Мои земляки 5ч

Вера Кириченко
Убедившись, что последний вариант – один из лучших среди тех, что он создал за девять лет работы над монументом, Мартос облегченно вздохнул. Но это был лишь эскиз на бумаге, до завершения проекта было еще далеко.

В 1809 году Иван Петрович вторично предложил свой новый вариант монумента, в котором героев поменял местами. Теперь Минин стоит слева, а поднятой верх правой рукой призывает народ к ополчению, левой рукой Кузьма передает меч Пожарскому. Князь сидит на кубе, лицо у него решительное, без сомнений принимает меч, а левой рукой опирается на круглый русский щит с изображением Спаса. Автор изобразил своих героев волевыми, решительными, уверенными, от них веет силой непобедимых былинных богатырей. Скульптор почувствовал, что наконец сумел правдиво и убедительно изобразить вожаков народного ополчения, удачно передал дыхание эпохи героического прошлого. Когда императору Александру I показали эскиз, он заметил:

- Почему это новгородский мещанин, простой плебей, зазывает народ в ополчение, а князь равнодушно сидит?
 
Мартос объяснил, что он не отступил от истины и действовал согласно историческому факту. Минин первый возглавил освободительную войну, а потом передал ополчение более опытному в военных делах князю Пожарскому, который именно перед этим был ранен в ногу и стоять просто не мог.
 
На сооружение монумента нужны были огромные деньги, и, когда объявили сбор денег, народ пожертвовал, кто сколько мог.

Мартос отлил малую модель памятника и начал подготовительные работы к литью монумента.
В 1812 году Россию потрясла война с французами. Москву оккупировали захватчики, а в это время в Петербурге Мартос в своей мастерской вдохновенно работал над сотворением большой, в натуральную величину модели памятника.

Художник трудился над моделью и думал, что история повторилась. Ровно двести лет тому назад, в 1612 году, польские захватчики топтали русскую землю, а теперь, когда он воспроизводит то время, наполеоновские войска опустошают не только русскую, но и его родную украинскую землю. Патриотические чувства, которые горели в сердце скульптора, вдохновляли его на творческий подвиг. После падения Парижа в 1815 году русская армия с победой возвратилась в Россию. Мартос к этому времени закончил большую модель.
Но когда пришло время отливать из бронзы памятник, оказалось, что собранные народом деньги исчерпались. Иван Петрович, посоветовавшись с главным литейщиком Василием Екимовым, решил чрезвычайно ответственную и сложную работу закончить бесплатно.
Много времени затратили, чтобы в литейке Академии построить фундамент, да еще 16 печей, проложить множество каналов, подготовить восковые фигуры для литейных работ, а каждая в два с половиной раза больше размеров натуры. Заполнили фигуры алебастром, которые сорок пять раз смазывали пастой, сделанной из толченного кирпича и жидкого разведенного пива.  Чтобы воск вылился из алебастровых форм, на протяжении месяца пришлось круглосуточно топить печь.

Мартос чрезвычайно волновался, он очень рисковал, ведь ни один скульптор в мире в то время не пытался групповой монумент отлить не по частям, а за один раз, то есть цельным.
Наконец настало ответственное мгновенье, Иван Петрович перекрестился, перекрестил модель, прошептал: «Боже, помоги!». Дал  Екимову знак, и сразу тысячи пудов расплавленной бронзы быстро заполнили пустотелые формы модели.

Эксперимент удался. Памятник отлили без помех.