Диван. Глава 15

Владимир Голисаев
          - Ты мало мне поведал. Очень коротко. Так долго тебя не было, а сказал десяток слов. И, что-нибудь важное, наверняка, пропустил. Что ты молчишь, лапушка? – Она ласково взъерошила ему волосы. 
          – Аня, что говорить? Я тебе почти всё уже рассказал. А что ты на меня так смотришь?
          – Ты пока рассказывал, я рассматривала тебя, У тебя, лапушка моя, стало другое лицо – загорелое и сильно бородатое. Сразу тебя и не признаешь. Но так ты смотришься ещё мужественней.
          – Лишнюю бороду сегодня же смахну. Я к такой не привык и привыкать не собираюсь. Оставлю только свою, шкиперскую. Мог бы и раньше сбрить, но уж больно хотелось  показаться в таком виде.
          – Ну да. Сбреешь и будешь ходить пятнистым. Здесь всё загорело – она водила пальцем по его лицу – а где была не твоя борода, будет всё белое.
          Анна и Дэвид сидели в кабинете на диване, у него в руках была трубка, которую он раскурил, а сейчас, разговаривая, просто держал в руке. Струйка ароматного дыма вытягивалась в приоткрытое окно. Было тепло. Комната была подсвечена ещё довольно высоким солнцем, а занавеси на окне изредка трепетали от налетающего, от близкой Невы, ветерка.
          – Дэйв. Ты не рассказал мне самого главного. Вы пробыли на Кавказе не два месяца, как планировали, а почти четыре с половиной. Уехали в начале апреля, а вернулись в середине августа. Чем-то же это было вызвано? Я здесь чуть с ума не сошла. Ну, думаю, неделю запоздают, ну, две, но не месяц же! А вы задержались на два с лишним! Спросить-то не у кого. Представляешь, что со мной здесь было? Есть русская пословица: «Хуже нет – ждать, да догонять»!
          – Зная тебя…. Нет, всё равно не могу представить. А как ты выдержала?
          – Ты знаешь, Дэйв, меня спас наш диван. Низкий поклон ему. – Она постучала по кожаной обивке дивана ладонью. – Я не знаю, почему это происходит, но, после того, как ты мне рассказал, что диван предвидел твоё будущее, я стала считать, что он почти одушевлён, что обладает какой-то мистикой. – Теперь она ласково погладила красное полированное дерево подлокотника.
          – Представляешь, мечусь злая, как собака, по квартире, всё из рук падает. Ночью, вообще, не сплю. Запах твой забывать стала, а для женщины запах её мужчины – это всё. Ты уж мне поверь. Лежу с открытыми глазами, всякая дрянь приходит на ум, то вас с Арчибальдом убили, то вы где-то разбились, да так, что не можете сразу вернуться. То приснится наша с тобой любовь, да так явственно, что я, однажды, стыдно сказать, мокрая проснулась. Как девочка молоденькая. Не смейся!
          Потом стала за собой замечать, что утром встану, помолюсь усердно и иду в кабинет. А как зайду, сразу же меня к дивану тянет. Да нет, не спать. Что ты меня подкалываешь! Ногу на ногу положу, откинусь на спинку…. И как мягко и удобно на нём. Удивительное спокойствие на меня находит. Вроде, он, диван, со мной разговаривает о тебе, успокаивает меня, мол, не волнуйся, Анечка, всё нормально. И я мысленно с ним разговариваю, отвечаю, что разумом я всё-то понимаю – душа мается. А он опять мне что-то хорошее шепчет. Ты представляешь, Дэйв, я оттаиваю, как будто успокоительного накапали. Потом уже и чай долго пью, потом приберусь, помоюсь.... – Она замолчала, но  Дэвид её не перебивал. Анна молча достала портсигар с монограммой, подаренный Дэвидом, закурила папироску, пустила струю дыма в окно.
          – В поездке мне было тяжко. Нельзя ни на минуту расслабиться, даже с тётками. Постоянно себя контролировала, чтобы не потерять концентрацию, не ошибиться. Я же тебе рассказала, как меня постоянно «пасли». И о тебе думала не так часто, как хотелось бы. На обратном пути, в поезде, сердце просто выскакивало из груди, никогда прежде такого не было. Когда показались Ораниенбаум, Петергоф, я загадала: «Они уже вернулись»! Какое у меня было разочарование, когда я зашла в дом. А ты ещё смеёшься! – она потушила папироску.
        – Разве я смеюсь, Аня. Родная ты моя, разве я смеюсь? – И он ласково прижал её к себе. – Я столько лет жил без супруги, а теперь она у меня есть. Да я зубами в горло вцеплюсь, чтобы тебя не потерять. Просто я – мужчина, а своими шутками прикрываю своё восхищение тобой и гордость, что ты – моя женщина. Нет, не женщина. Жена!
          – Спасибо, родной. Но сейчас меня больше не трогай, не распаляй. Надо накрывать на стол, я хочу подумать, как, а времени мало. Скоро должен Арчибальд придти, ты сам говоришь. Дэйв, скажи честно, кто придумал день рождения Арчибальда отметить у нас дома?  Неужели ты?
          – Аня, а как я мог отказать? Ты бы тоже не отказала. Человек тебе говорит, что хотел бы отметить свой день рождения. Отвечаю, что это отлично, что мы с Анной будем рады его поздравить. Но он, вдруг, прямым текстом заявляет, что хотел бы, если возможно, накрыть стол у нас. Всю снедь и напитки, говорит, привезут из ресторана. Он, кстати, поэтому просил ничего на стол не ставить, только сервировать его.
          Вот и звонят, пойду открою. – Дэвид вернулся, смеясь, и один.
          – Отбой, Аня. Через час едем в ресторан.
          – Господи. Чего это так?
          – Не знаю. Сказал только, что перенёс ужин в ресторан. Даже в какой не назвал. Знаю одно, что через час нас будет ожидать извозчик.
          Но, минут через пятнадцать, опять раздался звонок. Кто-то звонил очень настойчиво.
          Дэвид вернулся, опять один, но уже не смеясь.
          – Отбой, Аня. Не шучу. Через час мы с Арчибальдом должны быть у нашего посла. Его превосходительство желает заслушать предварительный устный отчёт о нашем пребывании на Кавказе. Нет, кроме него будет присутствовать и новый военный атташе. Говорят, он прибыл дня за три до  нашего возвращения.
          ….Секретарь посла поприветствовал вошедших в приёмную Мосли и Поттера, затем указал рукой на дверь малого переговорного холла. Здесь, за столом, с лежащей на нём картой Кавказа, сидели посол сэр Эдвард Торнтон и  военный атташе полковник Уэллеслей. Арчибальд, пользующийся картой Кавказа постоянно, заметил про себя, что карта, лежащая у него в портфеле, более точная.
          Торнтон, кивнув головой в виде приветствия, жестом пригласил вошедших сразу занять место за столом.
          – Мистер Мосли. Я хочу, чтобы вы ознакомили меня и нашего нового военного атташе с ситуацией на Кавказе и рассказали нам о вашем пребывании там.  Извините, я не представил вас друг другу. Полковник Уэллеслей, знакомьтесь – мистер Мосли, наш начальник департамента культуры.  Мистер Поттер, врач нашей дипломатической миссии. – Все трое представляемых мужчин встали и, кивнув головами, сели.
          – Прошу вас, мистер Мосли, начинайте.
          – Извините, сэр Торнтон. Позвольте мне узнать, каким временем я располагаю? Я могу доложить за пятнадцать минут, а могу и за двое суток.
          – Час, полтора. Полковнику необходимо войти в курс дела. Он назначен сюда внезапно, взамен полковника Карригана. К сожалению, тяжело заболевшего. Полковник Уэллеслей, естественно, в курсе военных действий России на Кавказе, однако многих деталей он не знает.
          – Благодарю вас, сэр. Позвольте, я положу на стол свою карту. Начну же я свой доклад с того, что Россия никаких военных действий на Кавказе не проводит. Уже девятнадцать лет. Кавказская война, как известно, закончилась в 1864 году. 
          Прошу вас взглянуть на эту карту. Вот эти земли, вся эта территория от Темрюка на востоке, это вот, здесь, на Керченском проливе, до Баку на западе, то-есть, на Каспийском море, и вот эти земли – Арчибальд ткнул указкой, предварительно вытащенной из портфеля, в северную часть Каспия – это Астраханская Губерния, кочевья калмыков и караногайцев на севере до границ с Османской империей и Персией на юге – вся эта территория теперь принадлежит Российской империи. Официально, согласно международных договоров.
          Прошу ещё раз обратить внимание, на этих территориях, к нашему сожалению, не ведутся боевые действия. Они давно уже закончились. Территория для России своя, пора её осваивать, ради чего воевать?
          Однако, чтобы её осваивать, чтобы не возобновлялись боевые действия, налажена весьма дееспособная система мер и сдерживания.
          Первое. Вдоль северных границ этой территории дислоцируются казачьи полки – так называемая Кавказская линия. Усиление Кавказской линии происходило с одновременным строительством новых казачьих станиц. Терек и верхняя Кубань заселялись донскими казаками, а правый берег Кубани, от Усть-Лабинской крепости до берегов Азовского и Чёрного морей, заселялся черноморскими казаками.
          Посмотрите – и Арчибальд опять провел указкой по карте с запада на восток – от Азовского и Чёрного, до Каспийского морей – везде новые крепости, редуты, укрепления, станицы.
          И везде казачьи полки – Черноморское войско, Кубанский казачий полк, Хопёрский казачий полк, Волгский казачий полк, Моздокский казачий полк, Гребенские казаки, два Терских казачьих полка. И это только с севера! Это мощная, хорошо вооружённая, обученная, имеющая специальную подготовку военная сила. И очень подвижная. На кабардинских и карачаевских лошадях.
          Второе. Железные дороги. Мы, англичане гордимся, что в 1830 году построили железную дорогу  Ливерпуль – Манчестер.  После того, как эта первая паровая железная дорога была открыта, в мире началось быстрое развитие железнодорожного транспорта. В том же 30 году первая железная дорога была построена в Америке между Чарльстоном и Огеста протяжением 64 километра. Паровозы были доставлены из Англии. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:
             32- 33 годы. Франция. Сен-Этьен – Лион, 58 километров.
             35 год.- Германия. Фюрт – Нюрнберг, 7 километров.
             35 год.- Бельгия. Брюссель – Мехельн, 21 километр.
             37 год.- Россия. Санкт-Петербург – Царское Село, 26,7 километров.
          В России в 51 году было завершено строительство очень важной для Российской империи линии Санкт-Петербург – Москва, длиной 650 километров.
          В шестидесятых годах, после отмены крепостного права, значительно возросли объемы железнодорожного строительства в России. В десятилетие с 60 года по 70 год она заняла второе место после США по вводу новых линий. В России интенсивный рост сети продолжался и продолжается далее и сейчас.      
          В 70 – 80-е годы объемы железнодорожного строительства продолжают возрастать. В 80 году наибольшую протяженность железных дорог в Европе имела Германия – 33 838 километров, за ней шла Великобритания – 28 854, затем Франция – 26 189, европейская часть России (с Финляндией) – 23 429 и Австро-Венгрия –19 512 километров.
          Конкретно, о Кавказском регионе. Появления железной дороги в Ростове открыло ворота Кавказа. Появилась возможность быстрой переброски войск, боеприпасов, тылового обеспечения, причём в огромных количествах. Линия Ростов – Владикавказ, с возможностями продолжения до станицы Грозной и далее в Закавказские ханства, до нефтяных промыслов Баку, прошла по бассейнам крупнейших рек северного Кавказа – Кубани, Терека, Кумы, фактически связав Азовское и Каспийское моря в широтном направлении.
          И здесь, на этой железнодорожной линии появились и строятся новые станции, станицы, города. Зона освоения от любой железнодорожной линии, как известно, – не менее двухсот километров в каждую сторону от дороги.
          Вскоре от станции Тихорецкая будет построена ветка сюда, к станице Вельяминовской, что на Черноморской береговой линии.
          Продолжается интенсивное строительство Закавказских железных дорог. Они строятся, как казённые железные дороги. Я, готовясь к поездке на Кавказ, получил информацию о состоянии их на сегодня и об утверждённых проектах ближайшего строительства. От 872 до 913 года.
          Да, сэр, хлеб мы свой едим не зря, купили мы эту информацию. Недорого, кстати.
          Так вот. Проходить эти железные дороги будут по территориям Бакинской, Тифлисской, Эриванской, Кутаисской, Карской губерний и Елизаветпольской области. Основные линии – и Арчибальд снова замахал указкой – Поти - Тифлис (движение открыто в 72 году), Баку - Тифлис - Батум (83), Михайлово - Боржом (94), Тифлис - Карс (99), Александрополь - Эривань (902), Улуханлу - Джульфа (908), Карс – Сарыкамыш (913 год). Мы с мистером Поттером и добирались назад до Баку по новой линии Батум-Тифлис-Баку. Чуть позже я расскажу подробнее.
          Строительство железных дорог дало толчок развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, марганцеворудной  промышленности Закавказья. Значительно повлияло на развитие сельскохозяйственного производства, расширяя вывоз продуктов на внутренний и внешний рынок. С постройкой Закавказских железных дорог укрепилось военно-политическое положение России на границах с Турцией и Персией.
          Третье.Дороги. Естественно, как и везде, большей частью, дороги прокладываются по берегам речных долин. Опять же, со строительством вдоль них фортов, редутов, станиц. Для выхода в Закавказье, за Главный Кавказский хребет, была построена Военно-Грузинская дорога, связавшая Владикавказ с Тифлисом. Движение по ней запущено в 801 году, а в 863 году дорога была шоссирована.  В этом году началось строительство Военно-Сухумской дороги, используя так называемую старую «турецкую тропу». Мы с мистером Поттером видели уже и лесорубов, прокладывающих просеку через лес, согласно проекту. Эта та самая дорога, по которой мы с мистером Поттером попали в Карачай. Вот, одна дорога, а вот, другая.  – Указка Арчибальда без устали работала на карте. – Знаю о планах русских строить ещё и Военно-Осетинскую дорогу. Про Черноморскую береговую линию я уже упоминал.
          Я считаю, сэр, достаточно того, что я сообщил, чтобы понять – где идёт война, не занимаются строительством.
          Вывод. На Кавказе идёт освоение земель и полезных ископаемых новых территорий, включение их в оборот. Все коренные жители, оставшиеся в живых после войны, выражают лояльность новой власти. Многие имеют от этого и выгоду.
          Мы с мистером Поттером и мистером Макгрегори провели три месяца среди карачаевцев. Ранее они просто страдали от малоземелья. Сейчас, после выделения им значительных территорий вдоль рек Кубань и Теберда – Арчибальд был примерным учителем географии и не мог не показать на карте, где это – карачаевцы очень быстро восстанавливают свою численность.         
          За этим стоит разведение одной из лучших пород лошадей, коров и, особенно, овец. Все горские товары быстро раскупаются увеличивающимся населением казачьих станиц. Очень большая часть лошадей и мясомолочной продукции идёт в действующую армию. Я лично сам беседовал в карачаевском ауле с казацкими фуражирами из Баталпашинска – вот он, сэр, и они мне дали представление об объёмах ежегодно закупаемой продукции. Я думаю, эта информация будет интересна полковнику  Уэллеслею. 
          Мне кажется, сэр Торнтон, о нашем с мистером Поттером пребывании в Карачае необходимо доложить письменно и более подробно. Как и о причинах столь долгого нашего нахождения именно среди этого народа. Вы не возражаете? За два месяца, двигаясь кольцевым маршрутом, мы побывали во всех главных аулах карачаевцев. Потом вернулись назад, в дом, вот сюда, к озеру Тубанлы-Кёль, как к базовому лагерю. Дня три отдыхали и размышляли, затем решили возвращаться домой, в Санкт-Петербург. Мистер Макгрегори с гурками пошёл назад через перевал Клухор в Абхазию, а мы двинулись вниз, вдоль Гоначхира к реке Теберда, дошли до аула Теберда, попрощались с Байчоровым – я вам позже расскажу, кто это – и пришли в аул Верхняя Теберда. Там нас уже ожидали, мы оказались гостями.
          Сэр, само неторопливое путешествие вдоль реки Теберда – это счастье, путь по лесной сказке. Мистера Поттера в аулах ожидали, как спасителя, зная, что он врач. Меньше трёх дней мы ни в одном ауле не были. Нас просто не отпускали. Мистер Поттер может мои слова подтвердить, ему оттуда можно было не уезжать. Нам пришлось останавливаться во всех встреченных на пути карачаевских аулах, нас везде сопровождали и передавали буквально из рук в руки. Это все благодаря рукам мистера Поттера.
          Я не буду перечислять все эти аулы, но вот, мы добрались до впадения справа реки Мара и двинулись вверх по долине Мары. Это старая конная дорога…. На лошадях, сэр, верхом. О-о, мы с мистером Поттером наездники совсем неплохие. Так это наши лошади, их мистер Макгрегори для нас купил. Двигались в сопровождении двух карачаевцев, наши вещи были на двух вьючных лошадях. И одеты мы были как карачаевцы. С собой привезли, как скажете, мы в ней вам покажемся.
          Долина Мары широкая, светлая, теплая, потому что располагается в широтном направлении. Прошли место, где, как нам рассказали, добывался каменный уголь. Потом появляется аул Нижняя Мара, который был основан недавно – в 75 году. Недалеко от посёлка, километрах в пяти – источник очень неплохой минеральной воды.
          Конная тропа повела нас дальше, в аулу Верхняя Мара, который располагается на высоте, подождите гляну запись, на высоте 1500 метров. Отсюда уже недалеко до перевала Кум-Баши. Перевал – водораздел между рекой Мара и Подкумком. Подкумок – это крупнейший правый приток реки Кумы. Кум – по-карачаевски песок. Баши – голова, вершина. Река Кума – значит, песчаная.
          С перевала отлично видна громада Эльбруса. Дальше путь идёт вниз по узкому ущелью из песчаников и известняков и выводит к Кислым водам, затем  к Горячим водам и Пятигорску, а потом уж и на железнодорожную станцию посёлка Султановский, что на линии Ростов – Владикавказ.
          Здесь мы оставили лошадей нашим сопровождающим. Сев в поезд, добрались абсолютно без приключений до Владикавказа. Рядом с вокзальной площадью наняли крытую повозку и незамедлительно тронулись по Военно-Грузинской дороге в Тифлис. Двести восемь километров. Понял, сэр, я заканчиваю.
          Потом был поезд Тифлис – Баку. Сэр, о Баку можно и должно рассказывать подробно, но времени, как я понял, у нас практически больше нет. Поэтому буду заканчивать кратко, схематично.
          В это время в холл вошёл секретарь, подошёл к сэру Торнтону и что-то сказал ему, склонившись, чтобы никто не слышал. Тот посмотрел на часы, кивнул и, повернувшись к Арчибальду сказал: «Про Баку чуть подробнее, мистер Мосли, у меня есть, оказывается, немного времени».
          – Хорошо, сэр. – Мосли достал из портфеля тетрадь, с надписью «Баку» на обложке и зачитал оттуда: « После завоеваниия Россией Бакинского ханства, было введено военно-административное управление: ханства были превращены в провинции и округа, во главе которых стояли коменданты, назначаемые из царских офицеров. По положению, вступившему в действию с 1 января 41 года, комендантская форма правления была ликвидирована и, в целом, по Закавказью, была установлена система правления, сходная с общероссийской. Баку стал центром Бакинского уезда Каспийской области. С утверждением наместничества на Кавказе в 46 году происходит новое административно - территориальное деление края, по которому Бакинский уезд был включен в новообразованную Шемахинскую губернию.
          В 59 году, после разрушительного землетрясения в Шемахе, губернский центр переносится в Баку, а губерния переименовывается в Бакинскую. В городе стали формироваться государственные учреждения. В результате Баку вступил на качественно новый уровень развития, став во второй половине нашего века по своим социально-экономическим показателям на первое место среди других городов Кавказского региона».
          – Сэр, разрешите пятиминутный перерыв?
          После перерыва Мосли продолжил, уже ничего не зачитывая:
          – Экономика России резко усилила требования к добыче нефти. В 72 году были утверждены новые правила, согласно которым казенные нефтяные источники, состоявшие в откупном содержании, передавались частным лицам с торгов. Отмена откупной системы дала решительный перелом всему нефтяному делу. За короткий промежуток времени в Баку обосновались отделения и представители шведских, английских, французских, бельгийских, немецких, американских фирм. Наиболее известные среди них — фирмы братьев Нобель и Ротшильдов.
          С 73 года начал складываться «нефтяной пояс» Баку, известный как Черный Город. Ещё в 48 году здесь, была пробурена первая в мире нефтяная скважина, в 80 году построены первые танкеры для транспортировки нефти, подготовлен проект прокладки нефтепровода Баку-Батуми (начало намечено на 97 год).
          Наряду с нефтяной, стали развиваться и другие отрасли хозяйства. Цементный, механические и пивной заводы, электростанции, литейные мастерские, текстильная и табачные фабрики, паровые мельницы, банки. Открыли свои представительства торговые фирмы, морские пароходства, крупнейшим среди которых был «Кавказъ и Меркурiй». Сейчас по Каспию осуществляется сорок процентов морских перевозок России.
          В этом году открылась железная дорога, соединившая Баку и Тбилиси, мы с мистером Поттером прибыли в Баку именно по ней. К 900-му году планируется строительство железной дороги Баку – Петровск, чтобы иметь выход на центральные губернии России и далее в Европу. В 68-79 годах были проложены первые телеграфные линии между Баку, Тбилиси и Красноводском, а в 86 году намереваются построить первую телефонную станцию.
          Таким образом, экономический подъем века превратил Баку в один из крупнейших центров России и самый крупный и значительный город на Кавказе. Вкратце, это о Баку всё, сэр.
          – А как вы добрались до Санкт-Петербурга?
          – В Баку мы сели на трёхпалубный пароход «Фельдмаршалъ Суворовъ» компании «Кавказъ и Меркурiй» и по Каспийскому морю вошли в Волгу. Первая швартовка - в военном порту Астрахани – у «Кавказъ и Меркурiй» был подписан договор об этом . В Астрахани, сэр, два порта – военный и рыбный. Затем были остановки во всех крупных волжских губернских городах. Так мы и шли по Волге до Нижнего Новгорода. Очень быстро, где-то чуть больше восьми часов.
          Отсюда железной дорогой сначала до Москвы, а потом, также, поездом до Санкт-Петербурга.
          – Сэр! Я, естественно, имею своё мнение о ситуации, которая сложилась сегодня в Кавказском регионе, но, хотелось бы, после моего письменного отчёта, чтобы выводы делал не я, а аналитики наших военных и дипломатических ведомств. Устно, в этом кругу, я выскажу, что главным раздражителем в проблеме Кавказа для нас становится нефть. Бакинская и Грозненская. А также неуклонное продвижение России не в Персию, как мы ожидали, а в Среднюю Азию. На этом я хотел бы закончить. 
          – Благодарю вас, мистер Мосли, за доклад. Даю вам неделю на его письменное изложение. Сейчас же позвольте поздравить вас с днём рождения, пожелать долгих лет жизни и дальнейшего служения Соединённому Королевству Великобритании!

 Станица Вельяминовская называлась до вхождения в территорию Туапсе
 Посёлок Султановский - Минеральные Воды
 Кислые Воды - Кисловодск
 Горячие Воды - район Пятигорска
 Петровск - Махачкала
 Баталпашинск - Черкесск