Эрик Шумахер. Уверенность в спасении, дела и вера

Инквизитор Эйзенхорн 2
УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ: ДЕЛА И ВЕРА ХРИСТИАНИНА
Эрик Шумахер
http://www.geocities.com/Athens/Delphi/8449/works.html

Несколько лет назад я пережил большой кризис веры. Я начал достаточно глубоко сомневаться, был ли я спасен. Это ввело меня в глубокую печаль и депрессию. Буду ли я вечно пребывать со Христом или в безднах ада? Я нашел великую радость в Послании к Римлянам 8.30, где говорится: "тех, кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил". Благодаря этому я обрел уверенность в суверенитете Бога и в том факте, что Он не только избрал меня, чтобы привести к вере в Него, но Он также добьется, чтобы я устоял в вере. Если Он привел меня к вере и оправдал, то Он приведет меня и на небесак, то есть прославит.
Второй стих, который принес мне мир – это 1 Иоан.1.9: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". Это дало мне надежду на то, что я могу знать: если я исповедую мои грехи, то буду прощен.
Однако, когда я начал рассматривать это, мне пришел в голову вопрос: «Если Бог производит во мне дело спасения и если Он действительно приведет к вечной жизни тех, кто верит в Него, то действительно имеет значение: какой жизнью я живу? Разве я  могу оставаться в грехе и наслаждаться им и не беспокоиться об этом, поскольку я уверен, что пойду на небо? Этот ложный вывод – пример того, что истинное богословие и верные доктринальные утверждения могут быть убиты, если они не поняты и применяются неправильно. Правильное богословское мышление требует также правильного понимания и правильного применения.
Нам необходимо взглянуть на эти стихи в контексте, чтобы понять, что они означают. Чтобы получить уверенность через  1 Иоан. 1:9, нам необходимо понять, что значит «исповедуем грехи наши». Чтобы получить уверенность через суверенное обетование Бога прославить всех тех, кто оправдан, мы должны понимать все, что влечет за собой предопределение.
Давайте посмотрим на приведенный отрывок Послания к Римлянам. Стих 30 заверяет нас в том, что все, кто имеют веру во Христа (оправданные), также претерпят до конца (и будут прославлены). Стихом ранее Павел указывает на то, что такое оправдание и прославление через веру. Он говорит (ст.29), что мы предопределены стать подобными образу Сына Его. То есть – мы предназначены стать освященными, подобными образу Христа. Мы уже говорили, что влечет за собой освящение. Освящение – это неизгладимая печать в жизни человека, который разрывает с грехом. Освящение является прогрессивным и действует постоянно, чтобы умертвить грех и ходить в жизни  и праведности. Данный стих подчеркивает, что это касается всех христиан. Мы должны быть освящены. Вера, которая оправдывает пред Богом – это та же вера, которая освящает.
Это согласуется с контекстом 1 Иоан.1.9. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (ст.6-7). Этот стих говорит о том, что такое истинное покаяние и что оно предполагает. Оно не только требует признания своей греховности, ее исповедания, принятия ее серьезности и чувства глубокого раскаяния в ней, но  и отвращения от нее, борьбы с ней, чтобы ходить не во тьме, но во свете.
Итак, из этих отрывков мы видим, что спастись значит стать подобными образу Христа и ходить во свете. Это вещи, которые, в соответствии с Писанием, являются необходимыми свидетельствами спасения. Но подождите минутку! Разве мы не свободны от закона и не живем по благодати? Разве мы не спасены по благодати через веру, а не по делам? Что случилось с Еф.2.8-9? Совершенно верно. Мы спасены по благодати через веру. Но почему тогда мы ставим такой акцент на хождении во свете и сообразовании с Его образом? Какое значение мы придаем нашим делам? Используются ли дела для обретения уверенности в спасении? Я надеюсь дать четкое представление о роли и месте дел в обретении уверенности, и как это может быть правильно понято.
Нам необходимо понять роль дел по двум причинам. Во-первых, неправильное понимание дел может дать человеку ложную уверенность или ложную надежду. Во-вторых, правильное понимание дел может побудить христианина воздавать Богу больше славы и обрести истинную уверенность в спасении уже на земле.
Во-первых, определим, в чем состоит ложное представление о делах. Дела – это не зарабатывание спасения и благодати, которой мы спасены.  Еф. 2:8-9 гласит: "благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, это Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился». Это очень важно понять. Благодать не достигается нашими делами. Мы получаем дары, а не зарабатываем. Спасение делами означало бы, что мы по праву заслуживаем то, что получаем. Заработок предполагает, что труд соответствует тому, что заработано. Если я работал 10 часов по расценке $5 в час, то я обязан получить $50, ибо выполнил то, что этому соответствует. Но Рим.3.23 гласит: все согрешили и лишены славы Божией. Мы недостойны славы Божией. Мы не можем по праву заслужить рай или благодать Божью, ибо по праву мы заслуживаем лишь вечного ада. Если Божия благодать может быть чем-то другим, то она перестанет быть благодатью. Если наши дела позволяют заслужить Небо, то это не благодать. Тогда Бог в долгу перед нами, и Он должен нам что-то.
Вера дается благодатью Божией. В Евр.11.6 сказано, что без веры невозможно угодить Богу. Все наши дела до прихода к вере Бог ненавидит. Для нас совершенно невозможно сделать что-либо, что оправдывало бы получение веры. Имея грехи, мы совершили действия, которые покушаются на славу Божию. Мы говорили о том, что любое преступление против бесконечного Бога заслуживает бесконечного наказания. Аналогичным образом, бесконечна цена славы небес. Для нас заработать место на небесах означало бы, что мы сделали достаточно дел для оплаты бесконечного наказания, нами по праву заслуженного (что невозможно для нас). Ничто из наших дел, независимо от того, что мы делаем, не может иметь значения, соответствующего Имени Божию. Кроме того, спасение делами означало бы, что как только мы отплатим свое наказание, мы придем в состояние, достойное места на небесах.
Так же как дела не есть зарабатывание спасения, они ничего не добавляют к благодати и праведности, предоставленной нам через веру. Нередко говорят, что библейские христиане верят в спасение по вере, а католики считают, что человек спасается исключительно делами. Это не соответствует точке зрения католицизма. Как христиане, мы верим, что когда мы возрождаемся благодатью по вере, мы оправданы перед Богом. Мы облечены в праведность Христа, и мы полностью и окончательно праведны в глазах Божьих. Это и означает вмененную праведность. Мы облекаемся в праведность Христа, как и Он на Кресте облекся в нашу греховность. Католики же считают, что Бог учитывает нашу праведность. Через веру Христова праведность добавляется к природной, так что наша праведность наполовину является естественной. Тем не менее, человек еще не вполне праведен. С помощью благодати он должен улучшить свое состояние и сделать это сам, так что делами мы завершаем свое спасение. Это заблуждение.
Когда мы пришли к истинной вере во Христа, мы стали целиком и окончательно праведными в Нем, и наше сообразование образу Христа по благодати Божьей - не есть наши собственные усилия.  В Рим.5.18 сказано, что «как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». Обратим внимание, что стих говорит об одной и той же праведности. Христос не подчинился закону, чтобы завершить наши дела. Он просто исполнил его на Кресте. Мы спасены верой в Его жизнь послушания, смерть и воскресение. Мы верим, что Христос заплатил за нас и что Его благодати достаточно, чтобы избавить нас от погибели и спасти навечно. Сущность веры – доверие к этому обетованию и радостное принятие всего, что Бог сделал для нас в Иисусе, как это и было обещано в Писании. Независимо от того, сколько вы участвуете в крусейдах, ходите в церковь, читаете Библию, молитесь, помогаете людям, выполняете миссионерскую работу, носите христианские майки и браслеты, вы не спасены, пока не будете иметь этой веры в Иисуса Христа для прощения грехов. Совершенно несомненно, что есть множество людей, которые сделали великие дела на земле и тем не менее не спасены. Христос описывает это в Мтф.7.22-23: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Незавсимо от того, насколько много мы делаем на земле, если это не по вере, то мы не спасены.
Каково же тогда место дел в жизни христианина? Давайте посмотрим на Иак.2.14-24. Разве это не противоречит всему тому, о чем я сказал? «Не делами ли оправдался наш отец Авраам, когда он вознес в жертву своего сына Исаака?» (ст.21 KJV). Многие скажут, что это Ветхий Завет и это не имеет отношения к христианам. Тем не менее Иаков использует этот пример в качестве модели того, чего требует от нас вера, и мы не можем это просто отбросить. «Человек оправдывается делами, а не верою только» (ст.24 KJV). Ой! Что это значит?
Иаков имеет в виду то, что произошло, когда  Бог повелел Аврааму взять своего единственного сына Исаака и принеси его в жертву на алтаре. Когда Авраам уже собирался заколоть сына, вместо него в жертву был предоставлен баран, и Авраам прошел испытание. Мы спрашиваем: стал Авраам праведным верою или делами? И что в делах Авраама оправдало его?
Ключ к значению этого – в ст.22-23. Здесь говорится: «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства. И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Этот текст очень четко говорит о том, в чем состояла вера Авраама и что вменилось ему в праведность. Он был спасен по благодати через веру, а не делами. Авраам доверился обетованию Божию и обрел праведность через веру, как обретаем ее и мы. Но что значит, что Авраам оправдался делами? Мы видели, что Авраам был праведен через свою веру. Иак.2.14-26 говорит о соотношении свидетельств и спасительной веры. Это вопрос о том, какая вера спасает и что такое вера без дел, мертвая, неспасительная. Предыдущий стих говорит о том, что вера без дел мертва. Далее Писание объясняет, что через дела вера становится полной или совершенной. Таким образом, контекст говорит о том, что это было оправдание или доказательство веры Авраама, а не средство его оправдания перед Богом. Оправдание совершилось через веру. Но вера Авраама была засвидетельствована ее плодами, то есть делами. Проще говоря, Авраам был оправдан верой, а его вера предполагала в качестве свидетельства его дела.
Греческий термин «оправдание» означает признание невиновным. Это значит, что вера Авраама была засвидетельствована как истинная делами, к которым она привела. То же самое слово использует Христос в Мтф. 11.19 и Лк.7.35: «Оправдана премудрость чадами ее». Это значит, что оправдание здесь предполагает средства, подтверждающие ценность или достоверность чего-то. Мы становимся праведны пред Богом, и наша вера свидетельствуется как истинная ее плодами.
Вот что такое дела в соответствии с верой. Это доказательство того, что наша вера реальна. Это не валюта, за которую приобретаются места на небесах, но залог и доказательство того, что Христос приобрел для нас и что Он дал нам веру. Многие говорят, что «я похож на своего отца». Это делает меня сыном своего отца? Нет, я сын своего отца, потому что я рожден от него. Но мой образ свидетельствует о том, что я являюсь его сыном. Точно так же и с Божественной жизнью. Дела для Бога не делают нас сынами Божьими. Но они свидетельствуют о том, что мы от Бога родились.
Праведные дела будут результатом всякой истинной веры, они являются необходимыми доказательствами. Христос часто говорил о необходимости этих доказательств. Он сказал в Мтф.7.17-19: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.  Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Хорошие плоды сами по себе не делают дерево хорошим, но они свидетельствуют, что оно хорошее.
Так что для нас, чтобы быть уверенными в том, что мы хорошее дерево, приносящее хорошие плоды, необходимо приносить эти плоды, знать, что мы можем приносить их больше, и уменьшать число дурных плодов, производимых грехом.
Первым плодом христианской веры является внутренняя работа, изменяющая сердца. Гал.5.22-23 приводит список этих плодов: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, воздержание…». 2 Пет.1.5-7 приводит аналогичный список: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,  в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Петр говорит далее (ст.10-11): «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Петр говорит, что мы можем быть уверены в своем призвании и спасении, когда видим, что наша вера производит эти вещи, ибо это та вера, которая вводит в Царство Небесное.  В конце списка Петр говорит о плодах Духа, Который изменяет сердца и производит новые стремления в нашей жизни. Первые пять плодов – наши внутренние качества. При их наличии мы обретаем и внешние – братскую любовь и доброту.
Этот принцип дел, которые являются свидетельством истинности веры, встречается во всем Писании. Вот лишь несколько примеров тому.

Иоан.5.36, 10.25. Христос учит, что Его дела свидетельствуют о том, Кто Он есть.
Деян.26.19-20. Павел говорит, что он делает то, чего требует покаяние.
Деян.9.36. Дела доброты и милосердия являются доказательством веры.
1 Тим.2.10. Добрые дела позволяют оценить претензию женщины на благочестие.
Иоан.3.19, 7.21-22. Дела выявляют злое сердце.
Иак.3.13. Иаков говорит, что мы являем мудрость в наших делах.
Тит 1.13. Павел говорит, что некоторые утверждают, что знают Бога, но отвергают Его своими делами.
Тит 2.14. Искупленные ревностны к добрым делам, а истинная вера ревностна к добру.
1 Тим.5.25. Добрые дела очевидны, и их нельзя скрыть.
Кол.1.21. Мы ранее совершали зло (ранее, но не сейчас!).
Рим.15.18. Дело Христа – послушание в слове и в деле.
Пс.14.1. Решения сердца выявляют растление.
Притч.20.11. Человек познается по его делам.
Иер.7.3-7, Иона 3.10. Дела выявляют истинное покаяние.
Ос.5.4. Помыслы соответствуют духу.
Евр.10.36. Праведные стойки до конца.

Таким образом, мы должны научиться распознавать добрый плод и узнать на основании Писания, как производить его. Кроме того, мы должны знать, что такое дурные плоды, и как избавиться от них. Писание постоянно говорит, что такое дурные дела. Павел пишет: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5.19-21). Сам Христос учит в Мтф.6.15: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Что делать, если вы христианин, но не видите в себе плодов, которые хотите видеть, или просто боретесь с привычным грехом? Осознайте и примите, что утешение –это плод победы над грехом. Христианин всегда должен чувствовать все более глубокое раскаяние в том, что он бесконечно оскорбил бесконечного Бога. В христианской жизни бывает, что плоды спасения далеко не очевидны. Но не сидите сложа руки! Примите менры, чтобы обрести плоды – читайте Писание, учитесь, запоминайте, размышляйте, молитесь о благодати Божией, исследуйте себя, возрастайте в общении, и не оставайтесь в своих грехах, думая, что все нормально. Признайте грех, покайтесь и оставьте его!
Итак, есть ли для нас какая-либо уверенность? В Писании мы находим  большой список того, что такое плоды покаяния. Многие места говорят нам о том, что те, кто коснеют в определенных грехах, не пойдут на небеса. Может ли у нас быть в таком случае надежда? Да. Как уже говорилось, наше освящение означает, что мы умерщвляем грех и ходим в праведности. Это значит, что христиане не могут ни безучастно относиться ко греху, ни практиковать его. Напротив, христиане борются с грехом. Будучи христианами, мы знаем, что Христос нам дороже греха. Мы верим, что угодить Богу можно. Для этого мы исследуем себя, чтобы убедиться, что мы приносим плоды веры. Также мы исследуем себя, чтобы увидеть, где грех присутствует в нашей жизни, и избавиться от него! Речь не о том, чтобы святой был безупречен, но о том, что он должен решить бороться с грехом до самой смерти. Позже мы обсудим, как ходить в праведности и умерщвлять грех.
Итак, если мы стремимся к уверенности в спасении, мы можем иметь ее в этой жизни. Но эта уверенность должна быть библейской. Я хочу также, чтобы никто не мечтал о себе, что можно жить идеальной жизнью и найти мир в вечности. Вы не сможете этого! Вы должны иметь веру, чтобы спастись. Мы сказали, что основание уверенности веры – это ее плоды. Но не в них наша величайшая надежда. Она в том, что основанием спасения является суверенитет Божий. Наша самая большая уверенность - в том, что спасение есть дело Божие, и что, будучи верен, Он может спасти нас.
 
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn