких, для  меня … И поэтому старался  оттянуть этот тягостный момент, «надеясь – не известно на что»…
 
И я  стал внушить комсоргу нашей группы, что нужно отложить написание этой «телеграммы»  на «некоторое время», что бы написать «лучше», учитывая «опыт» других групп…

Время шло, а мы всё не писали…Прошло несколько дней…  Наконец комсорг Катя – серьёзная, старательная девушка сказала: «Завтра напишем! Мы остались –  одни!   Опоздаем, и будут нас критиковать…»
 
И вот – на следующий день на первой же лекции нам вдруг зачитали  – новое «письмо»… Оказывается,  Тимошук – «клеветница», «негодяйка»… «Врачи не виноваты ни в чём»… На врачей   возвели «напраслину»… У меня отлегло на душе – это было как чудо!
 
На этот раз  слушали тоже молча… Но после прослушивания этого, второго письма   «выступающих» -  не было… Все молчали… Курс   остался в аудитории на лекцию…
 
После лекции  группы разошлись на практические занятия… И я смог гордо сказать в своей группе перед занятием: «Хорошо, что подождали… Не послали телграмму Тимошук... Не стали подлецами…!»     Все промолчали…