Мои земляки 10ч

Вера Кириченко
Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Катеньке, но жених почему-то не нравился Евдокии Афанасьевне, и она уговорила дочь поднести Петру Карловичу «гарбуза».

Но, наверное, Клодту было судьбой начертано породниться с Мартосами, и вскоре он женился на одной из племянниц Ивана Петровича – Ульяне Спиридоновой. По этому поводу Мартос устроил пышную свадьбу, куда пригласил всех преподавателей Академии художеств.

 
У Мартоса было много детей, больше двадцати внуков, а еще больше бедных родственников – нахлебников. Чтобы содержать многочисленную родню, он постоянно много трудился. К счастью, он не чувствовал тяжести в работе, а находило в ней большую радость и наслаждение. Родные, друзья и современники называли его «неутомимым работником в сфере скульптуры».

56 лет работал он в Академии художеств, выучил не одно поколение скульпторов. В 1831 году был удостоен звания заслуженного ректора. Высокое качество работ Мартоса отвечает уровню всемирной классики. Он был почетным членом многих европейских академий. Среди учеников Ивана Петровича много талантливых и известных скульпторов, в том числе М.Г.Крылов, Е.П.Сорокин, С.М.Теглов, С.И.Гальберг. Своими прекрасными творениями они прославили не только Отчизну, но и своего мудрого учителя.
 
Интересно, что в июле 1832 года Мартос вместе со своим воспитанником, профессором скульптуры Самуилом Гальбергом и академиком скульптуры Борисом Орловским посетили петербургскую квартиру А.Пушкина и несколько часов гостили у поэта.

Сохранились пересказы, что в последний раз Иван Петрович посетил Ичню в 1834 году, за год до своей кончины. А вместе с тем он посетил и Григория Степановича Тарновского, владельца знаменитой Качановки.
 
В марте 1835 года Мартос простыл и тяжело заболел. Лучшие врачи Петербурга лечили заслуженного ректора Академии художеств. Но годы брали свое, и на восемьдесят втором году жизни, пятого апреля, на Страстной неделе творческая душа гениального скульптора отлетела в Мир Иной.

В своей мастерской, в гробу, украшенном бархатом, лежал легендарный художник. Тяжелое горе настолько впечатлило Евдокию Афанасьевну, что она не хотела никого слушать о том, чтобы ранее четырех суток похоронить любимого мужа и большого благодетеля. А когда закончилась Страстная неделя и прошли три первые Пасхальные дни, то обнаружилось, что покойник ровно десять суток пролежал в гробу. На протяжении этого времени возле любимого учителя целыми сутками стояли в почетном карауле ученики старших классов Академии художеств. В четверг Пасхальной недели Ивана Петровича с большими почестями отвезли на Смоленское кладбище и похоронили рядом с главной церковью.