Мои земляки 6ч

Вера Кириченко
Но возникли новые заботы. Император Александр I настаивал, чтобы постамент памятника был не из гранита, как желал автор, а из мрамора. Пришлось Мартосу терпеливо доказывать свою правоту.

Весной, как только растаял снег, монумент вместе с постаментом из Петербурга в Москву перевозили водным путем. Слух об этом событии намного опередил караван кораблей. Толпы людей выходили к причалу, но, когда почти через полгода корабли прибыли в Москву, творческие хлопоты Мартоса не прекратились: император Александр I не давал согласия на установку памятника на Красной площади на том месте, которое облюбовал автор. Снова пришлось скульптору убеждать императора, доказывать, что он не случайно выбрал место, с которого монумент будет лучше восприниматься.
 
Наконец 20 февраля 1818 года на торжественном открытии первого в Москве памятника и первого в России группового монумента на Красной площади, как на праздник, собрались тысячи людей.
 
Как только под радостные возгласы сняли покрывало, присутствующие вслух прочитали на гранитном постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818».
 
Монумент излучал внутреннюю духовную силу, которая подняла народ на защиту родной земли от интервентов. Люди тесно окружили памятник, рассматривали со всех сторон, удивлялись, насколько реально чувствуется внутренняя динамика исторического монумента. Казалось, еще мгновенье, и пружинистые мускулистые тела персонажей оживут и запульсируют бурной жизнью.
Гранитный постамент украшали два барельефа: на переднем нижегородские граждане жертвуют ценности на освободительную войну, в левой части композиции Мартос изобразил себя и двух своих сыновей: Алексея, который принимал участие в войне с Наполеоном 1812 года, и Никиту – архитектора, который в те же годы учился в Италии.

Портретное изображение Ивана Петровича на барельефе создал лучший ученик Мартоса – Самуил Гольберг.

На тыльной стороне памятника – барельеф, где изображены враги, убегающие из захваченных ими земель.
 
Взволнованные люди подходили к автору, с чувством обнимали художника, кто-то с благодарностью целовал его талантливые руки. Прочитали на тыльной стороне монумента надпись: «Сочинил и изваял Иван Петрович Мартос родом из Ични». Кто-то спросил автора, где находится Ичня? Скульптор радостно улыбнулся и с гордостью ответил: «В глубинке Черниговской губернии!».

Об открытии памятника в Москве говорили не только в России. Это событие стало известно во всем мире. Миниатюрные копии знаменитого памятника сразу же появились на рабочих столах императора Александра I, министров, губернаторов и многих известных людей России. А художника настолько охватила идея монументов в честь вождей освободительных войн, что в двадцатых годах девятнадцатого века он по заказу генерал-губернатора Тульской и Орловской губерний А.Д.Балашова разработал эскиз памятника полководца Дмитрия Донского, под руководством которого на Куликовом поле потерпела поражение татаро-монгольская армия Золотой Орды. Автор высоко ценил свой проект, поскольку в монумент входили теперь три основные фигуры. Мартос полагал, что его новая творческая задумка намного превосходит памятник Минину и Пожарскому. В проекте он мастерски изобразил мгновенье, когда князь Дмитрий решительно сразился в бою с двумя захватчиками, враги потерпели поражение и лежали у ног победителя: один уже мертвый, а другой просит пощады.
 
К своему созданию Мартос подошел творчески, скульптурную композицию он планировал установить не на стандартный пьедестал, к которому все привыкли, а на овальное кольцо, сделанное в виде большой арки, пространство которой украшали фрагменты Куликовской битвы и разные трофеи.