Мои земляки 4ч

Вера Кириченко
Кроме изготовления надгробий Мартос принимает активное участие в создании декоративной пластики, исполняет заказы на создание декоративной скульптуры для украшения дворца в Царском селе.

По приглашению А.Воронихина – автора Казанского собора – выдающегося памятника архитектуры русского классицизма – Мартос три года работает над сотворением малых форм и огромного барельефа с большим количеством фигур – «Источение Моисеем воды в пустыне». Чтобы приблизить творение к жизненной правде, скульптор главному персонажу Иоанну Крестителю придает черты земного человека. Созданные Мартосом оригинальные композиции стали украшением знаменитого собора.
 
О самобытном таланте скульптора с гордостью говорила вся Россия, его признал и Запад. Но громкая слава не затмила светлого разума художника, внутренне он постоянно чувствовал какое-то творческое неудовлетворение, хотелось создать что-то исключительно величавое. Иван Петрович терпеливо искал достойную тему, грандиозный объект. Наконец такой случай произошел. В 1803 году члены Петербургского общества любителей словесности, наук и художеств выдвинули идею создать памятник руководителям освободительной войны 1612 года от польских завоевателей Минину и Пожарскому.

Скульптор загорелся идеей воспроизвести памятные события. Чтобы приблизиться воображением к событиям прошлого, он старательно изучает летописи, осмысливает жизненные коллизии, которые происходили двести лет назад. Постепенно проникался героическим прошлым, в творческом представлении возникали разнообразные картины, в которых Минин и Пожарский являлись легендарными организаторами освободительной войны.
 
Творческие замыслы скульптор переносил на бумагу, было сделано несчетное количество эскизов, но нужного решения не было.

До нас дошли лишь два рисунка, сделанные мастером, но вариантов существовало намного больше.

На первой гравюре проекта 1804-1807 г.г. Иван Петрович изобразил своих героев в полный рост. Пожарский – в легких сапогах, плаще и шлеме, левой рукой держит над головой прямоугольный щит, а правой берет меч из рук Минина, левою рукою Кузьма указывает на Кремль – призывает народ к освобождению Отечества от интервентов. В конкурсе принимали участие достойные претенденты, известные скульпторы Ф.Щедрин, И.Прокофьев, В.Демут-Малиновский, С.Пименов, архитекторы В. де Томан, Александр и Андрей Михайловы. Однако же проект нашего земляка оказался самым совершенным.

Сам автор не почувствовал творческой радости, он понимал, что в эскизе была какая-то театральность и неубежденность. Художник углубился в поиски нового решения, всячески стремился усовершенствовать свое проект.