Гений из Ични
Глава книги Станислава Маринчика «Созвездие талантов»
Моего земляка Ивана Мартоса справедливо признают основателем скульптурного искусства эпохи классицизма, что возникло в России на рубеже XVIII-XIX столетий. К сожалению, не удалось выяснить, в каком месяце и какого числа родился Мартос.
Известно, что Иван появился на свет в Ичне в 1754 году. Авторы некоторых публикаций ошибались, когда указывали, что его отец – простой казак. В действительности Петр Мартос был корнетом (кавалерийским офицером), представителем мелкопоместных украинских помещиков, корни которых уходили в древнейший род казацких старшин. Во времена Екатерины II они приравнивались к русским дворянам.
В Ичне сохранились пересказы, что дом Мартосов стоял рядом со строением, в котором когда-то была почта.
Еще в детские годы у мальчика проявились незаурядные способности лепить из глины фигурки людей, животных, птиц. Все окна и полки в доме Мартосов были уставлены изделиями маленького Ивана. И когда люди проходили мимо окон их жилища, останавливались, любовались поделками.
На талант мальчика обратил внимание его дядя, который жил в Борзенщине, служил диаконом в селе Митченки (Бахмаческий район). Для того времени дядя был достаточно образованным человеком и неплохо разбирался в вопросах искусства. Но когда он узнал, что отец собирается отдать сына в кадетский корпус, убедил родственников отдать ему Ивана, чтобы подготовить племянника к поступлению в Академию художеств.
В 1764 году десятилетний мальчик из маленького глухого провинциального городка Ични поступил в Петербургскую Академию художеств.
Вместе с Иваном в Академии учились талантливые ровесники – М.Козловский и Ф.Щедрин, которые впоследствии, как и Мартос, прославились талантливыми творениями. Их учителями и наставниками были Луи Роллан, Никола Жилле, Антон Лосенко – родом из Глухова.
Во время учебы в Академии Иван проявил большие способности, часто на разных конкурсах получал золотые медали. Через восемь лет учебы в городе над Невой потомок Украинских казаков блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль и в 1773 году как пенсионер был откомандирован за государственный счет в Рим, где должен был усовершенствовать свои знания и умения скульптора.
По приезду в Италию Иван проникся глубоким интересом к античному искусству и раннему классицизму в области скульптуры.
Своевременное определение своего места в искусстве и творческого направления в скульптуре спасло молодого Мартоса от лишних блужданий, сомнений и поисков, а спустя некоторое время решило его судьбу как одного из основателей классической скульптуры.
За границей, изучая античное искусство, он делает много разнообразных эскизов, усовершенствует технику рубки мрамора, упорно работает в классах Капитолийской академии.
Учителя и наставники пенсионера из России были талантливые мастера изобразительного искусства Помпео Батони, Ж.Вьен, А.Манго, К.Альбачине, А.Кауфман. Учеба в Италии, тесное общение с известными деятелями искусства имели огромное влияние на духовное развитие и творческое становление талантливого юноши.