Мои земляки 8ч

Вера Кириченко
Иван Петрович изысканно одевался, носил сюртук с большими перламутровыми пуговицами, его рубашки всегда были белоснежные и обязательно гофрированные, на ногах туфли с блестящими стальными пряжками.

Указательный палец был украшен дорогостоящим перстнем с огромным красным камнем.
В квартире Мартоса не было отдельной художественной мастерской, и свое рабочее место он обустроил в большом зале с высоким потолком. Здесь художник создал много шедевров. А еще это помещение использовалось как столовая, и когда было нужно, его легко переоборудовали в бальный зал. Входными дверьми в помещение служила высокая арка, по сторонам которой стояли две большие алебастровые модели памятников «Минину и Пожарскому» и в полный рост статуя Григория Потемкина.
 
Посреди зала, как «святыня», к которой никто не имел права притронуться, стояла большая скульптурная станина, на которой постоянно красовалась какая-нибудь работа из глины, над которой вдохновенно работал Мартос. Когда Иван Петрович не работал, модель из глины была аккуратно завернута мокрой белой тканью.
 
Недалеко стоял кожаный диван, на котором в перерыве между работой отдыхал скульптор.
Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке, имя которой узнать не удалось. Она рано умерла и оставила мужу четыре дочки и двух сыновей. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать полусироток.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, сиротка Евдокия. Как-то Иван Петрович стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше ее Евдокии.
 Несправедливо обиженная сиротка с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой.
Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Евдокию Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении.
Где-то через год молодая жена осчастливила Ивана Петровича хорошенькой доченькой, которую при крещении нарекли Катенькой. А через два года у нее появился братик Александр, но он прожил недолго, и на третьем году жизни его не стало.

Мартос был очень влюблен в свою профессию. Скульптору очень хотелось, чтобы его потомки по мужской линии наследовали его профессию.

От первого брака у Ивана Петровича было два сына. Старший Алексей закончил Петербургский инженерный корпус, служил военным инженером в Киеве. Принимал участие в русско-турецкой войне 1806-1812 г.г. и русско-французской войне 1812 года.

В 1821-1842 г.г. находился на высоких государственных постах. Известный как украинский историк-исследователь, автор 5-томной «Истории запорожских казаков», рукопись которой была утеряна, и опубликовали лишь два раздела третьего тома – о Берестецкой битве 1651 г. и о женитьбе и смерти сына Богдана Хмельницкого – Тимоши.

Младший сын Никита закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе, но об этом будет разговор далее.

На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1812 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.
 
Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий. Иван Петрович очень обрадовался, когда талантливый портретист Александр Варнек (автор известного портрета Мартоса) принялся свататься к самой старшей дочери Анастасии. Но девушка отказала мастеру кисти: спутником жизни она избрала перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.

Замужество остальных дочек сложилось именно так, как желал этого Иван Петрович: все они жили под одной крышей с отцом в большом доме Академии художеств.


София была женой Василия Григоровича, украинского происхождения, из г.Пирятина. Василий Иванович окончил Киево-Могилянскую академию и был высокообразованным человеком, историком и талантливым критиком в области изобразительного искусства. По свидетельству его современников, он настолько глубоко разбирался в вопросах живописи, что мог с первого взгляда указать, в каком столетии и именно какой художник написал это полотно.

Благодаря редкостной эрудиции талантливый искусствовед Григорович тридцать лет занимал пост конференц-секретаря Петербургской академии художеств. Василий Иванович был действительным членом Русской Академии, издателем первого художественного журнала в России «Журнал изящных искусств». Григорович был большим патриотом родной земли, содействовал развитию художественного образования в Украине, помогал украинским художникам, которые учились в Петербурге.
Он был лично знаком с Тарасом Шевченко, именно с его позволения, еще будучи крепостным, Шевченко посещал рисовальный класс общества поощрения художников. Василий Иванович познакомил Тараса Григорьевича с В.А.Жуковским и принимал активное участие в выкупе поэта их крепостничества. В знак благодарности Шевченко посвятил Григоровичу поэму «Гайдамаки».
Василий Иванович усердно заботился, чтобы Совет Академии Художеств присвоил Тарасу Шевченко звание академика за офортные работы, выполненные Тарасом Григорьевичем на высоком уровне.
У Григоровичей часто бывали знаменитые художники, а также В.Жуковский, А.Пушкин, Н.Гоголь, князь П.Вяземский и много других известных людей.
Григорович высоко ценил талант своего тестя, именно он называл Мартоса «Ваятель XIX-XX века».
Мужем Веры Мартос был знаменитый художник-портретист, по происхождению калмык, профессор Академии художеств Алексей Егоров. Его жена была красивой женщиной, от ее выразительного лица веяло библейскими сюжетами. Она постоянно позировала мужу, когда он писал Богородицу на иконах и картинах религиозной и мифологической тематики. В ликах ангелочков, которых художник изображал в своих творениях, легко узнавали хорошенькую дочь Наденьку Егорову.
Алексей Егоров принимал участие в росписи Казанского собора в Петербурге. Творчество Егорова отличается глубоким лиризмом и утонченностью, оно принадлежит к лучшим образцам русской академической живописи. Много полотен художника сохраняется в Третьяковкой галерее в Москве и Государственном Русском музее в Петербурге.
Алексей Егоров был талантливым педагогом. Со временем его ученики стали известными художниками, в том числе К.Брюллов, Ф.Бруни, Ф.Завьялов и другие.