Мои земляки 7ч

Вера Кириченко
Идея и творческий замысел автора были настолько новаторскими и необыкновенными, что ни губернатор, ни император и вообще никто в России не смогли правильно оценить творческий гений Мартоса, который видел на двести лет вперед. Невероятно, но такие памятники начали сооружать только в наше время
.
А на Куликовом поле в 1850 году воздвигли памятник в виде большой колонны по проекту архитектора Александра Брюллова, родного брата Карла.

Всей душой Мартос симпатизировал выдающемуся полководцу и государственному деятелю Украины Богдану Хмельницкому. У скульптора были оригинальные творческие разработки по созданию памятника гетьману в Киеве, но его проект не нашел понимания и поддержки у власти, и замысел не был реализован.

К числу поздних монументальных творений художника относится и памятник основателю Одессы герцогу А.Э.Ришелье (1823-1828 г.г.). В самобытной простоте художественного образа Армана автор отобразил в бронзе благородство и ум герцога. Полукруглый фон домов и знаменитые маршевые ступени, что ведут к морю, создают оригинальный ансамбль единства памятника и городской архитектуры.
 
Среди разработок скульптора следует вспомнить произведение – памятник Михаилу Ломоносову (1826-1829). С большой любовью Мартос изобразил в бронзе гениального русского ученого и поэта в наброшенной на плечи римской тоге, с лирой в руках в минуты творческого вдохновения.

В творениях мастера никогда не было шаблона, он никогда не повторялся, а работал так, как подсказывали ему светлый разум и талант. От его творений всегда веяло высокой художественной правдой. Он старательно избегал пышности, заумной надменности и ложного патриотизма. В творениях художника была спокойная непринужденность, яркость ума, высокая скульптурная пластика, а художественные образы настолько психологически завершены, что запоминались навсегда. Все его творческие наработки разные по жанру, по идейному сюжету, в них чувствуется искренний патриотизм, благородная отвага, поэтика и лирика, человеческие переживания, трагизм, печаль и глубокая скорбь.

Кроме знаменитого памятника «Дюку», который стал символом Одессы, скульптор создал в Украине прекрасные мемориальные памятники Кириллу Разумовскому в Батурине, П.Румянцеву-Задунайскому в Киево-Печерской лавре, И.Высоцкому в Выдубецком монастыре в Киеве, Потемкину-Таврическому в Херсоне.

Современники Мартоса рассказывали, что он был очень образованным и высоко интеллигентным человеком, а еще – красивым, энергичным и сильным мужчиной. Всегда благородно вел себя с особами женского пола. Свободно владел французским и итальянским языками, а при необходимости мог объясниться с англичанами и немцами.