Мои зеляки 9ч

Вера Кириченко
Самая младшая дочь Мартоса от первого брака Люба была женой известного архитектора, профессора Академии художеств Абрама Мельникова. По проектам Абрама Ивановича в России было сооружено много прекрасных храмов и красивых домов, в том числе Никольская церковь в Петербурге, собор с колокольней в Кишиневе, полукруглая площадь в Одессе, на которой стоит памятник Мартоса Дюку Ришелье. Абрам Иванович был автором проектов архитектурных частей многих памятников своего тестя. Следует заметить, что Мельников построил небольшую, но самую красивую в Петербурге старообрядческую церковь.
В 1825 году перешагнул границу вечности вице-президент Академии художеств Александр Лобзан. Ивану Мартосу, как старшему профессору, доверили временно возглавить учебное заведение.
Преподаватели Академии и, наверное, сам Иван Петрович предполагали, что император Николай I назначит известного художника на эту престижную должность. Но государь распорядился по-другому. Вице-президентом Академии художеств был назначен граф Федор Толстой, который был приближенным к царскому двору и прославился тем, что вылепил и отлил в бронзе коллекцию памятных медалей и медальонов, посвященных Отечественной войне 1812-1814 г.г.
Академия художеств была настолько авторитетным и престижным учебным заведением, что даже имела собственную церковь, куда ходил Иван Мартос и члены его семьи. Когда его дочь Катенька училась ходить, Иван Мартос по время Большого поста приходил с ней в церковь говеть. А после церковной службы, как истинный христианин и благодетель, вместе с девочкой проведывал больницы и тюрьмы, и, совершая акты милосердия, раздавал бедным людям деньги.
Катенька была хорошенькой девочкой. Когда она достигла совершеннолетия, имела вид красивой барышни, внимания которой добивались женихи.
Ее мужем стал намного ее старше известный архитектор, профессор Академии художеств Василий Глинка. Прожили они совместно недолго. В 1831 г. Глинка умер от холеры. Почти одновременно от этой болезни ушла из жизни Марфа Афанасьевна Венецианова, жена известного художника Алексея Венецианова. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник.
Когда закончился траур по Глинке, к молоденькой вдове Катеньке посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон Клодт фон Юринсбург. Он впоследствии стал академиком и автором известных скульптур укротителей коней на Аничкином мосту в Петербурге, памятника И.Крылову в Летнем саду, статуи князя Владимира – памятника в Киеве и многих других прекрасных творений, которые увековечили имя скульптора.